Содержание:

"Аниме? Как можно это любить? - удивленно воскликнула моя подруга. - Это там, где глаза с такими ужасными бликами?" Сегодня уже почти все знакомы с японской мультипликацией, но для большинства аниме все еще прочно ассоциируется с "глазами с ужасными бликами". Скажу сразу, что в аниме существует множество графических стилей, кардинально отличающихся один от другого. Вообще "большие глаза" с бликами (сами блики называются кира) появились довольно давно в манге (комиксах) для девочек, а в аниме получили широкое распространение только в начале 90-х гг.

Очень хорошо помню, как в начале 90-х в Россию привезли один из первых японских мультсериалов - мультфильм о кошке-роботе "Дораэмон". Перед показом первой серии с обращением к российским детям выступил атташе посольства Японии. Сейчас довольно часто по нашему телевидению показывают сравнительно новые мультфильмы (в основном по ТНТ и MTV), и премьеры уже не обставляются так официально, как в начале 90-х.

В России все больше и больше появляется поклонников японской анимации. Сегодня мы с Вами поговорим об аниме и смежных с ним жанрах изобразительного искусства.

К содержанию

Что такое аниме?

Аниме называется японская мультипликация. Но что входит в это определение? Обычно подразумевается, что тот или иной мультфильм был продуман в Японии, но вовсе не обязательно там снят. Некоторые диснеевские мультфильмы последних лет сняты на японских киностудиях, но бывает и наоборот: японские режиссеры снимают свои мультфильмы в Китае или Южной Корее. Причина тому чисто экономическая: в этих странах более дешевая рабочая сила.

Аниме зародилось в Японии (в 2005 г. была найдена пленка с самым первым мультфильмом, не отснятым, а нарисованным прямо на пленке; историки относят его к 1907 г.) и начало свое бурное развитие в 70-е гг. В те годы в мире мультипликации царила киностудия Уолта Диснея. Нельзя забывать также о советской мультипликации, давшей миру немало шедевров. Киностудия Диснея держала курс на создание так называемых семейных полнометражных мультфильмов, которые и интересны взрослым, и понятны детям (вспомните "Белоснежку и семь гномов", "Король лев" и т.д.). В противоположность американской киностудии японские аниматоры взялись за создание мультсериалов, рассчитанных на узкую аудиторию, принадлежащую к той или иной половозрастной группе: для малышей, для подростков, для мальчиков, для девочек, для взрослых. В течение короткого времени аниме завоевало популярность не только в Японии, но и в других странах мира, составив серьезную конкуренцию американской мультипликации.

Манга - это японские комиксы, неразрывно связанные с аниме. Трудно сказать, что первично, ибо не только по манге снимается аниме, но бывает и наоборот. Художники, рисующие мангу, называются мангака, и многие из них имеют своих поклонников. Наиболее знаменитые художники имеют ассистентов, дорисовывающих за них фон или некоторые эпизоды. Как правило, мужчины мангака создают мангу для мальчиков, а женщины - для девочек, но бывает и иначе. Обычно мангака творят поодиночке, хотя есть и исключение - знаменитая женская арт-группа "КЛАМП", по мотивам произведений которых сняты известные многим нашим любителям аниме мультфильмы "Токио Вавилон", "Сакура: война миров" и "Сакура: битва за Париж".

Манга публикуется в различных японских журналах, а наиболее популярные повести удостаиваются чести быть выпущенными отдельным изданием, называемым танкобон - том манги. Объем издаваемых танкобонами повестей колеблется от одного до двадцати томов. В Россию иногда попадает оригинальная манга из Японии, купить которую можно в магазине "Аниме" в МДМ-Кино (м. "Фрунзенская"). Правда, должна сказать, что понятия не имею, когда этот магазин работает: я приезжала и в будни, и в выходные, но магазин был закрыт. Может, вам повезет больше? Стоят танкобоны дороже, конечно, чем наши книжки, но если вы читаете по-японски, любите красивые комиксы или хотите сделать подарок знакомому любителю аниме (а он точно будет рад, независимо от наличия знаний языка)… почему бы и нет?

Заинтересовавшимся мангой предлагаю зайти на сайт www.mangaproject.ru, где наши любители манги публикуют сделанные ими переводы оригинальных комиксов с японского. Россия богата не только переводчиками, но и своими мангаками. Художникам могу порекомендовать сайт www.manga.ru, включающий сборник работ наших мангака, а также добротно составленную инструкцию по рисованию манги. Здесь вы найдете советы относительно всех этапов создания манги - от рекомендаций по составлению сюжета до обсуждения чисто технических характеристик рисунка.

