Мой старшенький проснулся раньше своего брата, выбежал из детской и сразу же пристроился ко мне на колени. Через минуту слез со словами: "Мамочка, я пойду укрою Славку, а то ему, наверно, холодно!". Он убежал, а я в эту минуту почувствовала себя абсолютно счастливой, потому что больше всего на свете мне бы хотелось, чтобы мои дети были друзьями, помогали друг другу, любили и поддерживали друг друга.

Конечно же, я с гордостью рассказала этот маленький эпизод своей подруге, мы долго говорили на эту тему, и в результате нашей беседы возник вопрос: почему братья и сестры становятся не друзьями, а соперниками, и откуда же в семьях между детьми появляется настоящая вражда?

В свое время мне пришлось крепко задуматься, как сделать так, чтобы между моими мальчишками не возникало этой изнуряющей всех борьбы за лидерство в семье. И я вдруг поняла, что порой мы сами превращаем жизнь детей в бесконечное соревнование. Кто быстрее съест, кто быстрее оденется, кто быстрее соберет игрушки. Ситуаций таких сколько угодно.

А ведь для маленького человечка вечный болезненный вопрос " кто первый?" означает и нечто другое: "Кто лучше? Кого мама больше любит?". Уже только одно это заставляет задуматься, а нужны ли такие соревнования? Конечно, таким способом мы решаем свои сиюминутные проблемы: тарелки пустые, дети обуты-одеты, а в доме чистота и порядок. Но мы зачастую не задумываемся, что взамен приобретаем проблемы совсем другого характера.

Почему я против подобных соревнований в семье?

  • Соревнование подразумевает, что недостаточно просто что-то делать, а нужно предпринимать все, чтобы быть первым. Все, а не только хорошее. Не только полностью использовать свои знания и умения, но и применить грубую силу, обман или что-то еще. Однажды я наблюдала такую сцену. Мама с двумя сыновьями гуляла на детской площадке. Ей очень захотелось, чтобы дети пошли качаться на качелях и она подзадорила их: "Ну-ка, кто быстрее добежит до качели?" Дети побежали на перегонки, и старший, чтобы быть первым, грубо оттолкнул младшего. В итоге - слезы и обиды. На самом деле, очень сложно строить близкие отношения с братьями и сестрами, если хочешь, чтобы они обязательно проиграли, а ты бы выиграл и был лучше.
  • Соревнуясь, дети всегда сравнивают себя друг с другом. При этом одни могут чувствовать неоправданное чувство уверенности и превосходства, так как думают, что они лучше остальных, другие сдаются, чувствуют себя подавленными, если сравнение не в их пользу. И, как результат, завышенная либо заниженная самооценка.
  • Соперничество всегда порождает конфликты. Обиды и споры - это обычные последствия соревнования.

Когда я поняла, что такому соперничеству нет места в нашей семье, вполне естественно возник вопрос: а как его избежать? Я перевернула массу литературы, проанализировала свои и чужие ошибки и определила для себя несколько правил. Вот они.

Правило N1. Никогда не поддаваться искушению и не сравнивать детей! Наверно, большинство из нас, взрослых, может вспомнить такой эпизод из своего детства. Вспомните, что вы чувствовали в тот момент, когда сравнение было не в Вашу пользу? Я в семье была одна, но мама всегда приводила мне в пример одну из моих подруг: какой порядок у нее на столе, как она хорошо учится, как хорошо танцует. В итоге мне совсем расхотелось дружить с этой девочкой. А если бы она была моей сестрой? Каждый ребенок уникален, и мы, родители, должны найти время, чтобы узнать и оценить это. У меня есть такой пример. Мои мальчишки абсолютно по-разному строили башни из кубиков. Для старшего главным было построить ее быстро. Неважно, что через несколько минут она падала, он тут же принимался строить заново. А младший строил медленно, но кубики ставил ровненько, аккуратно. У каждого был свой плюс, у одного - быстрота, у другого - аккуратность, и я это ценила. Мне кажется, всегда можно найти что-то достойное похвалы. В комнате беспорядок, но зато любимый конструктор аккуратно собран в коробку. Это же здорово!

Правило N2. Общаться с детьми по- разному, потому что каждому ребенку нужно что-то свое. Кроме совместных занятий и игр каждому нужно "личное время общения". Выкроить это время бывает не так-то просто, но тут главное не количество, а качество. Ведь иногда простой разговор перед сном или по дороге в детскую студию сблизит гораздо больше, чем целый день, проведенный вместе. А еще очень важно, если между вами и ребенком есть какой-то "секретик": какое-то слово, которое говорите только ему, или какой-то ритуал. Например, мы со старшеньким любим потереться носами, когда я укладываю его спать. Да мало ли чего можно придумать. Помните, герой фильма "Без лица" проводил своей дочке ладонью по лицу, чтобы показать, что он свой? Это был секрет, о котором не мог знать никто посторонний.

Правило N3. Гордиться тем, что мои дети разные. Да, я горжусь моими мальчишками, горжусь, что старший такой непоседа, в нем просто кипит энергия, а младший может часами собирать паззлы или листать книжки. Каждый из них единственный и неповторимый. И я люблю их именно такими, какие они есть.

Правило N4. Никогда не вешать на ребенка ярлыков и никому не позволять этого делать.

Ярлыков великое множество: "плохой", "хороший", "ленивый", "бестолковый", "самый лучший", "гениальный", "трус", "неряха" и так далее и тому подобное. Некоторые ярлыки могут приклеиться на всю жизнь. А ведь дети становятся такими, какими они себя считают на основании того, что думаем о них мы.

Если в семье детей делят на "хороших" и "плохих", соперничество между детьми неизбежно. И отношения между детьми не самые лучшие: " хороший" ребенок может даже провоцировать плохие поступки брата или сестры, чтобы поддержать свое превосходство.

Ярлыки часто навешиваются не только на ребенка, но и на его отношения братом или сестрой. Если постоянно говорить ребенку: "Ты не умеешь играть со своим братом!", он действительно будет так думать и на самом деле не сможет играть.

Правило N5. Никогда не обсуждать поведение одного ребенка в присутствии другого. Если мне нужно поговорить с кем-то из них на какую-то не слишком приятную тему, мы выходим в другую комнату и говорим наедине. Ведь в противном случае ребенок почувствует унижение. А ведь даже мы, взрослые, зачастую избегаем встречаться с людьми, которые были свидетелями нашего унижения.

Правило N6. Особенно ценить то, что они смогли что-то сделать вместе.

Как здорово, когда дети вместе накрывают на стол или сооружают невероятный замок из конструктора. Я стараюсь подчеркивать, что вместе они могут достичь гораздо большего, чем поодиночке. Та же комната быстрее станет чистой, если убирать ее совместными усилиями. Работа в команде особенно сближает, а я всегда радуюсь их совместному успеху. Ведь когда мои малыши что-то делают вместе, это значит, что они смогли договориться между собой и распределить, кто что будет делать, они помогают друг другу. Не так уж мало!

Правило N7. Учить детей ценить то, что они умеют делать сами, учить находить радость в самом деле, а не в том, чтобы кого-то превзойти.

Следовать этим правилам на самом деле не так уж сложно, а в их эффективности я убеждаюсь каждый день.

По большому счету, соперничая, дети делят наше признание и любовь. Пусть каждый из них будет уверен в том, что его любят и уважают, и тогда мы увидим, как дети умеют заботиться друг о друге, помогать друг другу, сочувствовать, они станут настоящими друзьями, и нам, родителям, не придется переживать по поводу бесконечных ссор и расквашенных носов.

Ирина Качевская, kachevskaya@mail.ru.