Содержание:

Американские учителя очень обеспокоены самостоятельностью своих учеников-подростков: порой родители не дают им шагу ступить без контроля и опеки. Нужно ли следить за школьными оценками наших детей и помогать им с домашними заданиями? Подходят ли правила для родителей, написанные американской учительницей, к российским реалиям? Судить вам.

Подросток и домашние задания

К содержанию

Домашние задания — не для родителей: 5 причин

Пожалуйста, что бы ни случилось, никогда не совершайте смертного греха многих родителей: не делайте за детей домашние задания. От вашего решения сделать домашнюю работу за ребенка не выиграет решительно никто, исключений не будет. Судите сами:

  • Вы говорите своим детям, что они не могут нормально сделать работу, на которую они по идее должны быть способны. Иными словами, вы говорите им, что они недостаточно умны.
  • Вы говорите учителям своих детей, что они идиоты и не могут отличить работу девятиклассника от сложного проекта, подготовленного в паре с родителем.
  • Вы говорите школьному коллективу, что совершенно не уважаете то, чем они занимаются. Педагог, который задал детям написать проект, планирует сделать ценные выводы на основе результатов этого задания. Например, он сможет определить, насколько глубоко дети поняли изученную тему и может ли класс приступать к новой. Теперь это задание бесполезно: оно не может служить индикатором знаний учеников.
  • Вы даете своим детям понять, что ради хорошей оценки можно обманывать и лгать.
  • Даже если ваши намерения были чисты и вы просто хотели помочь, это не снимает с вас вины. Ведь вы украли у ребенка его работу, самоуважение и чувство ответственности перед другими. Ничего хорошего из этого не выйдет.

К содержанию

Оценки подростка — это его дело

Еще одна проблема, с которой часто приходится иметь дело учителям, — болезненный интерес к каждой оценке, которую получают ваши дети. Программы отслеживания школьных оценок, электронные журналы и дневники позволяют родителям контролировать оценки своих детей и их школьные дела — без необходимости обращаться за этой информацией к учителям. Но эти же электронные средства делают возможными ужасные злоупотребления.

Например, родители ставят себе на электронную почту систему оповещения об оценках ребенка. Учителя прекрасно знают, кто из родителей сделал это, поскольку сразу же после выставления оценок в электронный журнал приходит письмо или раздается звонок от очередной мамы: «Я только что видела оценку Бена за сегодняшнюю контрольную по испанскому. Я еще не говорила с ним об этой оценке, но обязательно поговорю, когда доберусь до дома. А пока не могли бы вы мне объяснить, что он сделал неправильно?»

У ребенка еще даже уроки не кончились, а родители уже спешат разобраться, почему он получил ту оценку, какую получил. Причем работа, которую выполнил подросток, была настолько незначительной, что оценка за нее составит, вероятно, не больше одной тридцатой части от итогового балла в конце года.

Попробуйте поставить себя на место своего ребенка. Что бы вы почувствовали, обнаружив, что оказались объектом столь интенсивного родительского интереса? Понравилось бы вам, если бы пришлось объяснять каждую свою ошибку или чувствовать осуждение за каждый свой шаг?

Я бы умерла от ужаса, если бы мои родители в свое время увидели некоторые оценки, что я получила в старших классах школы. Но тогда не было электронных дневников, и, получив двойку за контрольную, я понимала: надо срочно что-то предпринять, пока не подведены итоги и в табель не выставлена общая оценка. Я брала себя в руки и работала как проклятая. В результате оценки, которые видели мои родители, лучше отражали мои способности.

Позвольте своим детям самим делать свою работу. Позвольте им спотыкаться и падать, позвольте самим искать способ исправлять ошибки. Если вы лишите их такой возможности или сделаете несчастными, контролируя каждый шаг, то причините им огромный вред.

К содержанию

Подросток и школа: когда надо вмешаться родителям

Учтите, бывают моменты, когда вам необходимо вмешаться в работу вашего ребенка, даже если он этого не хочет. Если его оценки неуклонно снижаются, это указывает на то, что ребенок работает далеко не в полную силу. Вам следует поговорить с ним и выслушать, что он скажет по этому поводу. Поделитесь результатами вашей беседы с учителями и выслушайте их мнение — это будет взгляд на проблему с другой стороны.

Если оценки ухудшились из-за каких-то внешних (скажем, социальных) отвлекающих причин или из-за простой лени, непременно устройте дома необходимые ограничения для ребенка. «Привилегии» могут быть восстановлены только после улучшения оценок. Если у ребенка возникли сложности в усвоении материала, договоритесь о встрече с учителем и вместе составьте план исправления ситуации.

Но не забывайте: самую активную роль во всех этих процессах должен играть ваш ребенок. Не создавайте ситуацию, в которой все вокруг будут вынуждены прикладывать больше усилий, чем он сам. Важно, чтобы вы обратили внимание на изменение его успеваемости, инициировали план действий и способствовали его выполнению. Недопустимо, чтобы вы делали все сами.

