Содержание:

Итак, ваше "удачное" резюме и организованные поиски работы принесли первые результаты, и вас пригласили на собеседование. Подождите радоваться и не думайте, что работа у вас "уже в кармане". Встреча с работодателем не менее ответственное мероприятие. Именно от того, как вы подготовитесь и представите себя на аудиенции и зависит получение желаемой вакансии.

По утверждению некоторых психологов судьба человека решается в первые 2 секунды его знакомства с работодателем. Другими словами, именно столько времени будущий шеф тратит на то, чтобы подсознательно понять, подходит ему человек или нет. Все остальное - приятная беседа.

Поэтому ваш внешний вид должен быть безукоризненным, малейшее упущение чревато полным провалом. Работодатель заметит и кофейное пятнышко на блузке, и перекрученные колготки, и грязь под ногтями. Для женщины идеальной формой одежды считается строгий деловой костюм. Он не должен быть чопорным или иметь очень яркий оттенок. Практика показывает, что особой роли не играет - брюки на вас одеты или юбка средней длины. То же самое относится к обуви. Она должна быть чистой и аккуратной. Ультрамодные новинки лучше оставить дома. И последнее, на что следует обратить внимание: вам должно быть комфортно в одежде и ничто не должно отвлекать - ни чрезмерно тесные брюки или юбка, ни блузка или пиджак постоянно расходящиеся на груди, или наоборот, падающие с плеч. Если вы творческая личность, то это не повод одеваться слишком авангардно, идя на встречу. Не все руководители адекватно реагируют на подобное одеяние.

Некоторые дамы грешат обилием украшений и чрезмерным употреблением духов. В день собеседования будьте максимально сдержанны. Не всем понравятся резкие запахи и десяток золотых цепочек на шее. Также не лучшую службу вам сослужат вызывающий макияж и оригинальная прическа.

К содержанию

Таинственное "портфолио"

Грамотно подобранное портфолио (portfolio - от англ. портфель) увеличит ваши шансы при трудоустройстве. Это своеобразная демонстрацией ваших работ. Соберите в папку с файлами свои "трудовые достижения". Для журналиста или редактора - это будут статьи, очерки, любые печатные материалы, которыми вы гордитесь. Для дизайнера - наиболее интересные проекты и разработки, а также образцы уже готовой продукции, например этикетки, логотипы. Для строителя, фитодизайнера, декоратора - фотографии интерьеров. Иными словами это должны быть самые лучшие примеры вашего творчества, демонстрация достижений, креативности мышления. Хорошее портфолио - это, прежде всего, доказательство вашей профессиональной состоятельности. Понятно, что обладателям некоторых профессий сделать портфолио не получится, например бухгалтерам. Но подумайте, возможно в вашей работе присутствует некоторая доля творчества, которую вы сможете выгодно представить работодателю.

В любом случае, принесите на собеседование следующие документы: трудовую книжку (если таковая на руках), резюме на русском и английском (если требуется) языках, дипломы об окончании учебных заведений и курсов, сертификаты, рекомендации или благодарственные письма и другие документы, которые могут повысить ваши шансы на получение желаемой должности.

К содержанию

Аудиенция

Заранее узнайте маршрут и рассчитайте время в пути, чтобы не опоздать на встречу, так как опоздание не редко сводит ваши шансы получить работу к нулю.

Отправляясь на собеседование, не приводите с собой подруг, родственников, мужей и детей. Не стоит по дороге заходить в магазин и покупать продукты на неделю, приносить какие-либо коробки. Все это испортит впечатление о вас. В кадровом агентстве в анкете появится жирный минус, а работодатель не станет всерьез рассматривать вашу, перегруженную домашними делами, кандидатуру. Попросите сопровождающих подождать на улице, а походы по магазинам перенесите на другое время.

К содержанию

Тонкости невербального общения

Поднимаясь по ступенькам или в лифте, настройте себя так, как будто проработали в этом месте не один год. Подобные мысли помогут вести себя на встрече максимально раскрепощено, устранят скованность в поведении, дрожь в голосе. Поздоровайтесь с секретарем, если на вас верхняя одежда, снимите ее, приведите себя в порядок и спокойно ждите.

