Содержание:

Родителям старшеклассников бывает трудно отказаться от привычной роли в школьных делах детей. Возможно, еще в прошлом учебном году вы проверяли домашние задания вашего ребенка, напоминали о сроках сдачи работ. Это нормально и уместно для учеников начальной и средней школы, но в старших классах подросткам необходимо нести больше ответственности за свои действия.

Подросток и помощь родителей

Когда ваши дети станут студентами, профессора колледжа не будут посылать вам отчет по их оценкам, как школьные учителя. И руководители компаний, куда пойдут работать ваши дети, не пришлют вам отчеты, и не от вас будет зависеть, построят ваши дети карьеру или нет. Вам придется полагаться на детей и верить, что они сами сообщат вам о своих успехах и неудачах.

В жизни детей должен присутствовать некий переходный период, когда они постепенно начинают принимать на себя все большую ответственность за свою жизнь. И этот период — старшие классы школы. Вот что сами дети говорят о вмешательстве родителей в их школьную жизнь.

К содержанию

Ужасно, когда родители делают за меня работу

Как-то раз я раздавала ученикам тетради с проверенными работами. Ребята спешили узнать свои оценки, и только Адам не проявлял обычного энтузиазма.

— Адам, могу я поговорить с тобой после урока?

— Да, — пробормотал он.

После урока Адам неуверенно подошел ко мне.

Я начала мягко:

— Я обратила внимание, что твоя работа написана в манере, непохожей на твою. По-моему, это не твой обычный стиль. Как ты можешь это объяснить?

Адам отозвался с какой-то обреченностью:

— В основном ее писал мой папа.

— Почему? — спросила я. — Ты хорошо пишешь, почему ты решил, что кто-то из родителей должен сделать это задание за тебя?

— Я не решал, — ответил подросток, на этот раз с ноткой злости в голосе. — Я не мог закончить работу до последнего, и вечером накануне сдачи папа спросил, почему я не ложусь спать. Я сказал, что мне завтра сдавать задание, а он взял написанное и начал читать. Потом сказал: это полная чепуха и сдавать такое ни в коем случае нельзя. Он сел за стол, начал все вычеркивать и вообще переписывать. Было поздно, я устал и не стал возражать, позволил ему написать за меня.

Чем дальше говорил Адам, тем сильнее он злился. Очевидно, вмешательство отца было ему неприятно. Мальчик понимал, что за эту работу должен отвечать он, а не отец. Адаму было очень досадно, что ему не позволили сдать его собственную работу, хотя и неидеальную. Но главное прозвучало при расставании:

— Отец обращается со мной как с ребенком, который по-прежнему не может сделать домашнее задание без папочки. Бред. Не знаю, как долго еще он собирается так поступать, но меня это просто бесит.

Адам извинился передо мной и поклялся сделать все возможное, чтобы отец больше не видел его работ. Конечно, я добивалась не этого, но раздражение и недовольство школьника были мне понятны. Я знала также, что его отец очень расстроился бы, узнав, как сын отзывается о его поступке. Тогда Адам закрыл дверь для любой помощи со стороны отца в будущем.

К содержанию

Боюсь, что родители поменяют что-то в моей работе

Неважно, сколько у вас дипломов, ученых степеней и как сильно вы хотите помочь своим детям в их работе. Может быть, вы инженер и в состоянии сделать вместо ребенка потрясающий проект по физике. А может, вы художник и в ваших силах нарисовать прекрасный портрет, который задали в школе дочери. В моем случае, сами понимаете, я учитель родного языка и писательница, у меня хорошо получается редактировать тексты. Например, я могла бы переписать сочинения своих детей так, что они стали бы идеальными. Но сын и дочь не позволяли мне делать это.

— Позвольте мне поработать на вас! — бывало, упрашивала я детей.

— Нет! — непреклонно отвечали они. — Это не твоя работа.

— Да, но почему бы просто не позволить мне помочь? Всегда хорошо, когда кто-то может посмотреть на написанное со стороны.

— Мы редактируем друг друга в классе, — был ответ. — Все будет в порядке, мам.

Позже, когда работа уже была сдана и изменить ничего было невозможно, я нередко спрашивала дочь, как более общительную из двоих моих отпрысков, почему на самом деле они отказались. Она объясняла:

— Мам, я тебя люблю, но, когда у меня задание, я не хочу, чтобы ты что-то меняла в нем или исправляла ошибки. Когда ты это делаешь, у меня возникает чувство, будто ты осуждаешь созданное мной. То, чем я горжусь. И потом, я хочу понять, какую оценку я заслуживаю за свою собственную работу, а не за чужую?

— Это я понимаю, честное слово, — говорила я. — Просто мне кажется, не воспользоваться тем, что ваша мама — учитель, нерационально.

Дочь хмыкала:

— Тем более нельзя подпускать тебя к нашим работам. Разве справедливо, если мое сочинение будет редактировать учитель? Ведь у моих одноклассников такого преимущества нет. Я предпочитаю сделать все сама и получить то, что заслужила. По крайней мере, тогда я буду знать, что это моя оценка.