Подросток - проверять ли оценки

К содержанию

Как помочь подростку в школе: 9 советов

Давайте рассмотрим некоторые способы, с помощью которых родители могут поддержать ребенка. Эти приемы помогут вам постепенно передать ответственность в руки взрослеющих детей и не отказаться при этом от вовлеченности в их учебные дела.

  • Проявляйте живой интерес к жизни ребенка. Выслушивайте его, задавайте вопросы, не забывайте, о чем вы разговаривали в прошлый раз. Дети прекрасно различают непринужденный интерес и «противные приставания». Стремитесь к первому.
  • Ходите на школьные мероприятия, игры, театральные постановки — на все, в чем участвуют ваши дети и где они хотели бы видеть вас в качестве зрителей. Если ваше присутствие нервирует их и мешает играть, а они способны признаться в этом, то не ходите. И не заставляйте их чувствовать вину за то, что они были с вами честны.
  • Отправляйте детей в лагеря, предназначенные для тренировок, расширенной учебы или знакомства с избранной профессией. Вместо того чтобы контролировать все занятия детей в школе, предоставьте им возможность дополнительного роста вне школы.
  • Обеспечивайте детей необходимыми ресурсами (или помогайте в доступе к ним): канцтоварами, компьютером, книгами и т.д.
  • Показывайте собственный пример дисциплинированности и рабочих привычек. Если дети каждый день видят, как должна выглядеть правильно организованная работа, они наверняка переймут у вас полезные варианты поведения.
  • Подчеркивайте важность образования. Покажите детям, что учиться можно всю жизнь: запишитесь на какие-нибудь курсы, мастер-классы, расширяйте свои горизонты. Помните, что дети намного глубже воспринимают ваши действия, нежели слова.
  • Предлагайте им помощь в проверке работ или в подготовке к контрольным. Предложив помощь, выслушайте ответ и поступите так, как скажет ребенок.
  • Позволяйте им устраивать заседания кружков в вашем доме. Вы обеспечиваете детям закуски и напитки, а с них требуются книги и мозги.
  • Пользуйтесь дома системой поощрительных стимулов и отрицательных последствий. В ваших силах усилить и дополнительно простимулировать то, что происходит в школе. Отмечайте в кругу семьи детские успехи и придумывайте адекватные наказания за неудачные решения. По мере надобности ограничивайте ребенку время просмотра телевизора и часы, проводимые в Интернете.

К содержанию

9 ошибок родителей подростков

Нездоровая и излишняя вовлеченность родителей в жизнь детей — это:

  • Когда вы просите учителей выкладывать задания в Интернет или присылать их вам по почте, чтобы вы могли следить за их выполнением и напоминать своему ребенку о сроках. Приятно, конечно, всегда все знать, и, если учителя сами выкладывают задания в сеть, тем лучше для вас. Но дети должны проявлять ответственность и записывать задания, не рассчитывая на ваши напоминания. Если же у вас есть информация о заданиях, то пользуйтесь ею для принятия своих решений (например, не позволяйте ребенку гулять весь вечер, если завтра у него контрольная), но не снимайте ответственности с детей.
  • Когда вы выполняете за детей их домашние задания, работы или проекты.
  • Когда вы рассказываете другим взрослым, как им делать свою работу. Про себя вы можете сколько угодно считать, что могли бы учить детей лучше учителя или тренировать их лучше тренера. Но говорить об этом профессионалам в лицо излишне.
  • Когда вы ежедневно напоминаете детям о том, где и когда они сегодня должны быть — включая тренировки, занятия кружков и работу. Они никогда не научатся соблюдать расписание или составлять список дел на неделю, если вы будете играть в их жизни роль ежедневника.
  • Когда вы звоните учителям с просьбами пояснить то или иное задание. Если ваши дети не слушали на уроке, они сами должны подойти к преподавателю за разъяснениями или предложить другой способ добыть нужную информацию. Сделав это за них, вы поощряете разгильдяйство.
  • Когда вы просите учителей о продлении сроков сдачи заданий, о прощении каких-то недоделок в работе, поблажках и исключениях для ваших детей. Они сами должны отвечать за последствия своей лени или невнимательности. Если вы прикроете их сейчас, им придется платить за свои слабости позже, но по гораздо более высокой цене.
  • Когда вы проводите обязательную проверку всех домашних работ ребенка перед сдачей.
  • Когда вы проверяете тетради и записные книжки ребенка. Дайте ему пространство для маневра, позвольте самостоятельно искать собственные методы работы. Возможно, его система записи покажется вам полной невнятицей, но сам он, скорее всего, прекрасно в ней ориентируется.
  • Когда вы обращаете внимание на оценки, а не на знания.