При всей палитре имеющихся в багетной мастерской вариантов паспарту нередко случается, что вам не годится ни один из них. Оригинальное, а главное, в точности подходящее именно к вашей вышивке паспарту вполне можно сделать самостоятельно. Подробности рассказывает Анна Комаринец, известная московская переводчица и мастерица-кукольник.

При создании или выборе паспарту не существует никаких законов и правил, есть, однако, несколько принципов, которых следует придерживаться.

Основной: паспарту ни в коем случае не должно затмевать вашу работу, а, напротив, всячески оттенять ее и подавать в наилучшем свете. Далее, нужно помнить, что паспарту станет неотъемлемой частью общей композиции, внесет в нее свою лепту, обладающую собственным характером. Здесь важно не упускать из виду цветовые сочетания.

О клее:
не весь ПВА, купленный в магазине, ведет себя одинаково. Этому клею, как и многому другому на свете, свойственно портиться. А еще бывает, что недобросовестные производители поставляют некачественный клей. Хороший ПВА должен быть белого (не кремового и уж никак не желтого) цвета и консистенции жидкой сметаны. Хорош ПВА, продающийся в желтых пластмассовых банках с красной крышкой, еще лучше ЗD ПВА в банках серебристого цвета. Не беспокойтесь из-за размера банок, потраченные вами деньги окупятся с лихвой.

Для черно-белых работ используются обычно паспарту и рама в сочетаниях белое-белое, черное-черное, белое-черное и разные градации серого.

То же, плюс какие-нибудь пастельные тона, берется и для многоцветных вышивок, но не скучно ли это? Не бойтесь играть с цветом: при выборе оттенков, их насыщенности и "светлотности" вам поможет сама вышивка. Нужно лишь определить доминирующий тон, то есть понять, какой цвет преобладает по объему занимаемого пространства и по насыщенности. А еще в вашей вышивке уже непременно заложен цвет, дополняющий основной. Самый простой пример: для красного это будет зеленый. Согласитесь, красный мак с голубым стеблем, возможно, выглядит футуристично, но такое сочетание вряд ли можно назвать гармоничным. Как только определены поддерживающие друг друга основной и дополнительный цвета, можно смело выбирать из палитры их оттенков.

Важной особенностью паспарту является его фактура. Цвет в паспарту, как правило, обеспечивается тонким слоем бумаги, льна или бархата — их приклеивают на толстый лист специального бескислотного картона, белого или черного. Окраска картона тоже не может быть случайной, так как его срез, сделанный под углом в 45 градусов, прекрасно виден и придает оформлению дополнительный штрих.

Но зачем ограничиваться лишь тканью или тонкой бумагой, правильно приклеить которые — весьма нелегкая задача? Давайте пойдем по более простому пути, который, тем не менее, даст интересные или необычные результаты, а сама работа, вероятно, вас позабавит или доставит удовольствие. Основная идея здесь — декорировать при помощи красок или подручных средств сам картон, а основной метод сходен с тем, какой описывался в мастерклассе по старению тканей (см. ВК №3(26) 2007).

Накладывая различные материалы на картон, можно получить эффект рельефного паспарту, причем рельефный рисунок будет хаотичным, что, кстати, позволит скрыть любые недостатки, неизбежные в том случае, если вы не профессиональный багетчик.

Существует множество способов добиться подобного эффекта, но здесь поговорим о наиболее благоприятных в финансовом смысле. Для них вам потребуется очень немного подручных средств.

Первый вариант — это художественная грунтовка. Можно просто взять акриловую грунтовку для картона и хаотично нанести ее на поверхность. Именно хаотично и неаккуратно, чтобы она легла затеками и разводами, которые мы особым образом используем впоследствии. Если подобной грунтовки нет под рукой (или нет настроения идти за ней в магазин), имеет смысл воспользоваться вариантом номер два — обычной акриловой или латексной шпатлевкой для внутренних финишных работ. Вдруг подобная завалялась у вас после ремонта? В сравнении с грунтовкой для художественных работ шпатлевка грубее и гуще, зато позволяет добиться большей рельефности и вывести, какие пожелаете, загогулины, горные хребты и прочие художественные неровности.

Не хотите пачкать руки грунтовкой или шпатлевкой? Не беда. Очень нежного рельефного эффекта можно добиться при помощи клея и туалетной бумаги или бумажных полотенец. Это и есть третий вариант. Тут следует помнить лишь о том, что туалетная бумага должна быть не тонкой и шершавой, а непременно "пухлой". А если выбранная вами бумага приятного цвета, да еще и имеет симпатичный рисунок, полдела уже сделано. Накладываем туалетную бумагу или бумажное полотенце на кусок картона, аккуратно промазываем клеем ПВА, разведенным до консистенции питьевого йогурта, и не менее аккуратно "жамкаем", то есть закладываем морщинками и складочками.

О шпатлевке:
если вам покажется, что остатки в банке засохли, ничего страшного. Выковыряйте засохшее ложкой и залейте в небольшой плошке теплой водой — через пару часов шпатлевка размякнет.

О покраске сухой кистью:
черная или темная, почти черная краска, нанесенная по серому фону, даст эффект кованого железа.

Во всех трех случаях нашему рельефу надо дать хорошенько просохнуть, а затем можно приступать к творчеству. Необходимо тщательно закрасить весь рельеф акриловой краской, помня, что она должна быть достаточно жидкой, чтобы затекать во все углубления и пазухи. Когда этот слой высохнет, взять краску другого цвета, лучше контрастную или ту же, но на несколько тонов светлее или темнее, и нанести ее на рельеф сухой кистью. Техника сухой кисти сводится к следующему: обмакнуть сухую плоскую кисть в неразведенную краску, снять излишки на листок бумаги, а оставшимся провести по выступающим поверхностям, окрашивая только их, что даст игру цвета на различных участках рельефа. Небольшой совет: красок должно быть только две; не стоит покрывать один участок рельефа одним цветом, а другой другим, это даст излишнюю цветовую мешанину, к тому же справиться с верным сочетанием многих цветов зачастую не под силу и опытному мастеру.

Готово? Теперь добавим в паспарту роскоши! Когда вы смотрели по ТВ классику российского кино, фильмы нашего детства (или детства наших родителей), скажем, "Садко", вам не случалось задуматься, как играющая птицу Феникс Лидия Вертинская выдерживает сцену в таком сложном головном уборе со множеством драгоценных камней, который должен быть невероятно тяжелым? Или как в оперных постановках певцы стоят в костюмах, расшитых с виду все теми же драгоценными камнями? Вот именно! Их тяжесть — лишь видимость. На самом деле драгоценные камни заменены... крупой. Да, да, самой обычной крупой: гречкой, горохом, фасолью и маком. Тут открыт большой простор для фантазии, главное, лишь подобрать масштаб крупинок, который подходил бы к вашей работе. Сам метод сложностью не отличается. Переберите подходящую крупу, покройте все тем же ПВА картон и выложите на него крупу ровным слоем или любым хаотичным рисунком. Полученному нужно дать высохнуть, а затем покрыть любой краской по желанию (маслом, акрилом, позолотой). Гуашь и акварель лучше не использовать, поскольку эти краски плохо ложатся на неровную поверхность, а вода в них может чуть растворить ПВА — рельеф посыплется. Для закрепления хорошо бы покрыть все лаком, можно дешевеньким, но ядреным лаком для волос, но лучше акриловым для художественных работ — блестящим или матовым, по желанию.

Дерзайте!

Анна Комаринец
Статья предоставлена журналом "Вышиваю крестиком", № 8 2007 год
Вышиваю крестиком