Есть также понятие додзинси, которым обозначают любительскую мангу, зачастую использующую персонажей и подражающую сюжетам известных манга-повестей. Додзинси распространяется бесплатно. Примечательно, что японцы, в отличие от тех же американцев, в подобных случаях не трясутся за авторские права, так как зачастую додзинси стимулирует интерес читателей к первоисточникам. Со временем у наиболее талантливых додзинсика (создателей додзинси) формируется свой стиль, и они становятся профессиональными мангаками.

К содержанию

Жанры

В аниме и манге принято различать ряд основных жанров, каждый из которых имеет свои каноны. Условно весь спектр данной продукции можно разделить на сёнен-аниме (сёнен-мангу) и сёдзё-аниме (сёдзё-мангу), то есть аниме и мангу для мальчиков (юношей) и девочек (девушек). По-японски слова "сёнен" и "сёдзё" означают "юноша" и "девушка" соответственно. Отметим, что данные понятия в Японии применяются по отношению к лицам 12-18 лет. Есть, конечно, и аниме для взрослых - отдельно для мужчин и женщин, но, так как основной аудиторией аниме являются дети и подростки, да и взрослые проявляют интерес к подростковым мультфильмам, будем говорить о сёнен- и сёдзё-аниме. Итак, поговорим о жанрах.

Сэнтай называют аниме, где действует постоянная команда персонажей. Надо сказать, что невозможно понять все тонкости аниме как направления искусства без знания основ японской культуры и мировоззрения японцев. Культура стран Дальнего Востока пронизана духом коллективизма, в отличие от западной культуры, воспевающей индивидуализм. Элементы сэнтая можно найти во многих других жанрах аниме. Характерно, что главному герою зачастую необходимо набрать команду друзей для выполнения важного задания, но по завершении миссии команда не распадается, ибо ее члены связаны не только профессионально, но теперь и духовно.

Одним из самых распространенных является махо-сёдзё (яп. "девочки-волшебницы"). Это мультфильмы о девочках и девушках, наделенных волшебной силой. Пожалуй, самым известным представителем этого жанра в России является мультсериал "Красавица-воин Сейлор-Мун" (российское название "Сейлор-Мун - Луна в матроске"), любимый многими девочками. Жанр махо-сёдзё появился в 70-е гг. Девочки-волшебницы используют свою силу для борьбы со злом и помощи людям. В центре повествования не столько приключения главной героини, сколько описание ее духовного взросления. Традиционно для борьбы с врагом девочка-волшебница "превращается", меняет облик, так как вынуждена скрывать от знакомых свои способности, и всегда тяготится двойной жизнью.

Меха-сэнтай - сёнэн-аниме о приключениях команд роботов, огромных механизмов, называемых "меха". Жанр этот появился в 70-е гг.

Спокон (от "sport" и яп. "konjou" - "сила воли") - как правило, сёнэн-аниме о спортсменах, становлении их характеров и нелегкой спортивной карьере. Спокон обычно посвящался наиболее популярным в Японии видам спорта - восточным единоборствам, бейсболу, волейболу, пинг-понгу, но, бывает, речь идет о софтболе (разновидность бейсбола), плавании и других видах спорта.

Киберпанк рассчитан в основном на мальчиков и рассказывает о мирах будущего, в которых царят компьютерные и иные высокие технологии.

Стимпанк, или паропанк (от англ. "steam" - "пар") повествует об альтернативных мирах эстетики XIX в.: мир пара, множество изобретений, но техника еще воспринимается как нечто демоническое, враждебное человеку.

Каваи (яп. "милый, симпатичный") - жанр сёнен-аниме, использующий технические приемы сёдзё-аниме. Отличительной чертой стиля каваи являются большие глаза "с бликами".

Добуцу - "пушистики", аниме о похождениях забавных звероподобных существ.

Следует заметить, что в аниме присутствуют также эротические и даже порнографические жанры, но мы не будем здесь на них останавливаться.