Войдя в кабинет, обязательно поздоровайтесь и улыбнитесь. Сядьте на предложенный стул максимально удобно, - полностью, а не на край. Если стул стоит криво или развернут так, что собеседник частично выпадает из поля зрения, то не стесняйтесь и переставьте его. Дело в том, что от вашей позы во время интервью многое зависит. Сидя на самом краю, вы будете напряжены. Так же эту позу могут расценить как неуверенность.

Сумку лучше всего поставить рядом. Если она достаточно большая, то не стоит класть ее на колени, чтобы все собеседование не напрягаться по поводу того, - упадет она или нет. Иначе вам придется постоянно поддерживать сумку. Если сумочка маленькая, то можете положить ее на колени, но лучше все-таки держать ее в таком месте, которое не будет вас отвлекать от беседы и не допустит конфуза в виде падения под стол. Подумайте, как нелепо вы будете выглядеть, изымая ее из-под ног собеседника.

Разговаривая с интервьюером, жестикулируйте так, чтобы ваши слова и на невербальном уровне получали поддержку. Жесты должны быть спокойными, не резкими. Ладони повернуты так, чтобы собеседник их хорошо видел. Таким образом, он подсознательно убедится в вашей открытости для себя, а также лучше воспримет вашу речь. Ни в коем случае не прячьте руки, не трите глаза, нос, уши. Очень часто сидящий напротив человек оценивает именно ваши жесты, как подтверждение слов. Не портите его мнение о себе чесанием носа или уха - он тут же расценит это как сигнал обмана.

Несколько правил, которые помогут произвести хорошее впечатление:

  1. Держите зрительный контакт с собеседником, не отвлекайтесь от него, но и не рассматривайте слишком пристально.
  2. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая. Если не уверены, что хорошо поняли, не стесняйтесь уточнить.
  3. Избегайте многословия, отвечайте по существу. Будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
  4. Столкнувшись с необходимостью дать негативную информацию о себе, не отрицайте факты, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе.
  5. Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачницы или бедствующей, вымотанной женщины.

К содержанию

Что рассказать о себе?

Традиционно беседа начинается с просьбы рассказать о себе. Помните, что собеседника интересуют в первую очередь подробности вашей трудовой биографии, т.е. в каких фирмах вы работали, профессиональные успехи. Если вы очень часто меняли компании или фирмы, то расскажите о работе только в самых крупных или известных организациях.

Так же любого работодателя будут интересовать должностные обязанности, которые вы выполняли. Помните, что ваш рассказ о своей работе должен перекликаться с вакансией, на которую вы планируете устроиться.

Некоторые работодатели любят задавать некорректные или просто трудные (с точки зрения будущего работника) вопросы. Таким образом они проверяют вашу стрессоустойчивость и возможность быстро ориентироваться в нестандартной ситуации. Идеальный вариант - это попробовать отработать такие вопросы в домашней обстановке, тогда не придется на ходу думать над ответом.

Рассмотрим самые популярные из "трудных вопросов":

  1. Почему вы ушли с предыдущего места работы? Почему ищете работу (если вы еще не уволились)?

Не надо рассказывать о конфликтах, если они случались. Не критикуйте бывшего начальника, каким бы плохим он не был. Не вдавайтесь в подробности ссор с коллегами, лучше расскажите, сколько позитивного вынесли с предыдущего места работы: опыт, навыки, знания, связи. Можно ограничится ответами типа: "Отсутствие профессионального роста", "Далеко от дома" и "Низкий уровень заработной платы". Обычно работодателю этого достаточно.

  1. Проходили ли вы собеседования в других местах?

Конечно же, да!

Только не забудьте добавить, что именно данная фирма привлекает вас больше всего. Тот факт, что кто-то еще заинтересован в ваших талантах, повысит шансы получить это место. Если собеседование происходит в кадровом агентстве, то не торопитесь говорить, где еще вас ждут.

  1. Почему вы хотите работать именно у нас? Почему нам стоит нанять именно вас?

Это идеальный вопрос, чтобы "продать" себя самым выгодным образом. Скажите, что считаете, что именно в этой организации сможете полностью применить свою квалификацию и опыт работы, что вас привлекает возможность карьерного роста и т.п.

  1. Каковы ваши сильные стороны?

В первую очередь необходимо обозначить свои качества, подходящие именно для данной вакансии. Не стоит рассказывать о том, что не имеет никакого отношения к предстоящей работе.

  1. Каковы ваши слабые стороны?

