Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

ЕГЭ: чем могут помочь родители, преподаватели и социальные сети?

Полезность: 4 из 5 Интересность: 4 из 5 (25 оценок)

Когда нужно было приступать к подготовке к ЕГЭ, чтобы за две недели до его начала чувствовать себя полностью готовым? Как на уверенность в успешной сдаче экзамена влияет психологический климат в семье и классе? Исследование, проведенное в начале мая 2013 г. среди 400 с лишним школьников 100 школ Москвы и Подмосковья, позволило увидеть готовность школьников к сдаче ЕГЭ их глазами.

Подготовка к ЕГЭ: что нужно знать выпускникам

Успешность сдачи школьником ЕГЭ зависит не только от степени владения материалом, но и от умения не растеряться в стрессовой ситуации, грамотно распределить время, выбрать подходящую стратегию. Приводим некоторые вопросы исследования, распределение аудитории в ответах на них и выводы исследователей о том, как сделать подготовку к ЕГЭ более эффективной.

ЕГЭ по каким предметам ты будешь сдавать (кроме математики и русского языка)?

  • Обществознание 62,6%
  • Физика 33,0%
  • Иностранные языки 30,5%
  • Информатика 14,2%
  • История 13,2%
  • Биология 9,7%
  • Химия 7,9%
  • Литература 6,9%
  • География 2,2%


Сколько часов в неделю в среднем ты тратишь на подготовку к ЕГЭ в последние месяцы? Сколько часов в неделю в среднем ты тратил(а) на подготовку к ЕГЭ осенью (октябрь-ноябрь)?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

В начале учебного года большая часть респондентов тратила на подготовку к ЕГЭ менее 3 часов, 25% респондентов — от 3 до 6 часов. Чуть более 20% тратили более 7 часов в неделю на подготовку к ЕГЭ с начала учебного года.

В момент проведения исследования показатели времени подготовки смещаются в сторону увеличения часов в неделю при максимальном показателе 7–11 часов. Возможный вывод — выпускники предпочитают интенсивно готовиться к экзамену непосредственно перед его сдачей. Не ясно, с чем это связано: с желанием освежить материал в памяти или с возрастанием напряженности и нервозности? А может быть, с тем, что большинство выпускников не осознает важность планомерной подготовки? Возможно, эти показатели также связаны с тем, что подавляющее большинство выпускников не определились с выбором специальности.

Насколько изменился твой образ жизни в последнее время?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

Более 40% респондентов указали на то, что в период подготовки к ЕГЭ они стали меньше отдыхать и хуже высыпаться. По 25% опрошенных выпускников сообщили, что они жертвуют занятиями спортом и общением с друзьями, но только 15% стали проводить меньше времени у ТВ и в социальных сетях. К счастью, лишь 5% ребят указали, что они стали проводить меньше времени с родителями. Образ жизни четверти респондентов никак не изменился, по их словам.

В связи с тем, что выпускники жертвуют спортом и общением с друзьями, но все же большинство находит время на социальные сети, можно порекомендовать родителям активнее вмешиваться в процесс организации времени своих детей в период подготовки к экзаменам и контролировать их режим дня. Также, вероятно, можно перенести в среду социальных сетей упражнения и другие активности, относящиеся к подготовке к ЕГЭ.

Насколько, по твоему мнению, твои родители осведомлены в вопросах ЕГЭ и твоей подготовки?

Осведомленность родителей об особенностях ЕГЭ выпускники характеризуют следующим образом: более 40% ребят говорят о том, что родители знают о ЕГЭ только со слов своих детей. Лишь 15% ребят указали на то, что родители погружены в вопрос и пользуются экспертными консультациями и ресурсами для подробного его изучения.

В связи с этим можно рекомендовать уделить внимание большей информированности родителей, например, в школах на родительских собраниях, в СМИ. На наш взгляд, это позволило бы родителям грамотнее подходить к организации подготовки к ЕГЭ и снизило бы нервозность в период перед экзаменом.

Как ты оцениваешь, насколько атмосфера дома способствует плодотворной подготовке к экзамену?

