Содержание:

...Важно выбрать ребенку не только школу, но и первого учителя. Но успешность обучения маленького человека стоит на трех китах. Имя третьему — УМК. Останавливая своп выбор на той или иной школе, учителе, обязательно поинтересуйтесь, по какому учебно-методическому комплекту в ней учатся. Подходит он вашему чаду или нет. Для того чтобы вы могли грамотно оценить ситуацию, "Первоклассные Родители" подробно расскажут о всех существующих УМК, прошедших переаттестацию на соответствие новым образовательным стандартам.

"Планета знаний". Этот учебно-методический комплект для начальной школы издается с 2003 года. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки России, включены в федеральный перечень школьных учебников. По ним уже несколько лет успешно учатся школьники Москвы и 40 регионов России.

К содержанию

Инвариантно и вариативно: преимущества выбора

Главная особенность УМК "Планета знаний" — его целостность: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов (культурологический, коммуникативный, информационный и деятельностный) к организации учебной и внеурочной деятельности. В комплекте все подчинено:

  • формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу последующего обучения;
  • созданию образовательного пространства, в рамках которого возможны учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей интересам, потребностям и возможностям маленького ученика.

Учебно-методический комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем предметам для всех классов начальной школы. Учебники сделаны так, чтобы детям было интересно учиться, а родителям — легко помогать, если у ребенка по какой-либо причине возникли трудности в освоении учебного материала.

Ирина Анатольевна Петрова, руководитель авторского коллектива создателей УМК "Планета знаний"
Пионервожатая, учитель начальных классов, заведующая районным методическим кабинетом, заведующая городским методическим кабинетом, в течение 14 лет -руководитель отдела начального образования Министерства образования РФ... Плюс к этому Ирина Анатольевна Петрова является одним из разработчиков "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)", "Стандарта начального общего образования" и Концепции УМК "Планета знаний", автором ряда работ по обучению детей шестилетнего возраста.

Например, каждый учебник по любому предмету для всех классов делится на несколько крупных разделов, которые начинаются со специального разворота — маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение к ним помогает представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания.

Ребенок и родители всегда смогут увидеть, что уже изучено и сколько интересного еще впереди.

Учебный материал во всех учебниках и рабочих тетрадях разделен на инвариантную и вариативную части (ориентир — цветовое оформление полей разворотов).

Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания, заложенному в стандарте, т.е. это необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал. В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню подготовки и темпу развития. Поэтому учащимся предлагается сделать выбор. Происходит не только признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого материала и уровня его усвоения, но и формирование учебных и познавательных мотивов, умение контролировать и оценивать свои действия и их результат. Родители могут оказать ребенку помощь в правильной оценке уровня усвоения учебного материала, в стремлении постепенно переходить от простых к более сложным заданиям.

Выполнение заданий в вариативной части показывает родителям, что их ребенок достиг максимального уровня освоения материала.

К содержанию

Внимание: знаки учебного продвижения

На страницах всех учебников и рабочих тетрадей представлен методический аппарат (вопросы и задания), которые помогает родителям осмысленно и детально знакомиться с содержанием учебного материала, изучаемого детьми на уроках, и оказать им соответствующую посильную помощь дома.

Посмотрим на систему разнообразных заданий, предоставленную в учебных материалах, и покажем роль родителей в выполнении тех или иных заданий. Система заданий имеет единую маркировку как в учебниках, так и тетрадях.

"Информационный поиск" требует обращения ученика к окружающим его взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у него потребность в поиске и проверке информации. Родителям эти задания дают право на выбор — можно предложить ребенку найти ответ в справочном материале, помещенном в конце учебника, или вместе с малышом поискать дополнительный источник информации, который может в большем объеме дать ответ на вопрос.

"Творческие задания" направлены на развитие у ребенка воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, способностей. Выполняя эти задания, малыш может обратиться за помощью к родителям, и здесь очень важно, чтобы они стали его партнерами по реализации творческой идеи, а не выполняли задания вместо ребенка.

