Содержание:

"У меня не сто рук!" - кричала в отчаянии молодая, но очень уставшая женщина. Только что она вернулась домой, раздраженная долгой дискомфортной поездкой в общественном транспорте. А домашние обрушились на нее со своими обычными бытовыми просьбами. Ничего особенного и сверхъестественного они не просили, и им была обидна ее реакция. Ей, в свою очередь, было обидно их непонимание. А коварное время, которого всегда так остро не хватает, безвозвратно уходило на конфликт и переживания.

В психологической практике часто приходится сталкиваться с жалобами на нехватку времени. И в самом деле, как можно успеть за одни сутки уделить время работе, семье, хозяйству. О здоровье и отдыхе вообще говорить не приходится, а слово хобби вызывает ироничный смех.

А между тем, время - это не просто абстрактное понятие. Время - это ни что иное, как наша собственная жизнь. И то, как мы распоряжаемся нашим временем, показывает, как мы относимся к подаренному нам отрезку жизни.

Один мудрый человек очень наглядно показал мне время и человеческую безответственность перед ним. Представьте себе лист ватмана, разделенный на мелкие клеточки. Если исходить из оптимистичной средней продолжительности жизни - 70 лет (а на сегодняшний день, увы, эта статистика значительно хуже), у нас получается примерно 26000 дней. Выходит, модель нашей жизни - это всего лишь лист 260х100 клеточек. А теперь начинаем вычеркивать: дни детства, которые мы просто-напросто не помним; часы, ушедшее на болезни и уныние; дни, когда мы поторапливали время, не зная как его убить. А по существу, вдумайтесь, какая страшная фраза: "убить время". Что же выходит? Поторапливая и убивая время, мы стремимся убить жизнь? Себя? Неужели для этого мы пришли на свет? Много ли чистых клеточек осталось на листе жизни?

Мы не можем преумножить время, растянуть, продать или купить. Но мы можем научиться умело пользоваться им.

Время подыгрывает тем, кто относится к нему уважительно. Тем же, кто им пренебрегает, оно расставляет коварные ловушки.

Рассмотрим самые распространенные ошибки в использовании времени.

К содержанию

"Я подумаю об этом завтра"

Возможно такой подход к проблемам и был хорош во времена Скарлетт О'Хары, но сегодня с такой установкой ей пришлось бы нелегко. Наша эпоха - эпоха принятия быстрых решений и готовности к авральным действиям. Отложенное срочное дело удваивает напряжение завтрашнего дня, что, разумеется, способствует развитию стресса. Мудрая Скарлетт наших дней скорее скажет: "Я подумала об этом вчера". Высвободив, таким образом, время для важной, но несрочной работы.

К содержанию

"У меня сто рук"

Здесь следует разграничить импульсивное начинание сразу нескольких дел и детально продуманный системный подход. Действительно, есть люди, которым удается справиться одновременно с несколькими задачами. Но они выполняют их не хаотично - если проанализировать их способ действия, то обнаружится, что дела, которые они делают, находятся в некой взаимосвязи, в соподчинении. Если объединять задачи в блоки, то не будет ощущение беспорядочной множественности. Такие люди уделяют внимание главному делу, все остальное они делают на автомате.

Такую роскошь, как совершать несколько действий одновременно, могут позволить себе только очень организованные, предельно внимательные люди, к тому же обладающие хорошей интуицией. Такой набор качеств дан, увы, не многим. У остальных же, стремление сделать все сразу превращается в непродуктивную разбросанность. Если говорить проще - в обыкновенный бардак. Итог - куча начатых и недоделанных дел и ощущение суеты: "Я ничего не успеваю! На меня столько всего навалилось!"

К содержанию

"Я - сама!"

"Кроме меня некому", "если не я, то кто". Многим людям знакомы эти фразы. За этими словами стоит недоверие к другим, стремление бесконечно перепроверять сделанное. Но если копнуть глубже, то за этим недоверием прячется совсем другой мотив - желание быть нужной, незаменимой. Такое часто случается с неуверенными в себе женщинами, не сознающими своей уникальности. Им надо устроить свою жизнь так, чтобы без них никто не мог и шагу ступить. Только так они чувствуют свою востребованность. Таким образом, они наносят вред не только себе, но и своему окружению. Лишая обязанностей близких или коллег по работе, они не дают им расти и развиваться. Забирая себе всю инициативу, не оставляют шанса проявить ее другим, культивируя, таким образом, в своем окружении безразличие и безволие.

