Содержание:

К содержанию

Подготовка к празднику

Возраст и количество детей: 9-12 лет.

Цель проведения праздника — заинтересовать детей, которые желают "бросать" музыку. Или дополнительная интересная подготовка к очередным выступлениям (академконцерты, экзамены пр.).

Подготовка детей к празднику не нужна. Каждый ребенок проходит это все на уроках и у себя дома.

Длительность музыкальной викторины в пределах 2-2,5 часов (для каждого ребенка возле инструмента 30-40 мин.)

Для проведения конкурсов нам понадобились надувные разноцветные шарики, нитки, двухсторонний скотч, ножницы, 7 листов цветной бумаги, маркер, фломастеры, 4 листа обыкновенной бумаги, 4 ручки.

Для призов мы приобрели 4 плитки шоколада, 1 коробку шоколадных конфет, 1 фотоальбом, 4 CD и 4 DVD диска, 2 набора открыток, 2 брелка для ключей, 2 школьные тетради, 2 блокнота, 1 записную книжку, 4 авторучки и 2 комплекта фломастеров.

Подготовка к конкурсам. Из каждого из 7 цветных листов бумаги ножницами вырезали ноты и с обратной стороны фломастерами подписали название песни из мультфильмов: "Чунга-Чанга", " Я на солнышке лежу", "В траве сидел кузнечик", "Голубой вагон", "От улыбки", "Облака" и "Пусть бегут неуклюже". Потом на простых листах мы распечатали 5 легких произведений для 2-3 класса (Моцарт "Менуэт", Шопен "Прелюдия", два "Этюда" Майкапара и Черни, Кабалевский "Клоуны"). С обратной стороны листов нарисовали логотип с названием праздника "Мы талантливы". В принципе, и все.

Кстати, постарайтесь, чтобы все задания были в секрете от вашего ребенка, так как он тоже участник.

Оформление комнаты и инструмента нужно сделать за день до проведения праздника. Первым делом — уборка комнаты. Затем заботимся о планировке, т.е. как будет стоять праздничный стол, за которым будут сидеть дети, где будет находиться инструмент. Самое лучшее — праздник проводить в гостиной. Если пианино у вас маленькое, оно не блокировано мебелью, тогда с помощью роликов, на которых стоит инструмент, аккуратно поворачиваем его так, чтобы лучше было видно исполнителя сбоку, а не со спины. Или хотя бы нужно отодвинуть одну сторону инструмента от стены, т.е. разместить пианино под углом к ней. Так ваш инструмент будет ярче и объемнее звучать непосредственно от его резонансной деки, которая и является главной акустической частью инструмента. И детей такое положение инструмента может заинтересовать. После этого необходимо провести чистку тыльной стороны пианино от накопившейся за долгое время пыли и грязи с помощью пылесоса. Влажной тканью нужно протереть резонансную деку и рипки (наклеенные рейки), футор (деревянную основу). После этого уже можно приступить к полировке самого корпуса инструмента. После всего этого надо, чтобы ребенок сел за пианино и исполнил хотя бы упражнения (аккорды, арпеджио): необходимо проверить удобство и комфортность пианино. Не качается ли инструмент во время нажатия аккордов или педалей? Неустойчивое положение инструмента недопустимо!

Помните: строй инструмента должен быть в пределах нормы (не должны западать клавиши, фальшивить звуки), инструмент должен стоять на твердой основе пола.

После всего этого можно приступать к украшению комнаты. Мы предпочли разноцветные шарики, на каждом маркером сделали рисунки (ноты всех размеров, скрипичный и басовый ключи, диез, бекар, бемоль и т.п.) и развесили по всей комнате.

Пианино мы украсили конкурсными заданиями: подготовленные вырезанные из цветной бумаги ноты с песнями для подбора по слуху обратной стороной с помощью двухстороннего скотча приклеили на футор инструмента. Подвесили дополнительно 4 разноцветных шарика с именами юных исполнительниц "Ирина", "Настя", "Лена" и "Аня" (на резонансный щит лучше ничего не вешать). Сам корпус не украшали ничем, так как это может мешать во время игры, хотя дочь все-таки надула еще один большой шар и прицепила его за фиксатор верхней крышки.

К содержанию

Проведение праздника

В день проведения праздника готовим праздничный стол, еще раз проверяем, все ли готово к проведению праздника, и ждем юных гостей.

Гостей ребенок знакомит со своей комнатой, с инструментом, предлагает детям перед конкурсом разыграться гаммами.

Итак, все собрались. И спустя 10-15 мин можно начинать музыкальную викторину под названием "Мы талантливы", которая состоит из 3 этапов.

1-й этап — "Маэстро". Каждый из участников демонстрирует свое программное произведение на пианино, а другие дети внимательно слушают и у себя помечают все недостатки, которые допустил исполнитель. Так слушаем исполнение всех детей. В конце подводим итоги, смотрим, у кого больше выявленных замечаний.

