Содержание:

"Я пилюльку проглочу, старой стать я не хочу", — этими словами Пеппи Длинныйчулок обозначила желание всегда быть ребенком. В книгах Астрид Линдгрен она такой и осталась. В реальной жизни избежать взросления не удается. Но прибавить год к цифре в графе "возраст" — это еще не означает повзрослеть. Чтобы ощутить себя уже не ребенком, нужно получить определенный опыт. Как в компьютерной игре: level up, перейти на новый уровень. Кому-то в этом помогает общение, кому-то — работа. Учеба в вузе тоже может рассматриваться как своеобразный обряд инициации и начало новой жизни.

К содержанию

Обряд инициации

Что, собственно, инициируется — то есть начинается — в тот момент или период, когда мы из взрослых становимся детьми? Появляется чувство ответственности, человек знакомится с новыми рамками своего существования. Проще говоря, он перестает руководствоваться лишь собственными велениями души и разума — и начинает принимать слово "должен" как норму, а не как ужасный закон "взрослого" бытия. Сразу замечу, что такая инициация может происходить, а может и отсутствовать. Сегодня она становится необязательным приложением к обычному взрослению, но потребность в качественном переходе во взрослое состояние остается в любом человеке. Настоящее взросление сопровождается более сложным ритуалом, чем получение паспорта или аттестата.

Ритуал посвящения (или инициации) присутствовал в обществах прошлого. Дабы доказать, что подросток готов стать членом взрослого общества, он проходил определенные испытания. Порой эти обряды были жестокими, иногда — просто требовали знаний и умений, которые подтверждали бы знания и способности испытуемого, но любой ритуал такого рода делил жизнь человека на "до" и "после".

Обряды посвящения остались и сегодня — в религиозных культурах к ним можно отнести крещение либо конфирмацию у лютеран, впрочем, свой обряд в той или иной форме присутствует почти в каждой религии. Цель такого обряда — показать, что человек (или его попечители, например, крестные) осознают, частью какой культуры они становятся, знают основные правила и готовы их соблюдать. Никакой жестокости в современных обрядах посвящения нет. Чаще всего их форма ближе к игре. Если продолжать аналогию с миром компьютерных игр, то инициация означает, что игрок понял, какими клавишами нужно управлять, как проходит общение с миром — и что он готов к началу игры.

Что случается, если вы достигли определенного возраста, приобрели навыки, а посвящения всё нет? Ситуация вполне типичная — не зря современное общество называют инфантильным или обществом "взрослых детей". В общем-то, ничего трагического и не происходит. Просто человек не развивается, а продолжает существовать словно бы в образе ребенка. Изменения происходят не по вертикали, а по горизонтали. Вроде как и не нужно отказываться от детских привычек, но уже можно получать взрослые привилегии. Казалось бы, это замечательно: живи и радуйся — но для реальной жизни "невзросление", эта мечта Пеппи, оказывается медалью о двух сторонах.

Какие качества приобретает взрослый человек? Теряя детскую безответственность, он принимает правила, согласно которым, он — часть "большого мира". А значит, он должен делать выбор, нести за него ответственность, знать законы, соблюдать их, если не желает быть наказанным, соотносить свои потребности с окружающим миром. Это кажется скучным и сложным? Но и преимущества у взрослого — немалые. Взрослого человека воспринимают всерьез, ему больше доверяют, а следовательно, перед ним открывается больше возможностей для изменения себя и мира. Взрослое отношение к работе чаще способно привести к карьерному росту, в отношениях с противоположным полом — к доверительным партнерским отношениям, с друзьями — к уверенности друг в друге. Ребенок воспринимается окружающими как объект, который может вдруг повести себя странно, по-своему, и поэтому его нужно учить, можно указывать ему, что делать, ведь по сути он именно этого и хочет. К взрослому человеку иное отношение даже у преподавателей. Даже простой статус "большого", когда у студента, например, есть семья и работа, может сделать саму модель общения "учитель-ученик" совсем другой, более уважительной и терпимой. Взрослый — это примерно как член клуба, где каждый может быть каким угодно, но у него есть "членская карточка", по которой его узнают и пропускают на встречи.

К содержанию

Почувствовать себя героем

Как получить эту "карточку"? Мы уже поняли, что она не дается вместе с паспортом или аттестатом. Но во многом учеба в вузе может стать аналогом обряда инициации.

Для того чтобы понять, действительно ли это так и каждый ли студент проходит все этапы такого обряда, нужно понять, что это за этапы.

Итак, первое, как ни странно, это условная "смерть", то есть расставание со своим прошлым. И в первую очередь — с прошлым статусом. (Кстати, один из сохранившихся обрядов перехода — свадьба — сохранил часть символики древних культов. Так, во многих культурах платье невесты ассоциируется с нарядом покойника, потому что она прощается со старой, незамужней жизнью. Поэтому в такой символической смерти старого статуса нет ничего страшного.) На практике это означает, что вы прощаетесь со школой, а заодно, со школьными привычками, зачастую — с кругом общения и старыми традициями.

