Подготовка к празднику
Возраст и количество детей:
Цель проведения праздника — заинтересовать детей, которые желают "бросать" музыку. Или дополнительная интересная подготовка к очередным выступлениям (академконцерты, экзамены пр.).
Подготовка детей к празднику не нужна. Каждый ребенок проходит это все на уроках и у себя дома.
Длительность музыкальной викторины в пределах 2-2,5 часов (для каждого ребенка возле инструмента
Для проведения конкурсов нам понадобились надувные разноцветные шарики, нитки, двухсторонний скотч, ножницы, 7 листов цветной бумаги, маркер, фломастеры, 4 листа обыкновенной бумаги, 4 ручки.
Для призов мы приобрели 4 плитки шоколада, 1 коробку шоколадных конфет, 1 фотоальбом, 4 CD и 4 DVD диска, 2 набора открыток, 2 брелка для ключей, 2 школьные тетради, 2 блокнота, 1 записную книжку, 4 авторучки и 2 комплекта фломастеров.
Подготовка к конкурсам. Из каждого из 7 цветных листов бумаги ножницами вырезали ноты и с обратной стороны фломастерами подписали название песни из мультфильмов: "Чунга-Чанга", " Я на солнышке лежу", "В траве сидел кузнечик", "Голубой вагон", "От улыбки", "Облака" и "Пусть бегут неуклюже". Потом на простых листах мы распечатали 5 легких произведений для
Кстати, постарайтесь, чтобы все задания были в секрете от вашего ребенка, так как он тоже участник.
Оформление комнаты и инструмента нужно сделать за день до проведения праздника. Первым делом — уборка комнаты. Затем заботимся о планировке, т.е. как будет стоять праздничный стол, за которым будут сидеть дети, где будет находиться инструмент. Самое лучшее — праздник проводить в гостиной. Если пианино у вас маленькое, оно не блокировано мебелью, тогда с помощью роликов, на которых стоит инструмент, аккуратно поворачиваем его так, чтобы лучше было видно исполнителя сбоку, а не со спины. Или хотя бы нужно отодвинуть одну сторону инструмента от стены, т.е. разместить пианино под углом к ней. Так ваш инструмент будет ярче и объемнее звучать непосредственно от его резонансной деки, которая и является главной акустической частью инструмента. И детей такое положение инструмента может заинтересовать. После этого необходимо провести чистку тыльной стороны пианино от накопившейся за долгое время пыли и грязи с помощью пылесоса. Влажной тканью нужно протереть резонансную деку и рипки (наклеенные рейки), футор (деревянную основу). После этого уже можно приступить к полировке самого корпуса инструмента. После всего этого надо, чтобы ребенок сел за пианино и исполнил хотя бы упражнения (аккорды, арпеджио): необходимо проверить удобство и комфортность пианино. Не качается ли инструмент во время нажатия аккордов или педалей? Неустойчивое положение инструмента недопустимо!
Помните: строй инструмента должен быть в пределах нормы (не должны западать клавиши, фальшивить звуки), инструмент должен стоять на твердой основе пола.
После всего этого можно приступать к украшению комнаты. Мы предпочли разноцветные шарики, на каждом маркером сделали рисунки (ноты всех размеров, скрипичный и басовый ключи, диез, бекар, бемоль и т.п.) и развесили по всей комнате.
Пианино мы украсили конкурсными заданиями: подготовленные вырезанные из цветной бумаги ноты с песнями для подбора по слуху обратной стороной с помощью двухстороннего скотча приклеили на футор инструмента. Подвесили дополнительно 4 разноцветных шарика с именами юных исполнительниц "Ирина", "Настя", "Лена" и "Аня" (на резонансный щит лучше ничего не вешать). Сам корпус не украшали ничем, так как это может мешать во время игры, хотя дочь все-таки надула еще один большой шар и прицепила его за фиксатор верхней крышки.
Проведение праздника
В день проведения праздника готовим праздничный стол, еще раз проверяем, все ли готово к проведению праздника, и ждем юных гостей.
Гостей ребенок знакомит со своей комнатой, с инструментом, предлагает детям перед конкурсом разыграться гаммами.