"Дифференцированные задания" предоставляют ученику возможность выбрать из 2-4 заданий те, которые адекватны уровню его подготовленности. Родители не должны требовать от детей выполнения сразу всех заданий. Лучше помогите ребенку правильно оценить свои знания, чтобы он сам понял, что он не знает ответа на более сложный вопрос.

"Работа в паре" — это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли при этом, как правило, неравноправны, поэтому имеет место их смена (сначала один выступает в роли "обучающегося", другой — "отвечающего", а затем наоборот). У каждого ученика есть задание, которое он получает от партнера и которое надо выполнить, и задание, предложенное им самим второму человеку в паре. Возможны и другие варианты: например, учитель предлагает детям найти и обосновать правильность ответа на вопрос, и пара должна выработать общий ответ. "Работа в паре" помогает детям обучаться разным способам получения и обработки информации, формирует коммуникативные навыки. Таким образом, процесс обучения приближается к реальной жизни, где приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых позиций.

Задача родителей — помочь ребенку в формировании умения слушать и слышать собеседника, формулировать задание по изученному материалу, обосновывать правильность или ошибочность как своего мнения, так и мнения собеседника, делать обобщенный вывод из двух высказываний.

"Интеллектуальный марафон" направлен на развитие у ребенка самостоятельности, инициативы, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Это сложные вопросы. Задача родителей — развивать у чада способность правильно оценивать свои интеллектуальные силы. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал свою успешность в освоении нового учебного материала и постепенно подходил к особо трудным заданиям. Задание увлекательное, но пока невыполнимое для ребенка, может привести к потере интереса в учении и уверенности в себе.

Авторский коллектив
Учебно-методический комплект "Планета знаний" создан коллективом талантливых людей, которые стремились сделать учебные материалы содержательными, интересными, доступными и яркими. Авторский коллектив с полным основанием можно назвать учительским. "Букварь", "Прописи" и "Русский язык" для 1 класса подготовили заслуженные учителя России Т.М.Андрианова и В.А. Илюхина. "Литературное чтение" для 1–4 классов создано заслуженным учителем России Э.Э.Кац. "Английский язык" для 2-4 классов написали учителя с большим стажем практической работы Е.В.Насоновская, Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина. Учитель-историк Е.В. Саплина — один из авторов учебника "Окружающий мир" для 3-4 классов. Учителя-практики высшей категории О.В. Узорова и Е.А. Нефедова являются авторами курса "Технология".
К созданию комплекта привлечены известные ученые-педагоги. Под руководством академика Российской академии образования М.И. Башмакова подготовлена "Математика" для 1-4 классов (в соавторстве с учителем М.Г. Нефедовой). "Русский язык" для 2-4 классов написан профессором Л.Я. Желтовской в соавторстве с заслуженным учителем России О.Б. Калининой, "Музыка" — доктором педагогических наук Т.П. Баклановой, "Изобразительное искусство" — академиком Российской академии образования С.П. Ломовым и доктором педагогических наук Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных материалов по предмету "Окружающий мир" являются профессор И.В. Потапов, кандидат педагогических наук Г.Г. Ивченкова и кандидат исторических наук А.И. Саплин.
Полная информация об УМК "Планета знаний" — на сайте www.planetaznaniy.astrel.ru

К содержанию

Тренинговые задания: проверяем знания ребенка

Учебные материалы комплекта предоставляют родителям возможность обсудить с ребенком разные интересные для него вопросы. Что в свою очередь позволяет маленькому ученику научиться высказывать свое мнение и аргументировать его. Эта работа способствует созданию дома творческой обстановки, развитию у малыша памяти и аналитических способностей, учит его рассуждать. Словом, делает вас с вашим чадом партнерами по изучению всего нового.

Работа над проектами носит исключительно добровольный характер, она помогает учителю в организации внеурочной деятельности. В учебниках представлены творческие, информационные и практикеориентированные проекты.