К содержанию

Не люблю, когда родители навязывают мне помощь

Карлос не любил математику. Он понимал, что необходимо усвоить основы этого предмета и что это не раз понадобится ему в жизни, но левое полушарие мозга мальчика не было ведущим, и аналитическое мышление давалось ему с трудом. Карлос был талантливым музыкантом, мог по памяти воспроизвести пьесу, услышанную всего раз, и подобрать мелодию на любимой гитаре.

Так вот, домашние задания по математике мешали этому подростку играть на гитаре столько, сколько ему хотелось. В какой-то момент он придумал в общем-то неплохую систему самопоощрения. После часа работы над математическими задачками он делал двадцатиминутный перерыв, играл на гитаре и расслаблялся. Потом с новыми силами возвращался к математике и выполнял задание до конца.

Система вроде бы работала, но математика все равно давалась парню с переменным успехом: часто он не дотягивал даже до тройки. Когда отец-бухгалтер увидел оценки сына, он встревожился и вызвал его на серьезный разговор. Позже Карлос пересказал мне его содержание.

— Сынок, что у тебя с оценками по математике? Неужели ты не можешь учиться лучше?

— Вообще-то нет, — ответил Карлос. — Математика мне плохо дается. Правда, не всегда. Иногда я легко решаю задачи, они мне совершенно понятны и даже нравятся. А иногда, как бы я ни старался, ничего не получается.

Отец, человек энергичный, взял с места в карьер:

— Ну, с этим я точно могу помочь! Математика — моя работа! Покажи мне твое задание, и я помогу тебе его сделать.

Карлос нахмурился:

— Пап, я сейчас не готов заниматься математикой. Мои мозги должны отдохнуть. Я только что пришел из школы.

— Да ладно. Давай сделаем сейчас! Я уверен, что смогу помочь.

— Конечно, я тоже уверен, что ты сможешь, — согласился Карлос. — Но я хочу сначала сам попробовать решить задачки. Потом, если я застряну на чем-то, спрошу у тебя.

— Значит, играть на гитаре для тебя сейчас важнее, чем заниматься с отцом, да? Понятно...

Карлос ощетинился:

— Дело не в этом.

— Хорошо, тогда покажи мне какую-нибудь из своих прежних работ, и я посмотрю, где ты делаешь ошибки.

— Папа! — завопил Карлос. — Отстань! Я же сказал, что попрошу тебя о помощи, если она мне понадобится. Если ты собираешься заставить меня показать тебе работу, то такая помощь мне не нужна.

Проверка домашних заданий родителями

К содержанию

Меня бесит, что они проверяют все мои оценки без исключения

Чунь смотрела на свою оценку за работу, и на ее лице был настоящий ужас. Она получила 78 баллов из 100 — редкий случай для отличницы. Девочка робко подняла руку.

— Доктор Д., когда вы собираетесь проставить эти оценки в журнал?

— Они уже там, — отозвалась я. — Я внесла эти оценки в журнал сегодня утром.

Лицо Чунь вспыхнуло. Я совершенно не понимала, чем она так расстроена. 78 баллов за одно пустячное задание не казались мне поводом для беспокойства. Для Чунь, однако, это была катастрофа.

После урока я остановила ученицу и спросила, все ли у нее в порядке.

Она пожала плечами, а затем медленно покачала головой.

— Мои родители узнают о каждой оценке в ту же секунду, как она появляется в журнале, — объяснила она. — Весь день я только и думаю о разговоре, который мне предстоит дома. Это ужасно!

Я посочувствовала девочке.

— Чунь, просто объясни родителям, что это сложная тема и что ты очень скоро в ней разберешься. В конце концов, это всего лишь одна оценка, нет причин расстраиваться.

По вымученной улыбке и неуверенному кивку было понятно, что родители Чунь не разделяют моей точки зрения на оценки. Весь оставшийся день девочка со страхом думала о возвращении домой.

Общее убеждение среди подростков таково: если они не просят вас о помощи, значит, они в ней не нуждаются и не хотят, чтобы им помогали. Точка. Может быть, они изменят свое мнение, если у них снизится успеваемость и по этому поводу возникнет тревога. Тогда вам следует ненавязчиво предложить детям какой-то умный совет. Но если они упорно не просят вас о помощи в старших классах школы, то причина, скорее всего, в том, что им этого просто не надо.

Подростки хотят знать, что вы верите в них и уважаете их мнение. Они хотят, чтобы вы признали их способность самостоятельно решать проблемы и выполнять обязательства. Заслужили ли они такое доверие? Скорее всего, нет.

Но если вы будете относиться к ним как к детям и всегда ожидать от них худшего, то этот прогноз станет постоянно сбываться. Если вы будете обращаться с ними как с некомпетентными разгильдяями, они и станут такими. Если же вы продемонстрируете полную уверенность в их способностях, большинство детей приложит все силы, чтобы не разочаровать вас.