Когда нужно было приступать к подготовке к ЕГЭ, чтобы за две недели до его начала чувствовать себя полностью готовым? Как на уверенность в успешной сдаче экзамена влияет психологический климат в семье и классе? Исследование, проведенное в начале мая 2013 г. среди 400 с лишним школьников 100 школ Москвы и Подмосковья, позволило увидеть готовность школьников к сдаче ЕГЭ их глазами.

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

Успешность сдачи школьником ЕГЭ зависит не только от степени владения материалом, но и от умения не растеряться в стрессовой ситуации, грамотно распределить время, выбрать подходящую стратегию. Приводим некоторые вопросы исследования, распределение аудитории в ответах на них и выводы исследователей о том, как сделать подготовку к ЕГЭ более эффективной.

ЕГЭ по каким предметам ты будешь сдавать (кроме математики и русского языка)?

  • Обществознание 62,6%
  • Физика 33,0%
  • Иностранные языки 30,5%
  • Информатика 14,2%
  • История 13,2%
  • Биология 9,7%
  • Химия 7,9%
  • Литература 6,9%
  • География 2,2%

Сколько часов в неделю в среднем ты тратишь на подготовку к ЕГЭ в последние месяцы? Сколько часов в неделю в среднем ты тратил(а) на подготовку к ЕГЭ осенью (октябрь-ноябрь)?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

В начале учебного года большая часть респондентов тратила на подготовку к ЕГЭ менее 3 часов, 25% респондентов — от 3 до 6 часов. Чуть более 20% тратили более 7 часов в неделю на подготовку к ЕГЭ с начала учебного года.

В момент проведения исследования показатели времени подготовки смещаются в сторону увеличения часов в неделю при максимальном показателе 7–11 часов. Возможный вывод — выпускники предпочитают интенсивно готовиться к экзамену непосредственно перед его сдачей. Не ясно, с чем это связано: с желанием освежить материал в памяти или с возрастанием напряженности и нервозности? А может быть, с тем, что большинство выпускников не осознает важность планомерной подготовки? Возможно, эти показатели также связаны с тем, что подавляющее большинство выпускников не определились с выбором специальности.

Насколько изменился твой образ жизни в последнее время?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

Более 40% респондентов указали на то, что в период подготовки к ЕГЭ они стали меньше отдыхать и хуже высыпаться. По 25% опрошенных выпускников сообщили, что они жертвуют занятиями спортом и общением с друзьями, но только 15% стали проводить меньше времени у ТВ и в социальных сетях. К счастью, лишь 5% ребят указали, что они стали проводить меньше времени с родителями. Образ жизни четверти респондентов никак не изменился, по их словам.

В связи с тем, что выпускники жертвуют спортом и общением с друзьями, но все же большинство находит время на социальные сети, можно порекомендовать родителям активнее вмешиваться в процесс организации времени своих детей в период подготовки к экзаменам и контролировать их режим дня. Также, вероятно, можно перенести в среду социальных сетей упражнения и другие активности, относящиеся к подготовке к ЕГЭ.

Насколько, по твоему мнению, твои родители осведомлены в вопросах ЕГЭ и твоей подготовки?

Осведомленность родителей об особенностях ЕГЭ выпускники характеризуют следующим образом: более 40% ребят говорят о том, что родители знают о ЕГЭ только со слов своих детей. Лишь 15% ребят указали на то, что родители погружены в вопрос и пользуются экспертными консультациями и ресурсами для подробного его изучения.

В связи с этим можно рекомендовать уделить внимание большей информированности родителей, например, в школах на родительских собраниях, в СМИ. На наш взгляд, это позволило бы родителям грамотнее подходить к организации подготовки к ЕГЭ и снизило бы нервозность в период перед экзаменом.

Как ты оцениваешь, насколько атмосфера дома способствует плодотворной подготовке к экзамену?

Около 40% респондентов чувствуют достаточную поддержку со стороны семьи в период подготовки к ЕГЭ. Четверть выпускников характеризуют атмосферу в семье как нейтральную. Чуть менее 10% ребят получают поддержку на словах, но хотели бы получать больше реальной поддержки. К сожалению, есть выпускники (хотя таких и не много — менее 5%), которые характеризуют ситуацию в своей семье как негативную и не ощущают поддержки от своей семьи вообще. В этой связи можно порекомендовать на родительских собраниях в школе, а также посредством СМИ привлекать внимание родителей к тому, какой поддержки ожидают от своих родителей выпускники.

Жертвуют ли преподаватели другими плановыми темами ради подготовки к ЕГЭ?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

Поскольку изначально исследование демонстрирует видение выпускников, их оценка организации учебного процесса преподавателями может быть субъективной. В ходе глубинного интервью мы выяснили, что респонденты зачастую не видят связи между школьной программой и подготовкой к экзамену и воспринимают ЕГЭ как независимое от программы явление. Около трети респондентов указывают на то, что преподаватель эффективно сочетает материал программы и тренировку ЕГЭ. 15% респондентов считают, что преподаватель в основном уделяет время школьной программе. Порядка 30% выпускников полагают, что преподаватель в основном фокусируется на подготовке к экзамену.

Как бы ты охарактеризовал(а) свое отношение к предметам, по которым тебе не нужно сдавать ЕГЭ?

Более половины выпускников стали уделять меньше времени предметам, по которым они не планируют сдавать экзамен. Однако четверть респондентов считает, что основные силы и время стоит тратить исключительно на подготовку к экзамену. В ходе глубинного интервью выяснилось, что выпускники не испытывают проблем в обучении в связи с тем, что уделяют меньше времени непрофильным предметам. Это может свидетельствовать о неявном снижении требований к организации учебного процесса в выпускных классах.

Цитата: "Успеваемость у меня средняя, то есть четверки и пятерки. Родители меня сначала заставляли, но потом я им объяснил всё, и они согласились, что да, на школу надо меньше времени тратить, сейчас главное — сдать ЕГЭ".

Еще один вопрос исследования касался возможного мошенничества при сдаче ЕГЭ, в частности — покупки ответов. Так, в 2011 г. были зафиксированы случаи получения взяток за успешный ЕГЭ, в 2012 г. по данным Рособрнадзора 172 выпускника были сняты с экзамена за попытки получить подсказку с помощью мобильного телефона и выкладывания заданий ЕГЭ в Интернет. Исследователей интересовало отношение выпускников к этой теме, и они задали следующий вопрос:

Рассматривали ли вы или ваши друзья возможность покупки ответов к ЕГЭ?

Каждый пятый участник опроса либо всерьез рассматривает вариант "покупки" ответов к ЕГЭ, либо в его круге общения есть примеры, когда планируется использование этой "возможности". Это значительно снижает мотивацию к подготовке и влияет на распределение времени в течение года. Также это увеличивает риск провалов на аттестации. Ученики слабо информированы об опасности использования мошеннических способов сдачи ЕГЭ.

Итак, что, по мнению выпускников, помогает или мешает в подготовке к сдаче ЕГЭ? Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы и дать рекомендации.

  1. Учащиеся ожидают большей поддержки от родителей, не ограничивающейся поддержкой "на словах".
  2. Необходимо шире освещать негативные последствия использования мошеннических схем сдачи экзамена.
  3. Преподавателям рекомендуется уделять больше внимания стратегиям сдачи экзамена, распределению времени и усилий на экзамене.
  4. Дети будут чувствовать себя включенными в процесс подготовки к ЕГЭ, если для школьников, сдающих редкие или непопулярные предметы, будут организованы альтернативные формы их подготовки в школе.

Статья предоставлена
НКО "Федеральная сеть образовательных центров Юниум"