Около 40% респондентов чувствуют достаточную поддержку со стороны семьи в период подготовки к ЕГЭ. Четверть выпускников характеризуют атмосферу в семье как нейтральную. Чуть менее 10% ребят получают поддержку на словах, но хотели бы получать больше реальной поддержки. К сожалению, есть выпускники (хотя таких и не много — менее 5%), которые характеризуют ситуацию в своей семье как негативную и не ощущают поддержки от своей семьи вообще. В этой связи можно порекомендовать на родительских собраниях в школе, а также посредством СМИ привлекать внимание родителей к тому, какой поддержки ожидают от своих родителей выпускники.

Жертвуют ли преподаватели другими плановыми темами ради подготовки к ЕГЭ?

Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам

Поскольку изначально исследование демонстрирует видение выпускников, их оценка организации учебного процесса преподавателями может быть субъективной. В ходе глубинного интервью мы выяснили, что респонденты зачастую не видят связи между школьной программой и подготовкой к экзамену и воспринимают ЕГЭ как независимое от программы явление. Около трети респондентов указывают на то, что преподаватель эффективно сочетает материал программы и тренировку ЕГЭ. 15% респондентов считают, что преподаватель в основном уделяет время школьной программе. Порядка 30% выпускников полагают, что преподаватель в основном фокусируется на подготовке к экзамену.

Как бы ты охарактеризовал(а) свое отношение к предметам, по которым тебе не нужно сдавать ЕГЭ?

Более половины выпускников стали уделять меньше времени предметам, по которым они не планируют сдавать экзамен. Однако четверть респондентов считает, что основные силы и время стоит тратить исключительно на подготовку к экзамену. В ходе глубинного интервью выяснилось, что выпускники не испытывают проблем в обучении в связи с тем, что уделяют меньше времени непрофильным предметам. Это может свидетельствовать о неявном снижении требований к организации учебного процесса в выпускных классах.

Цитата: "Успеваемость у меня средняя, то есть четверки и пятерки. Родители меня сначала заставляли, но потом я им объяснил всё, и они согласились, что да, на школу надо меньше времени тратить, сейчас главное — сдать ЕГЭ".

Еще один вопрос исследования касался возможного мошенничества при сдаче ЕГЭ, в частности — покупки ответов. Так, в 2011 г. были зафиксированы случаи получения взяток за успешный ЕГЭ, в 2012 г. по данным Рособрнадзора 172 выпускника были сняты с экзамена за попытки получить подсказку с помощью мобильного телефона и выкладывания заданий ЕГЭ в Интернет. Исследователей интересовало отношение выпускников к этой теме, и они задали следующий вопрос:

Рассматривали ли вы или ваши друзья возможность покупки ответов к ЕГЭ?

Каждый пятый участник опроса либо всерьез рассматривает вариант "покупки" ответов к ЕГЭ, либо в его круге общения есть примеры, когда планируется использование этой "возможности". Это значительно снижает мотивацию к подготовке и влияет на распределение времени в течение года. Также это увеличивает риск провалов на аттестации. Ученики слабо информированы об опасности использования мошеннических способов сдачи ЕГЭ.

Итак, что, по мнению выпускников, помогает или мешает в подготовке к сдаче ЕГЭ? Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы и дать рекомендации.

  1. Учащиеся ожидают большей поддержки от родителей, не ограничивающейся поддержкой "на словах".
  2. Необходимо шире освещать негативные последствия использования мошеннических схем сдачи экзамена.
  3. Преподавателям рекомендуется уделять больше внимания стратегиям сдачи экзамена, распределению времени и усилий на экзамене.
  4. Дети будут чувствовать себя включенными в процесс подготовки к ЕГЭ, если для школьников, сдающих редкие или непопулярные предметы, будут организованы альтернативные формы их подготовки в школе.

Статья предоставлена
НКО "Федеральная сеть образовательных центров Юниум"

Обзор
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Подготовка к ЕГЭ: какой она должна быть? 8 вопросов выпускникам"

Вы не авторизованы.

на всяк случай [ссылка-1]

27 мая в Общественной палате РФ (Миусская пл., д.7, стр.1) откроется традиционная «горячая линия» по вопросам ЕГЭ. На все волнующие вопросы ученикам и их родителям, учителям и общественным наблюдателям ответят представители Рособрнадзора, сотрудники Департамента образования Москвы и эксперты Федерального института педагогических измерений.