Для обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в УМК "Планета знаний" разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые в разных учебных курсах имеют разные названия: "Мозаика заданий", "Читальный зал", "Путь к вершине творчества". Эти задания есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Включение их в учебные материалы УМК направлено на решение нескольких задач:

  • формирование у младших школьников навыка самоконтроля;
  • диагностика знаний учащихся и устранение в них пробелов;
  • индивидуальная работа с учениками;
  • организация самостоятельной работы школьников. Иногда родители хотят посодействовать своему ребенку, но не знают как. Здесь и придут на помощь эти страницы. На них представлены задания, которые способствуют ликвидации пробелов, выявленных при выполнении проверочных заданий, углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях.

К содержанию

Проектная работа: консультируем малышей

Формирование целостности образа мира и взаимодействие двух составляющих содержание обучения — теоретической и практической — наиболее четко прослеживаются в проектной деятельности. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. В рабочие тетради со 2 класса также включена страница "Работа над проектом", которая помогает ученику выбрать и сформулировать тему, определить последовательность ее раскрытия.

Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, она формирует у детей умение работать с информацией, взаимодействовать в разных группах, выполняя различные социальные роли.

Родители — первые консультанты ребенка при выборе темы проекта. Кому как ни им знать интересы собственного чада и возможности семьи в выполнении того или иного проекта.

К содержанию

Сотрудничество: "Спросите у взрослых"

Каждый учебник наряду с общими направлениями комплекта по вовлечению родителей в учебный процесс имеет свои подходы к организации сотрудничества детей с папами и мамами.

Возьмем, например, "Букварь" и "Спутник Букваря".

С этими яркими, красивыми и содержательными учебными книгами легко и интересно работать учителю, детям и их родителям. На их страницы, как было сказано выше, вынесена часть методических комментариев, что делает учебники понятными для родителей. Одной из важнейших особенностей книг является включение в них материала для семейного чтения. Он предполагает обсуждение прочитанного, обмен впечатлениями. Привлечение жизненного опыта взрослых, создание атмосферы взаимного доверия и уважения не только способствуют развитию интереса к художественной литературе, но и углубляет межличностные отношения в семье. В книгах много диалогов, где родители могут быть партнерами детей в чтении по ролям и инсценировании текстов.

Эти же направления сотрудничества детей и родителей используются в курсе "Литературное чтение". В курсе много заданий на развитие воображения, речевой деятельности: формирование умения делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и репродукциям картин. Родители должны стать первыми слушателями пересказов своих детей, придуманных ими загадок, сказок и других литературных произведений. Это поможет им лучше узнать свое чадо и увидеть его творческий потенциал. Вводящий малышей в мир смежных искусств раздел "Картинная галерея" работает на эту же задачу. Он включает в себя репродукции картин и вопросы к ним. Разглядывание картины в семейном кругу поможет малышу услышать разные точки зрения, увидеть живописный сюжет во всем его многообразии. После этого он, конечно, будет чувствовать себя более уверенно при обсуждении картины на уроке.

Учебник "Литературное чтение" учит детей пристальнее вглядываться в мир, чувствовать состояние окружающих и выражать свои чувства и мысли в собственных произведениях. Прекрасные литературные тексты, иллюстрированные известными художниками детской литературы, способствуют развитию эстетического чувства, художественного вкуса, воображения. Они обогащают духовный мир детей, закладывают основы нравственного сознания.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Роль родителей — быть помощниками детей в выполнении задания по поиску книг и отдельных произведений.

Учебники УМК "Планета знаний" постоянно обращаются к родителям. Во всех книгах есть, в частности, задание "Спросите у взрослых", т.е. родителям предлагается помочь ребенку получить или собрать информацию, включиться в различные виды деятельности совместно с маленьким учеником. Тренинговые же страницы помогут папам и мамам проверить уровень успешности этого сотрудничества.

Редакция "Первоклассных Родителей" благодарит за помощь в подготовке материала главного редактора учебных программ "Издательства Астрелъ" Издательской группы ACT Павла Антониновича Стеллиферовского и Галину Павловну Козлову, кандидата педагогических наук, руководителя методической службы издательства.