К содержанию

"Сами вы виноваты"

Следующая ловушка - в случае неудачи, вина перекладывается на других. "Это все из-за вас", "Если бы не вы, у меня бы все получилось". Такая обвинительная реакция мешает человеку объективно проанализировать свои ошибки - что на самом деле создало препятствия успешному исходу дела? К недоделанным делам добавляются еще и неразрешенные конфликты. И покатился снежный ком! Вместо того чтобы направить совместную энергию на исправление допущенной промашки, вся семья (или офис) выясняет отношения. А драгоценное время уходит.

К содержанию

"Ежедневник - это рамки. А я - птица вольная"

На самом деле, можно оставаться такой вольной птицей и обойтись без лишней бюрократии. Если вы обладаете фантастической интуицией, быстротой принятия решений и готовностью отвечать за последствия скоропалительных решений, вы можете смело выбрасывать в помойку органайзер. Но знайте – как истинная творческая натура, вы должны уметь виртуозно маневрировать в окружающем вас хаосе. Иначе, хаос поглотит вас и ваш образ мыслей.

Если вы чувствуете хоть каплю сомнения, что сможете, играючи, управлять неуправляемой ситуацией, то подстраховка в виде нескольких записей поутру и галочек к концу рабочего дня, вряд ли вам навредят.

К содержанию

"Паровозик из Ромашково опять опаздывает"

Эту временную ловушку многие помнят еще со школы. Когда во время выполнения домашних заданий мир вокруг расцветал яркими красками, и каждая мелочь привлекала внимание (если быть честными - отвлекала от дела). Так и теперь - бесконечные телефонные звонки, разговоры ни о чем, пустые телешоу, коварно подмигивающий зеленый цветочек в компьютере, перекуры, перерывы - все это отвлекают нас от первоочередных задач. Являясь в небольших дозах способами психологической разгрузки, в больших объемах это одни из самых безжалостных пожирателей времени.

К содержанию

"Все валится из рук", "меня всю трясет - не могу ничего делать"

Вы попали под власть эмоций. Волнения, тревоги, ожидания, переживания - все это блокирует активность. Либо, напротив, приводит к лихорадочным, нелогичным действиям. В таком состоянии время либо ускоряется, либо растягивается. Одним словом, искажается, выбивая человека из привычного графика.

К содержанию

"Я с детства неорганизованная", "я всегда опаздываю"

И самый сложный, самый крепкий капкан - негативные установки, мешающие себя сорганизовать. Пока такая убежденность прочно сидит в голове, трудно сделать какие-либо шаги к изменениям. Самое первое, что надо искоренять в себе - это такие отрицательные, мешающие развитию установки-занозы.

Как же преодолеть все эти трудности?

Прежде всего, перестроить свое собственное отношение к времени.

Запомните: мы сами - творцы своей жизни и руководители собственного времени. Организованность и самодисциплина - самые верные друзья и помощники. Воля - правая рука.