К содержанию

Специфика аниме как вида искусства

В культуре Востока окружающий мир воспринимается как нечто эфемерное, постоянно меняющееся. Если мир меняется, необходимо передать не его ускользающую форму, а сущность. На этом принципе базируется восточное искусство, и аниме не стало тут исключением. Из этого следует вывод, что в японской мультипликации не все следует воспринимать буквально, ибо она рассчитана прежде всего на японского зрителя и наполнена понятным ему с детства символизмом. Если вы смотрели японские мультфильмы, наверняка вам приходилось видеть что-нибудь не совсем понятное. Возьмем, к примеру, большие капли, иногда возникающие над головой того или иного персонажа. Эти капли означают смущение, а маленькие, малозаметные капли на затылке или около виска означают страх и волнение.

Пресловутые "большие глаза с бликами", о которых уже шла речь, также несут определенную смысловую нагрузку. Обратите внимание, что они присущи детям и девушкам, у мужчин глаза заметно меньше, а у стариков едва заметные точки либо щелочки-дужки. Большие глаза означают открытость персонажа окружающему миру, присущую молодым, а если у какого-нибудь старичка большие глаза, это означает "молодость духом". Так называемые кира - блики в глазах - несут скорее эстетическую нагрузку и призваны привлекать внимание зрителя к глазам персонажа.

Вообще в Японии господствует канон женственной красоты - выразительные томные глаза, длинные густые волосы, которые всегда, как и глаза, выписываются с особой тщательностью, вплоть до блеска и легкой тени, отбрасываемой ими на лицо. По цвету волос также можно сделать вывод о характере персонажа: рыжие означают вспыльчивость, светлые - спокойствие. Иногда волосы персонажей бывают неестественного цвета - синего, фиолетового, розового - и это вовсе не означает, что персонаж обожает эпатировать публику своим внешним видом. Таким образом режиссер доносит до нас определенную информацию о герое.

Интересно, что в Японии принято приписывать персонажам мультфильмов даже ту или иную группу крови: японцы уверены, что группа крови также связана с характером человека.

Среди символических спецэффектов следует также упомянуть часто встречающиеся "пропорции младенца" - огромная голова персонажа и маленькое туловище. Обычно вполне нормально выглядящий персонаж приобретает такие пропорции неожиданно, в определенной ситуации. Это так называемый визуальный курсив, смысл которого в том, что серьезный персонаж в данной ситуации ведет себя как ребенок.

Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с историей и стилистикой аниме, я рекомендую книгу Бориса Иванова "Введение в японскую анимацию". К сожалению, на данный момент это единственное отечественное фундаментальное исследование, посвященное аниме.

К содержанию

Отаку

Термином отаку в Японии обозначают фанатиков чего угодно, но в других странах этот термин прочно закрепился за любителями аниме и манги. Чем занимаются отаку? Для поклонников аниме и манги в России издается несколько специализированных журналов, среди которых самыми популярными являются "AnimeMagazine" и "АнимеГид" (www.aniguide.ru, содержит много ссылок). В Москве их можно купить в ТЦ "Горбушкин Двор" или заказать по Интернету. Помимо чтения специализированных журналов, поисков желанных мультфильмов и их последующего просмотра отаку занимаются художественной самодеятельностью, которая называется косплей. Косплееры занимаются изготовлением костюмов существующих персонажей аниме. Мечта каждого косплеера - дать интервью специализированному журналу поклонников аниме или выступить на фестивале, которые проводятся регулярно один или два раза в год. Выступление обычно содержит монолог, в котором актер-любитель должен раскрыть образ изображаемого персонажа. Некоторые косплееры объединяются, в чем им часто помогает Интернет, и совместно ставят сценки из понравившихся мультфильмов. Есть даже междугородная ("Москва-Петербург") команда косплееров "Красная стрела".

Отаку имеют также свой особый жаргон, основу которого составляют слова, заимствованные из японского, реже из английского языков.

И, конечно же, многие отаку пробуют свои силы в изобразительном искусстве, создавая додзинси, а то и собственную мангу. Многие специализированные журналы регулярно проводят конкурсы художников, рисующих в аниме-стилистике.

Рассказ о японской анимации можно продолжать еще очень долго. Но, как известно, в двух словах невозможно подробно описать то или иное явление, и лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что если вы заинтересовались аниме, загляните в магазин или зайдите на специализированный сайт в Интернете, приобретите приглянувшуюся или рекомендованную друзьями видеокассету или диск. Приятного вам просмотра!

Вера Курская, Veranfersky@mail.ru.