Теряетесь в догадках, что такое PYP? Между тем, сегодня можно встретить четвероклассника, который не только знает, что это программа Международного бакалавриата, но и принимает в ней самое непосредственное участие. Загадочные три буквы расшифровываются как Primary Years Programme. Из названия следует, что эта программа рассчитана на учеников начальной школы. Хотите узнать, что ждет в будущем вашего ребенка?

На сегодняшний день Международный бакалавриат объединяет 3180 школ в более чем 140 странах. Школы — участники Международного бакалавриата, имеют право выдавать дипломы, признаваемые по всему миру. Помимо PYP, Международный бакалавриат включает в себя еще две программы: Middle Years Programme (Программа средней школы) и Diploma Programme (Дипломная программа).

Одной из школ, реализующих заморские веяния, является Европейская гимназия. "Ученическая конференция" — это своеобразная калька Student Conference, входящая в программу PYP. В гимназии она проходит два раза в год: в конце ноября и в конце мая. Ученики от 3 до 11 лет демонстрируют навыки исследовательской работы своим родителям и гостям. Они самостоятельно и очень тщательно подходят к подбору материала для портфолио. Оно должно состоять из неограниченного числа работ, выполненных за время обучения. Как правило, это не самые лучшие и удачные контрольные работы, а задания, которые дались с трудом, показывающие прогресс ребят. На обсуждение же с родителями выносится три предмета: обязательный английский язык и еще два предмета из школьной программы на выбор. Каждый выбранный рисунок, тест или вложенную в папку фотографию участник конференции должен описать своим родителям. Почему он выбрал именно эту работу? С какими сложностями при выполнении столкнулся и чего в результате добился? Ответы на эти вопросы помогают ребенку оценить свои достижения, понять, на что ему следует обратить особое внимание, отрефлексировать свои победы и поражения.

Помимо обсуждения портфолио ученики в присутствии родителей выполняют два задания по основным предметам: русскому языку (иногда по английскому) и математике. И здесь тоже есть немного пространства для творчества. Ребята сами выбирают предмет, тему и уровень сложности заданий. Любопытно, что чаще всего предпочтение отдается математике, а не русскому. Детям проще объяснить решение математической задачки — на то она и точная наука.

По сложившейся хорошей традиции на ученических конференциях присутствуют, как правило, оба родителя. В этом есть много положительных моментов. Следует отметить, что зачастую у мамы и папы разные взгляды на воспитание и обучение ребенка. Но благодаря участию в отчетном мероприятии, они приходят к единому пониманию успеваемости их чада.

Случается, что по той или иной причине никто из родителей не может прийти в день конференции. Для таких семей ее организуют повторно в другой день. Дети так трепетно относятся к предстоящему событию, что репетируют свои выступления перед одноклассниками, прося их сыграть роль папы, мамы или даже бабушки.

На общение ребенка и родителей в рамках конференции отводится 20–25 минут. А по окончании всех участников просят заполнить специальные карточки, помогающие оценить эффективность мероприятия. Ученик должен продолжить предложения: "Лучше всего в моей конференции было..." или "Когда я думаю о конференции, то...". А гости и родители формулируют, что было самым сложным до и во время отчетного часа, что для них самое ценное в этом мероприятии.

Отзывы и пожелания тщательно изучаются организаторами. По рекомендации родителей ученические конференции стали проводить чаще (не один, а два раза в год). А вот просьбу не ограничивать детей во времени, чтобы они не торопились, выполнить невозможно. Регламент существует для того, чтобы не затягивать процесс. По той же причине во время конференции в классе находится одновременно три семьи.

Еще одна составляющая часть программы Международного бакалавриата — выставка. Программа предусматривает шесть межпредметных тем:

  1. Кто мы?
  2. Где мы во времени и пространстве?
  3. Как мы себя организуем?
  4. Как устроен мир?
  5. Как мы себя выражаем?
  6. Разделяя планету.

В рамках предложенных вопросов ученики четвертых классов каждой школы предлагают свои темы для исследования. Так, например, в качестве объекта изучения гимназисты выбрали Интернет. Чтобы разобраться в сложностях Всемирной паутины, выпускники начальной школы проводили опросы, изучали Интернет изнутри, общались с психологом и представителями фонда защиты Интернета, смотрели ролики и готовили презентации. Итогом стало три парных выступления, посвященных истории создания Интернета, его достоинствам и рискам, а также безопасности в Сети. Ребята рассказали, что такое кибербуллинг, троллинг, WM Keeper; как бороться с вирусами и не попасться в лапы кибермошенников. Сняли фильм о том, как используя лишь Интернет, устроить себе путешествие в Париж, и выяснили, что единственное, чего нельзя сделать через Сеть, — это получить визы. Папа Виктор больше всего в выступлении сына оценил "осмысленность, способность не просто заучить информацию, но и понять ее, проникнуть в суть". А его сын Андрей, готовясь к выставке, больше всего боялся "ошибиться".

Мария Боганцева, завуч начальной школы и координатор PYP, рассказала о целях и задачах этой программы: "В английском языке есть понятия „learning“ и „teaching“. В первом случае не только родители и учителя играют важную роль в процессе обучения, но и сам ребенок несет ответственность за свое образование. Ученические конференции способствуют повышению мотивации детей. Ребенок заранее знает, что ему предстоит показывать что-то родителям, и ему не хочется разочаровать своих близких. Кроме того, на родительских собраниях говорят о детях, но не с ними и не они. А на ученических конференциях учитель играет лишь роль наблюдателя. Он может что-то подсказать, регламентировать, но никогда не вмешивается в процесс. Благодаря этой программе, у учеников появляется возможность самим рассказать и показать то, что они хотят".

А дальше будет MYP и DP. Правда, это уже совсем другая история.