Содержание:

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

К содержанию

Познавательное развитие

Долго следит за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает.

Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положении, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии).

Удерживая игрушку, переворачивается на бок, на живот, на спину.

Тянется к игрушкам, лежа на животе; немного подтягивается вперед.

Пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек).

Захватывает мелкие игрушки двумя пальцами, крупные - всеми пальцами и ладонью.

Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой.

К содержанию

Эмоционально-социальное развитие

Возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка.

Эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме игрушек (различные эмоциональные реакции по длительности и периодичности).

Улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого.

Хмурится при строгом тоне голоса взрослого.

Пугается громких звуков.

Эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях.

Улыбается, гулит, двигается, замирает (комплекс оживления), радуется:

  • при появлении близкого человека (общении),
  • слыша голос близкого взрослого,
  • рассматривая игрушку,
  • слыша звучание музыкального инструмента, знакомую плясовую мелодию, песенку,
  • веселым играм со взрослым.

Насторожен (смущение, испуг):

  • при виде незнакомого человека
  • в новой обстановке.

Морщится, крутится, хнычет, испытывая неприятные ощущения.

Визжит, смеется, подражая смеху других людей. Подражает мимике лица, голосовым интонациям взрослого.

К содержанию

Речевое развитие

Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета.

Оборачивается на свое имя.

Смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: "Где то-то?".

Протяжно произносит гласные звуки.

Произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования.

Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета.

Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): "чихает", "покашливает", "смеется".

В лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность.

К содержанию

Бытовые навыки

Придерживает грудь мамы во время сосания. Подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания. Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.

К содержанию

Физическое развитие

Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Подползает вперед, отползает назад, крутится.

Лежит долго на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.

Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.

Переступает при поддержке под мышки.

Немного стоит на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки.

Недолго сидит при поддержке за две или за одну руку.

Делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине.

Дотрагивается руками до своего тела.

Тянет обе руки к маме (желание, чтобы взяли на руки).

Тянет руку к понравившейся игрушке.

Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.