Содержание:

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

К содержанию

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.

Ориентируется в трех величинах одной формы (большой- поменьше-маленький); находит по просьбе взрослого.

Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.

Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.

Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).

"Рисует" линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.

Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):

Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает). Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

К содержанию

Социально-эмоциональное развитие

Поведение спокойное, уравновешенное.

Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.

Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.

Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.

При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.

Скучает при расставании с мамой.

Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.

Напряжен в незнакомой обстановке.

Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.

Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными "высказываниями", мимикой.

Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.

Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.

Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).

Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

К содержанию

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: "Где?", "Кто это?", "Что это?", "Что делает?". Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.). Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:

Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

К содержанию

Бытовые навыки

Самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом.

Ест только из своей тарелки. Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь. Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки). Обращает внимание на грязное лицо, руки. Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом). Проявляет желание многое делать самостоятельно.

Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

К содержанию

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

  • Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
  • Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.
  • Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.
  • Бегает в разных направлениях.
  • Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.