Это тот вопрос, к которому обязательно надо подготовится дома. Ни в коем случае не отвечайте прямолинейно. Поверните ответ так, чтобы сместить акценты: рассказывая о недостатке, дополните ответ компенсирующими его достоинствами.

  1. На какую зарплату вы рассчитываете?

Как правило, идя на собеседование, вы уже имеете некоторое представление о зарптате. Если уровень зарплаты не был оговорен, то имеет смысл узнать, сколько зарабатывают на аналогичных должностях в других компаниях. Называйте верхний предел, не забыв указать, что вопрос зарплаты может обсуждаться. Как вариант, можете сказать, что для начала хотели бы ознакомиться с условиями и содержанием работы, а потом сможете назвать сумму. Но не надо говорить "чем больше, тем лучше", таким образом, вы снизите свой профессиональный уровень в глазах работодателя.

  1. У вас есть какие-нибудь вопросы?

Поинтересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения. Спросите о своих обязанностях, перспективах карьерного роста. Уточните уровень заработной платы во время и после испытательного срока. Обговорите все тонкости испытательного срока. Спросите, практикуются ли штрафы, если да, то за какие провинности. Вы должны быть уверены, что начав работать, не разочаруетесь в порядках и политике фирмы.

  1. Долгая пауза

Когда вы закончили отвечать на вопрос, а интервьюер сидит и смотрит на вас, ожидая продолжения, не стоит тушеваться, нервничать и заново начинать повторять свой рассказ. Лучше доброжелательно, спокойно и выжидательно смотреть на собеседника и ждать, когда он задаст новый вопрос.

Отвечая на вопросы, помните о том, что активное слушание со стороны работодателя не всегда играет вам на руку. Поэтому на каждый вопрос отвечайте 1 -2 минуты, только по существу, не отходя от темы.

Если после собеседования работодатель начинает спрашивать, когда вы можете приступить к работе, то попросите маленький тайм-аут. Он нужен для того, чтобы в спокойной обстановке обдумать предложение и решить, готовы ли вы к выходу на новую работу, все ли вам понравилось, что насторожило и почему.

Когда все вопросы уточнены и собеседование закончилось, постарайтесь не смазать сложившееся впечатление о вас. Обязательно поблагодарите собеседника за то, что он уделил время вашей персоне (даже если ваша встреча длилось всего три минуты). Уточните дату, когда сможете связаться с работодателем, чтобы узнать результаты собеседования.

К содержанию

Отслеживание результатов

После встречи, желательно на следующий день, когда все эмоции улеглись и голова способна реально оценить вчерашнее собеседование, хорошенько подумайте, все ли прошло так, как вы рассчитывали. Если вам кажется, что вы не прошли собеседование, не отчаивайтесь - к следующему подготовитесь лучше.

Будем считать, что собеседование вы прошли блестяще. Теперь ответьте себе на несколько вопросов:

  1. Какое сложилось впечатление о фирме и коллективе.
  2. Насколько вас устраивают условия работы и должностные обязанности.
  3. Устраивает ли уровень заработной платы и другие социальные гарантии.

Если на все пункты вы ответили положительно, то имеет смысл узнать свою дальнейшую судьбу, позвонив через обговоренное время работодателю. Если вы договорились, что он, при положительном результате будет звонить первым, терпеливо ждите условленного времени. Будьте готовы, что вам могут отказать. В этом случае не стоит отчаиваться, надо искать другую вакансию. Если вам не перезвонили, а секретарь всякий раз "не может" найти руководителя, это также свидетельствует о том, что здесь вас не ждут и стоит начать подыскивать другое место.

При положительном ответе, обсудите условия выхода на работу.

Может получиться так, что вас пригласят на второй, а в некоторых случаях и третий этап собеседования. Постарайтесь пройти и его. Не бойтесь, если с вами последовательно будут беседовать руководители разных отделов фирмы: начиная с отдела кадров и заканчивая службой безопасности. Будьте выдержаны на всех этапах, ведь чем больше с вами общаются, тем выше ваши шансы попасть в эту компанию.

Занимаясь трудоустройством, помните, что все в ваших руках. С каждым отказом вы оттачиваете свое мастерство собеседование.

Если есть возможность, спросите у несостоявшегося начальника, по какой причине вам отказали, чтобы сделать выводы и исправить ошибки.

Самое главное, не теряйте уверенности в себе, ваше место ждет вас!

Наталья Мягкова
Статья из ноябрьского номера журнала
Мама и Малыш