Порог взрослости - уже не ребенок, еще не взрослый

Как помочь подростку стать самостоятельным и решить свои проблемы в коллективе

С проблемами подросткового возраста сталкивался любой родитель. О подходах к их решению рассказывают Н.Г.Вираховская и А.Б.Вершок - психологи Ломоносовской школы.

Подростковый возраст - необходимый этап в становлении человека, этап закалки характера, формирования личности. В этот период родители часто жалуются: подростки ленивы, безответственны, спорят со взрослыми, не слушаются, инфантильны и т.д. В свою очередь, подростки говорят, что "родители часто осуждают, дают мало уверенности в своей любви", "взрослые думают, что они все знают. Они уделяют нам так мало времени и СОВЕРШЕННО нас не знают". Поэтому подростки замыкаются в себе, боятся родителей. Знакомая картина, не правда ли?

Перекресток дорог - время выбора

Подростковый возраст - время создания, осознания ценностей, поиска своего места в жизни. Психологи Ломоносовской школы помогают подросткам осознать приоритеты в списке ценностей: семья, дети, любовь, друзья, деньги, работа, творчество, здоровье. На уроках психологии ребята выводят формулы успешного выбора. Вот формула успеха ученика Ломоносовской школы: успешный выбор - это сумма целей, ресурсов, времени, желания, помноженных на удачу, минус лень и "звездная" болезнь. А вот другая формулировка: "Интерес порождает хотенье. Хотенье порождает волю. Воля - силу. Сила - героя. Герой - самое себя. Самое главное - не сколько у тебя интересов или сил. Самое главное - захотеть (если захотеть, то и горы повернешь под себя)". Учитывая особенности возраста - возраста мечты и активной работы мысли - классные часы и уроки психологии в школе проводятся в виде диспутов.

Важно помочь подростку построить модель желаемого будущего - выбрать профессию, вуз. Такой выбор мотивирует. Отметим, что в Ломоносовской школе в организации профессионально ориентированных экскурсий - в банки, на промышленные предприятия - активно участвуют родители.

В поисках своего места в коллективе

Поиск себя - это и поиск своего места в группе, в коллективе. Задача психолога в этой ситуации - помочь каждому ребенку раскрыть свой талант, не обязательно учебный. Например, ребенок может не блистать в учебе, но быть эмоциональным лидером, т.е. может простить, принять и поднять настроение, а и именно это и востребовано в коллективе. Решается эта задача на тренингах - неучебная обстановка помогает проявить себя "обычным" детям. Тренинг позволяет лучше узнать себя, сверстников, понять и оценить их.

Родителям важно понимать, что общение - это не блажь, а наиважнейшая потребность подростка. Общаясь со сверстниками, он может контактировать на равных, выйти из роли подчиненного, почувствовать себя взрослым.



Я взрослый, когда я делаю все сам

Вторая задача, которую решает тренинг - развитие самостоятельности. Над этой темой много работают пятиклассники. На психологических занятиях ребята сами организовывают свое время, учатся отстаивать свое мнение среди сверстников. Отметим, что такие тренинги проводятся только в Ломоносовской школе. Их программы создаются в соответствии с потребностями конкретного класса.

На воспитание самостоятельности направлена и проектная работа в школе. Ребята сами выбирают темы проектов и докладов на конференциях. Каждый делает проект "по душе": программист пишет программу, будущий журналист - книгу о Тютчеве и Фете. Ведь когда ребенку интересно, его не нужно "подгонять". Это также повышает статус ребенка в классе и делает его учебу комфортнее. Ведь часто ребята не хотят учиться, потому что им некомфортно в классе.

Родителям важно понимать, что в старшей школе ответственность за оценки несет не только школа, но и сам ученик. Перекладывая всю ответственность за оценки на школу, вы лишаете подростка возможности быть ответственным за себя и учиться преодолению трудностей.

Основа развития ребенка - любовь родителей

Отдельное направление в работе школы - работа с родителями. Психологи и родители строят совместную картину, общее видение ребенка, его проблем и ресурсов. Что родители могут сделать для подростка? Во-первых, давать ему возможность проявлять самостоятельность. Во-вторых, хвалить за достижения - учебные и неучебные, любые! Они есть у всех детей, если присмотреться повнимательнее. В-третьих, и это основа для развития ребенка! - необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Общаться с ним реальным, а не вымышленным желаемым образом.

"Родители считают меня неудачной дочерью. Они не ценят мой вкус, мое умение танцевать, не ценят даже то, что я их люблю". Родители часто видят только оценки, не видя за ними ценностей более высокого порядка. Но если ваш ребенок не преуспевает в школе - это не значит, что он неуспешен в жизни.