После этого необходимо сделать выбор. В одной из архаичных культур, которая до сих пор существует на севере России, обряд инициации связан с восхождением на опасную гору. Тот, кто сумел подняться, провести там какое-то время, пройти испытания (там они групповые, вроде совместной первой охоты), а затем спуститься — уже взрослый. Подобная гора для современного молодого человека — это выбор профессии, вуза, сдача экзаменов и, наконец, зачисление.

Однако оказаться на горе — это еще не всё. В конце концов, разве каждый, кто поступил в вуз (неважно, на какой основе), уже ощущает себя студентом? Конечно, нет, возможно, поэтому во многих вузах есть специальное посвящение в студенты. Правда, его цель — это чаще всего просто знакомство со старшекурсниками, иногда — подготовка какой-то самопрезентации. Во многом целью такого посвящения оказывается знакомство и со своим новым сообществом — с группой, выработка навыков совместной работы. Поэтому не стоит недооценивать подобные мероприятия, хотя и обрядом посвящения в полном смысле слова они не являются.

После такого командного общения, то есть этапа номер три, наступает самая главная часть испытания. Это, собственно, игра в отношения со взрослым миром. В традиционных культурах играют во встречу с чудовищем или тяжелые условия существования. Человек должен выйти из себя, то есть окончательно проститься с собой-ребенком и встретить себя-взрослого. Чаще всего таким обрядом становится первая сессия. Даже самые уверенные в себе отличники волнуются, так как новый опыт есть новый опыт. Можно "проскочить" и этот этап, сдать по привычке со шпаргалкой, отнестись ко всему происходящему с отстраненной иронией. Но стоит ли? Ведь вся учеба в вузе — это, в сущности, продолжительный обряд перехода ко взрослой жизни. Но если вы пройдете основные этапы еще на первом курсе, то на старших курсах будет намного проще общаться с преподавателями. Из чудовищных противников они превратятся в собратьев по племени. И не думайте, что это вы им уподобитесь (хотя это тоже вполне обоснованная трактовка). Скорее, преподаватель оказывается своего рода транслятором правил взрослого мира. Вообще говоря, фигура преподавателя заслуживает особого внимания.

К содержанию

Преподаватель — это Баба-яга

Знаете ли вы, что представляет собой Баба-яга, если рассмотреть ее как часть обряда инициации (а сказки в простой форме чаще всего рассказывают нам именно о взрослении, поэтому и рассказываются детям, словно готовя их ко взрослой жизни и прививая первые навыки поведения в ней)? Баба-яга, с костяной ногой, избушкой на курьих ножках и умением чуять русский дух — это проводник героя из одного мира в другой. В сказочной реальности имеются в виду мир живых и мир мертвых. Соответственно, герой, попадая в ее избушку, ест, пьет, моется в бане и таким вот, самым прямым образом постигает правила иного мира. После этого Баба-яга пытается его съесть, но герой уходит, получая к тому же пропуск в новый мир, где он совершает подвиги и ведет свою историю к известному концу про "жили они долго и счастливо".

Если мы вернемся к нашим реалиям университетской жизни, то окажется, что преподаватель — это и есть та самая Баба-яга. Судите сами: наполовину он — часть взрослого мира, наполовину — студенческого. Преподаватель предлагает студенту получить пищу нового мира, погрызть тот самый гранит науки, проверить свои знания. Всегда на заднем фоне мелькает опасность быть съеденным, то есть не сдать сессию. Но самое главное, Баба-яга говорит на двух языках — языке героя и языке окружающего ее фантастического мира. А после общения с ней и сам герой овладевает навыком общения с этим миром. Так и преподаватель: он, с одной стороны, переводит профессиональный и научный язык для студентов, а с другой — помогает выучить основные приемы использования такого языка.

В итоге, после нескольких лет общения с проводником, систематических испытаний, освоения нового языка, попытки игры по взрослым правилам (а зачем, по-вашему, еще нужна практика в вузах?), сотрудничества со взрослыми (это если к вам приходят с лекциями и семинарами представители бизнеса или науки из большого мира), вы выходите из стен университета совсем другим. Сразу отметим, что срок взросления у каждого свой. Кто-то уже после первого курса ощущает готовность "спуститься с горы", начинает работать, заводит серьезную личную жизнь, поселяется в отдельной квартире и так далее. А кому-то и пяти лет мало.

В любом случае, отношение к вузу как к месту для настоящего взросления и инициации может только помочь. Инициация сегодня — это почти всегда игра, но, понимая, какие интересные и серьезные последствия могут быть у такой игры, мы только получаем от нее больше пользы.

Полина Колозариди