  • В первую очередь необходимо научиться четко ставить цель, составить план достижения этой цели и установить твердые сроки ее выполнения. Чтобы вся эта работа не казалась очень скучной, придумайте себе стимулы и поощрения. Награждайте себя за каждый шаг, приближающий вас к заветной мечте.
  • Очертите круг своих обязанностей в значимых сферах жизни, будь то дом, работа, творчество. Посмотрите, какие задачи кажутся вам срочными? Далее выберите - какие дела из срочных на самом деле важны, а какие можно проигнорировать? Из полученного списка срочных важных дел отсейте те, которые вы можете кому-нибудь поручить. Не правда ли, круг дел заметно сузился? Не откладывайте решение важных задач на потом. Выделите четкое время для решения первоочередных дел. Чтобы работа не было рутинной - изменяйте способы действия, стремитесь к разнообразию.
  • Большой соблазн переделать сначала мелочь, а потом пустить все силы на глобальные задачи. Но такой способ действия - очередная ловушка коварного времени. Известный закон Парето гласит "80% результатов достигается нами в течение 20% потраченного времени". Постарайтесь быстрее скинуть с себя груз срочных дел, и приняться за важные, но несрочные. Именно выполнение этих дел и является залогом успеха - именно они работают на будущее. Преждевременное их выполнение спасает как раз от срочных, авральных ситуаций.
  • Не надо тянуть на себе весь дом и исполнять любое желание домашних, как по мановению волшебной палочки. Не стремитесь на своем рабочем месте выполнять функциональные обязанности работников всего офиса. Люди быстро привыкают к подобной уступчивости и с удовольствием ею пользуются. В итоге вы не успеваете ничего. Своими делами надо делиться. Если грамотно распределить поручения, это пойдет на пользу и вам и вашим помощникам. Пусть вначале их действия будут несовершенны, но если вы дадите им возможность обучиться, у вас на самом деле появится сто рук.
  • Для преодоления бурных эмоциональных состояний скажите себе стоп, сделайте три глубоких вдоха и "проветритесь": вообразите, что на уровне груди у вас форточка, и, открывая ее, вы можете выпустить все негативные эмоции, "обнулиться". Теперь вы - белый чистый лист и готовы к новым действиям.
  • Расстаньтесь со своими негативными установками. Представьте каждую из них в виде фразы, написанной четкими буквами на листе бумаги. Отдалите от себя эту бумажку, пусть улетает далеко-далеко. Пора прощаться с этими словами. Вам теперь хорошо и без них. Отныне, вы - другая.
  • Найдите свое плодотворное время. Если вы "просыпаетесь" к четырем часам дня, то утро отведите на механические заготовки, перед вашим эффективным временем устройте себе небольшой перерыв, разрядку. А ровно в 16-00 с заготовками под мышкой садитесь делать самое главное - пусть всего час или два вы потратите на это дело, но это будет намного результативнее, чем мусолить его целый день.
  • Ежедневные рутинные задачи старайтесь выполнять в одно и то же время. Это очень удобно - довести повторяющиеся дела до автоматизма. Вы и не заметите, как они будут послушно переделываться сами, высвобождая в голове место для обдумывания более важных вещей.
  • Даже если ваша занятость - 48 часов в сутки, выделите резервное время для форс-мажорных обстоятельств. Полчаса в заначке иногда могут решить все. А не понадобятся - используете то время для отдыха. Но учитывать, что не всегда все идет гладко и запланировано, обязательно надо.
  • Обязательно давайте себе отдыхать. Пусть это будет три минуты юмора посреди спешного рабочего дня или пятиминутная зарядка. Взбодритесь, переключитесь. Если смену деятельности научиться использовать в качестве отдыха, вы не будете уставать. После подобного перерыва, вы снова можете использовать хитрость закона Парето - первые 20% времени принесут вам 80%-й результат!

Вот, к примеру, как справляется со временем очень красивая, деловая женщина, которая успевает дома, на работе и при этом всегда в отличной форме. Обратите внимание, что наша героиня успешно справляется одновременным выполнением дел - она внимательная и быстрая, что позволяет ей не запутаться в окружившей ее суете.

"Мне времени катастрофически не хватает. Поэтому хитрости придумываю всякие. Перво-наперво – вставать не позже 6 утра. Почему-то утром удается провернуть больше, нежели вечером. Вечером уже уставшая, еле-еле ползаешь по квартире и тянет на диван упасть, а вот утром как зайка вскочишь, и сил столько, что хоть поле паши!

Второе, что здорово помогает в домашних делах – это сочетание или одновременное выполнение нескольких дел. Не все им пользуются, однако, а ведь оно очень эффективное! Поставила бульон варить, а в то время успеешь еще чайник заварить, овощей на суп почистить, посуду сполоснуть, пол вытереть на кухне.

Правило номер три, которое помогает очень здорово – это планирование. Когда чувствуешь, что дела тебя задавливают, надо остановиться, подумать, что за чем делать, что является первоочередным делом, а что может слегка и подождать, составить план буквально на бумажке, чтобы ничего не забыть и не упустить, в какой последовательности и когда что делать. Часть забот можно выполнить в обеденный перерыв, не откладывая до вечера. Вечером в соответствии с планом делать дело за делом, либо сразу несколько одновременно.

Четвертое – ищите помощников! Это может быть муж (любящий человек никогда не откажет вам в своей помощи, особенно если видит, что вы действительно замотались по дому), дети – очень ценные кадры, особенно если правильно поставить посильную задачу.

Ну и последнее (не по значению!) – не тратьте время попусту! Даже сидя перед телевизором, можно заниматься полезными делами, нужными семье или конкретно себе любимой. Это может быть штопка, утюжка, вышивка (и польза и развлечение), вязание, выщипывание бровей, эпиляция, самомассаж, уход за животным. Время стоит беречь хотя бы потому, чтобы все успеть и при этом выглядеть замечательно и быть всегда выспавшейся! Всем удач!
Галина, г.Псков"

Не стоит делать грустный вывод, что для эффективного использования времени надо быть роботом, который не испытывает эмоций, никогда не дает слабинку, а только знай, распределяет обязанности и планирует время.

Конечно это не так. Никогда и ничего не стоит доводить до абсурда. Все, что нам предлагает жизнь, необходимо - и переживания, и развлечения, и дела, и планирование. Но все хорошо в меру.

Просто, зная тайны времени, вы лучше вооружены. С таким сокровищем легче жить и добиваться успеха.

Надежда Юргина,
психолог
psy-help@list.ru