Перед проведением конкурса каждому из участников выдается по ручке, блокноту и надувному шарику. Естественно, что все пожелают слушать, а не играть. Поэтому участники надувают шарик, завязывают его ниткой. По величине определяем поочередность. У кого самый большой — последний, немного меньше — предпоследний, самый маленький — первый. У кого шарик лопнул — тому не повезло, он автоматически первым садится за инструмент.

Каждый участник за исполнение получает обязательно по плитке шоколада, каждый из слушателей, в зависимости от количества выявленных замечаний, получает (начиная от наименьшего) ручку, фломастеры, блокнот. И за наибольшую внимательность — записную книжку.

Общая длительность этапа: 20-35 минут (по 5-7 минут каждому исполнителю).

Во избежание неприятностей не следует разрешать детям оценивать исполнителя по бальной системе, играть в "слабое звено", заставлять свою "коллегу" повторить заново произведение или отдельный его эпизод, исправляя ошибки.

Помните: это детский праздник, а не школьный урок, экзамен или выступление перед родителями.

После 1-го этапа приглашаем участников к праздничному столу. Спустя час предлагаем детям поговорить о любимых исполнителях, вспомнить, какие песни нравится петь. Спрашиваем, умеет ли кто-нибудь аккомпанировать. Если аккомпаниаторы нашлись — естественно, приглашаем за инструмент. Так мы потихоньку подошли ко 2-му этапу под названием "Веселые нотки". На этом этапе ребенку нужно подобрать мелодию по слуху.

Первым делом, спрашиваем детей, кто из них самостоятельно уже подбирал любимую мелодию. Кто может ее нам сыграть. Вот Лена села за пианино и сыграла мелодию из телепередачи "В мире животных". После этого она обошла инструмент с обратной стороны и выбрала нотку, прикрепленную на футоре. Она всем прочитала название песни, которую ей предстоит сымпровизировать — "В траве сидел кузнечик". Вернувшись обратно к клавиатуре, девочка без особых усилий проиграла эту мелодию. Приглашается второй участник, Ирина, которой попалось задание потруднее — подобрать мелодию "Голубой вагон". Она попыталась как-то подобрать, но у нее ничего не получилось. Мы просим у всех помощи. Тот, кто сможет подобрать эту мелодию, получит дополнительный бонус. Согласились две участницы, Настя и Лена. К инструменту пригласили Настю. У девочки получилось, справилась она с заданием за 6 минут. Ирине дали возможность пойти по второму кругу, и она выбрала нотку с заданием подобрать песню "Чунга-Чанга". Сначала у нее не получалось, однако Лена ей потом помогла. Последним участником была дочь Аня, которая выбрала задание подобрать мелодию песни "От улыбки". Девочка долго трудилась, но все-таки подобрала мелодию без помощи подруг за 8 минут. В конце мы подвели итоги, отметили лучшую импровизацию, учитывая способности и навыки ребенка.

Призы: диск DVD (для Ирины), набор открыток (Настя и Ане), фотоальбом получила Лена. Время проведения этапа: 35-40 минут (по 7-10 минут каждому).

Не забывайте, что не всем дано иметь музыкальный или абсолютный слух! Во избежание неприятностей среди детей не следует разрешать им показывать свое "я".

После 2 этапа делаем перерыв на 20 минут (чаепитие). За это время мы на инструменте (верхнюю крышку корпуса пианино мы закрыли) разместили 5 листов с произведениями для читки с листа, обернув к участницам стороной с логотипом и названием праздника. Приступили к заключительному этапу "Интересные странички". Юным пианисткам предстояло разучить неизвестное произведение.

Каждая участница выбрала лист с незнакомым произведением, села за инструмент и произвела "читку с листа". Произведение должно быть разучено до конца. Засекли время, прослушали произведения. И подвели итоги. Кто справился со своим заданием быстрее всех?

Вот с этим заданием как раз повезло Ирине (ей вручена коробка шоколадных конфет), справилась Лена (она получила блокнот), немножко в нотах "ковырялась" Аня (ей достался брелок для ключей) и не слишком быстро справилась Настя (она выиграла тетрадь). Время проведения этапа: 40 минут — 1 час (от 10 до 15 минут каждому).

Супер-приз в программе не был предусмотрен, однако 10 у.е. досталось... 10-летней Ирине, которая по слуху сыграть не смогла, а вот ее умение читать с нот и исполнение 1 части сонаты № 14 "Лунной" Бетховена поразило всех.

Музыкальная викторина закончилась. Все участники вновь вернулись к столу, на котором красовался праздничный торт с изображением скрипичного ключа. Мы за это время переместили инструмент на место к стене для создания большей площади в комнате. Потом начались уже забавные игры самих детей — "девичник".

Домой детвора ушла счастливая, и время прошло для них весело. Они совместили приятное с полезным. "Академки" девчонки сдали на "отлично", а главное — у всех детей после этого пропала идея "бросать музыку".

Желаю удачи родителям и успехов детям!