В проблемных семьях родители укладывают ребенка в прокрустово ложе своих надежд. Например, ребенок-гуманитарий бьется о математику буквально как рыба об лед, старается, но все равно выходит "тройка". И родители выносят приговор: "ты ни на что не годен". Особенно это касается успешных родителей - они возлагают слишком много надежд, слишком много требуют, не желают видеть реальные возможности ребенка. В старшей школе родители предопределяют выбор ребенка: "Какой театральный? Будешь бизнесменом, как я. Разве театр - это профессия?". В результате дети по-настоящему страдают.

Примите своего ребенка таким, какой он есть, и вы дадите ему источник сил для развития. Самое страшное для подростка в этом возрасте - быть отвергнутым вами. Не спешите ставить на него ярлык "лентяй". На самом деле лень - это целый комплекс проблем, в каждом случае разных. Она может быть следствием перегрузок, самозащитой организма.

Развитию взаимопонимания между родителями и детьми способствуют игры, которые проводит психологическая служба Ломоносовской школы. По итогам игр родители говорят: "Я понял, как важно смотреть на мир детскими глазами", "я увидела, что мы очень нужны нашим детям".

Между родителями и детьми нет пропасти

На уроках психологии специалисты говорят о том, что взрослый, ребенок, родитель - 3 состояния, которые есть в каждом человеке. Взрослый - реалист, отвечающий за себя сам. Ребенок - человек спонтанный. Родитель - человек, заботящийся о других.

Узнав своего ребенка, его особенности, родители смогут установить контакт с подростком и не бояться, что не смогут решить проблем. Школа - надежный их помощник.

Обзор
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Порог взрослости - уже не ребенок, еще не взрослый"

Вы не авторизованы.

У меня вызвала раздражение. Во-первых - беспардонная реклама школы. Формула успеха - общие слова. (Хотя, возможно, на тренинге все это и наполнено смыслом). Горы повернешь под себя - с точки зрения русского языка не звучит. Тренинги проводятся во многих частных школах, то, что только у них - неправда. Может быть, у них авторский тренинг, но никакого сравнения их программ с другими не проводилось.Представленные игры родителей с детьми - классика жанра, почти из учебника. Советы родителям разумны и обычны, как правило, дело не в том, что родитель никогда об этом не слышал, а в том, что не знает, как это сделать.
2006-02-27, ЮлияС
Слова ребенка о хотеньи - полны энергии, драйва, и на мой взгляд, оригинальны. Правила русского языка - условность и меняются. Дети, умеющие нестандартно мыслит, часто допускают ошибки.
Что касается советов, то они всегда трудноисполнимы. Разве они становятся от этого хуже? Лови момент - говорили древние. Вы умеете ловить момент? Умеют единицы.
То, что они проводят классические игры. Классика - вообще-то - это то, что проверено временем...
2006-03-01, елена54
опять реклама:(
у меня такие проблемы с сыном!!!
перепробывали всё-от полного равнодушия до полного доверия
поняли,что единственное решение-перерости этот возраст
А ТУТ СПЛОШНОЕ ЖЕЛЕ И НИКАКОЙ КОНКРЕТИКИ,хотя в кахдом возрасте существуют,если не одинаковые,то очень схожие,свойственные только ему проблемы!
2006-03-01, медея
Я вообще не поняла, каким образом название соответсвует содержанию? Это пиар-ход такой? Так бы и назвали статью: "Работа с подростками в ломоносовской школе". И что-то подписи я не увидела - или это как раз упомянутые психологи школы? Эх! А еще учат детей .... Слов нет.
2006-02-28, Дашук
Вероятно, в статье в основном общие слова - но моему старшему сыну 11 и я только начала изучать проблему подростков - так что для меня все очень ново и интересно.
2006-02-27, _Ирунчик
это просто реклама ломоносовской школы и дня открытых дверей там.
Редакция 7я.ру - СТЫДНО! (((
2006-03-01, гоби
thank you
2006-12-11, bushra
Поделитесь:

27.02.2006
Обновлено 17.02.2023
Статья дня
Близкие по теме статьи
Ребенок от 8 до 12 лет — уже подросток? Почему дети взрослеют раньше
Ребенок от 8 до 12 лет — уже подросток? Почему дети взрослеют раньше
Как и когда начинается подростковый возраст у современных детей
Когда родители не дают повзрослеть
Когда родители не дают повзрослеть
Социологи и СМИ давно уже ищут объяснение тому, почему подростки так хотят выглядеть взрослыми, но одновременно не хотят взрослеть. И почему...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!