Итак, все собрались. И спустя
Перед проведением конкурса каждому из участников выдается по ручке, блокноту и надувному шарику. Естественно, что все пожелают слушать, а не играть. Поэтому участники надувают шарик, завязывают его ниткой. По величине определяем поочередность. У кого самый большой — последний, немного меньше — предпоследний, самый маленький — первый. У кого шарик лопнул — тому не повезло, он автоматически первым садится за инструмент.
Каждый участник за исполнение получает обязательно по плитке шоколада, каждый из слушателей, в зависимости от количества выявленных замечаний, получает (начиная от наименьшего) ручку, фломастеры, блокнот. И за наибольшую внимательность — записную книжку.
Общая длительность этапа:
Во избежание неприятностей не следует разрешать детям оценивать исполнителя по бальной системе, играть в "слабое звено", заставлять свою "коллегу" повторить заново произведение или отдельный его эпизод, исправляя ошибки.
Помните: это детский праздник, а не школьный урок, экзамен или выступление перед родителями.
После
Первым делом, спрашиваем детей, кто из них самостоятельно уже подбирал любимую мелодию. Кто может ее нам сыграть. Вот Лена села за пианино и сыграла мелодию из телепередачи "В мире животных". После этого она обошла инструмент с обратной стороны и выбрала нотку, прикрепленную на футоре. Она всем прочитала название песни, которую ей предстоит сымпровизировать — "В траве сидел кузнечик". Вернувшись обратно к клавиатуре, девочка без особых усилий проиграла эту мелодию. Приглашается второй участник, Ирина, которой попалось задание потруднее — подобрать мелодию "Голубой вагон". Она попыталась как-то подобрать, но у нее ничего не получилось. Мы просим у всех помощи. Тот, кто сможет подобрать эту мелодию, получит дополнительный бонус. Согласились две участницы, Настя и Лена. К инструменту пригласили Настю. У девочки получилось, справилась она с заданием за 6 минут. Ирине дали возможность пойти по второму кругу, и она выбрала нотку с заданием подобрать песню "Чунга-Чанга". Сначала у нее не получалось, однако Лена ей потом помогла. Последним участником была дочь Аня, которая выбрала задание подобрать мелодию песни "От улыбки". Девочка долго трудилась, но все-таки подобрала мелодию без помощи подруг за 8 минут. В конце мы подвели итоги, отметили лучшую импровизацию, учитывая способности и навыки ребенка.
Призы: диск DVD (для Ирины), набор открыток (Настя и Ане), фотоальбом получила Лена. Время проведения этапа:
Не забывайте, что не всем дано иметь музыкальный или абсолютный слух! Во избежание неприятностей среди детей не следует разрешать им показывать свое "я".
После 2 этапа делаем перерыв на 20 минут (чаепитие). За это время мы на инструменте (верхнюю крышку корпуса пианино мы закрыли) разместили 5 листов с произведениями для читки с листа, обернув к участницам стороной с логотипом и названием праздника. Приступили к заключительному этапу "Интересные странички". Юным пианисткам предстояло разучить неизвестное произведение.
Каждая участница выбрала лист с незнакомым произведением, села за инструмент и произвела "читку с листа". Произведение должно быть разучено до конца. Засекли время, прослушали произведения. И подвели итоги. Кто справился со своим заданием быстрее всех?
Вот с этим заданием как раз повезло Ирине (ей вручена коробка шоколадных конфет), справилась Лена (она получила блокнот), немножко в нотах "ковырялась" Аня (ей достался брелок для ключей) и не слишком быстро справилась Настя (она выиграла тетрадь). Время проведения этапа: 40 минут — 1 час (от 10 до 15 минут каждому).
Супер-приз в программе не был предусмотрен, однако 10 у.е. досталось... 10-летней Ирине, которая по слуху сыграть не смогла, а вот ее умение читать с нот и исполнение 1 части сонаты № 14 "Лунной" Бетховена поразило всех.
Музыкальная викторина закончилась. Все участники вновь вернулись к столу, на котором красовался праздничный торт с изображением скрипичного ключа. Мы за это время переместили инструмент на место к стене для создания большей площади в комнате. Потом начались уже забавные игры самих детей — "девичник".
Домой детвора ушла счастливая, и время прошло для них весело. Они совместили приятное с полезным. "Академки" девчонки сдали на "отлично", а главное — у всех детей после этого пропала идея "бросать музыку".
Желаю удачи родителям и успехов детям!