«Горячая линия» будет работать с 06:00 до 18:00 (время московское) в дни проведения основных экзаменов:

— 27 мая — русский язык;
— 3 июня — математика;
— 6 июня — иностранные языки и физика;
— 10 июня — обществознание и химия.

Задать вопросы можно по телефону 8 800 700 83 63 (звонок по России бесплатный), а также с помощью электронных обращений на сайте ОП РФ.
2013-05-23, Колокольчик полевой
В тему (обсуждали списывание ниже) новость "Минобрнауки выделит до 5 млн руб на поиск в сети заданий для ЕГЭ"
РИА Новости [ссылка-1]
и ещё о том же [ссылка-2]

Не понятно мне: "Заявки на участие в тендере принимаются до 17 июня, подведение итогов конкурса назначено на 18 июня."
Т.е. заработает это после окончания основной волны, а смысл? Выложенные КИМы админы сайтов уже успеют удалить. Если захотят))
2013-05-22, Колокольчик полевой
часть C скорей всего и похожа, а вот в B есть разные задачи, у нас диагностика вчера была и накануне я с дочкой разбирала задачи (там реальные варианты прошлым лет, КИМы и т.д.); у нее плохо идут легкие задачи на устный счет - их много разных; потом задачи со счетчиком теперь имеют очень много похожих аналогов, но там уже не счетчик, а надо выбрать более дешевый/быстрый/выгодный вариант - в одном таком варианте даже у меня ступор был; в геометрии, где задача про конус - тоже варианты отличаются;
накануне подготовка по реальным вариантам конечно может улучшить результат среднему и слабому ученику
2013-05-22, Chernika
КИМы, выложенные в сети, иреальный ЕГЭ - две большие разницы))))
КИМы нужно смотреть на сайте ФИПИ. там они максимально приближены к боевым.
на официальном пробнике этого года задания в вариантах не были под копирку.
сайт, который вы предложили, у меня заблокирован. и еще раз - реальные КИМы нужно смотреть на сайте ФИПИ или в книжных вариантах ЕГЭ, выпущенных под редакцией ФИПИ. Можно еще по паролям на Статграде.
остальное - от лукавого:-)
2013-05-22, Julika
вариантов КИМов на ЕГЭ сильно больше даже 2-х.
В С задачи С2, С5 и С6 нетривиальные. Решить их сходу, даже в прототипе не удается даже многим преподавателям, не говоря уже о другом.
не всякий репетитор даже готов решить сходу С6.
Так что имеет смысл покупать только готовые решения, а не прототипы))))
в С6 с другими цифрами может быть абсолютно другое решение. Совершенно другое. Как и в С5.
2013-05-22, Julika
Оказался правильным - да. Но чтобы получить высокий балл, надо что-то знать все-таки.

На форуме Ларина (знаете такой?) есть команда, которая занимается вбросами - выкладывает в сеть неправильные варианты ЕГЭ (выдуманные ими самими), выдавая их за правильные. Пытаются таким образом сбить интерес к покупке. Как вы думаете, они борются с тем, чего нет?
2013-05-22, Et Cetera
Значит так. Тут в теме Колокольчик дала ссылки на сайт Ларина - там есть фото выложенной части С 2011 года. Распечатала - показала сыну - 21 мая этого года была диагностическая работа ЕГЭ для 10 класса по математике - задания С1 С2 и С3 БЫЛИ в этой работе один в один из 2011 года, правда в разных вариантах, тк мой кавалер решал за себя и за даму сердца :))))))
2013-05-23, КалиНа*
Поделитесь:

22.05.2013
Обновлено 10.11.2020
Близкие по теме статьи
Как подготовиться к ЕГЭ за год: 7 советов
Как подготовиться к ЕГЭ за год: 7 советов
План подготовки к ЕГЭ - самостоятельно
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем отличается - и зачем писать олимпиады
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем отличается - и зачем писать олимпиады
Поступать в 10-й класс или в колледж? Что дает тест на профориентацию
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов
Как сдать ЕГЭ по обществознанию? Результат учителя обществознания – 90 баллов
Задания ЕГЭ по обществознанию: плюсы и минусы. Подготовка к ЕГЭ
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!