Содержание:

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

К содержанию

Познавательное развитие

Всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:

  • лежа на спине,
  • лежа на животе с опорой рук на предплечья,
  • лежа на боку,
  • на руках у взрослого.

Следит внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного).

Сосредоточивает взгляд, следит взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине.

Вслушивается в звуки погремушки.

Поворачивает голову в сторону источника звука.

Тянет руки к подвешенным игрушкам.

Наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы.

Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).

К содержанию

Эмоционально-социальное развитие

Отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает)

Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):

  • при виде близкого человека,
  • только слыша его голос,
  • всматриваясь в игрушку,
  • в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:

  • улыбками,
  • движениями,
  • гулением,
  • криком,
  • хныканьем,
  • беспокойными движениями.

Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:

  • прекращении общения с мамой,
  • внезапном исчезновении игрушки,
  • резком изменении окружающей температуры,
  • болевых ощущениях,
  • ограничении движений.

Вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки.

Замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание.

Прислушивается (улыбается) к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента.

Внимательно смотрит на говорящих людей.

Гулит, бодрствуя самостоятельно.

Гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные).

Появляются индивидуальные интонации голоса.

К содержанию

Бытовые навыки

Входит в четкий ритм ночного и дневного сна.

Губами пьет с ложки воду.

Любит водные процедуры (купание).

К содержанию

Физическое развитие

Хорошо удерживает голову:

  • лежа на животе,
  • в вертикальном положении на руках у взрослого.

Двигает руками, ногами, выпрямляет их, хватает руками и удерживает игрушки, крутит головой в разные стороны.

Приближает руки к лицу, рассматривает. Лежа на спине, приподнимает голову и чуть изгибает туловище вперед.

Поддерживаемый взрослым под мышки:

  • выпрямляет согнутые ноги,
  • отталкивается от опоры,
  • опирается на всю ступню.
Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.