Почему современные дети не умеют играть вместе?

Полезность: 3,4 из 5 Интересность: 3,3 из 5 (39 оценок)

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие играть со сверстниками, замыкаются в себе и не умеют выстраивать взаимоотношения с окружающими. Общение со взрослыми не заменяет ребенку общение со сверстниками — для развития необходимо и то, и другое.

Именно сверстник нужен ребенку как предмет эмоциональной или деловой оценки, для самовыражения, управления другими. А при общении со взрослыми у ребенка вырабатываются другие умения: говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания. Для сравнения приведем анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми
Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования Преобладание спокойной речи
Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения
Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказываться самому, чем выслушать другого Ребенок больше слушает
Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой Взрослый остается для ребенка источником оценки
Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование Ребенок требует правдивости

Почему же проблема взаимоотношений детей между собой стоит так остро?

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество.

К ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования, поэтому родители в первую очередь озабочены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника — игровая и познавательная. А между тем именно в игре ребенок активно познает мир, который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению, взаимодействию с окружающими людьми. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.



Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат, увы, уже к "неиграющему" поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени. Родители иногда даже не знают, о чем можно поговорить с ребенком — общение сводится к вопросам "Что ты ел?", "Как ты себя чувствуешь?", "Почему ты плачешь?". И этот же опыт общения переходит от детей к сверстникам. Педагоги утверждают, что дети, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия, с трудом объединяются в группы, ждут инициативы от взрослого.

В-третьих, прерывается опыт передачи игр младшим детям от более старших. Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость. А если такие компании есть, то родители боятся отпускать своих детей с более старшими в силу разных причин.

Как же быть тогда взрослым? Мы не предлагаем готовых решений, а говорим о проблеме. Сделать выводы и найти решения должны сами взрослые, но для этого нужно помнить, что единственный язык, который легко дается детям, — это язык игры и беседы.

В издательстве "Вентана-Граф" вышла интересная программа "Предшкольная пора" под ред. Н.Ф. Виноградовой. Из множества рабочих тетрадей, которые направлены на разностороннее развитие ребенка, можно выделить пособия С.А. Козловой "Я и мои друзья", "Я хочу в школу", Т.А. Куликовой "Я и моя семья". В них показаны формы взаимодействия родителей и детей или группы детей, даются задания, которые помогают ребенку понять ценность дружбы и семейных традиций. Совместные занятия — рисование, составление генеалогического древа, чтение, изготовление игрушек, поделок, кулинарных блюд помогут ребенку подготовиться к социальной адаптации в коллективе детей, а родителям — лучше узнать своего ребенка.

Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы. Нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу провоцирует преждевременное взросление малышей, приводит к серьезным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: сложности с обучением в начальной школе, в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении.

Чеховских О.Г.
методист отдела сопровождения инноваций и педагогического эксперимента
МОУ ДПО "Центр развития образования", г. Самара

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Почему современные дети не умеют играть вместе?"

Вы не авторизованы.

Ну писали бы "рекламная статья". А автор - читал бы, что пишет :)
"Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество." - в начале статьи.
"Совместные занятия — рисование, составление генеалогического древа, чтение, изготовление игрушек, поделок, кулинарных блюд помогут ребенку подготовиться к социальной адаптации в коллективе детей, а родителям — лучше узнать своего ребенка" - в конце...
Как рисование, чтение, поделки могут помочь в приобретении навыка _коллективной_ деятельности или умения детей играть вместе? Загадка... Зато рабочие тетради прорекламировали :) Тетради то, может, и хорошие. Только не понимаю, как они связаны с проблемой, сформулированной в начале.

А вообще - автору понаблюдать за детскими коллективами - что в саду, что в школе, что во дворе. Дети отлично играют и вместе, и по одному :))

2009-02-02, УникаЛьнаЯ ( ex ленУлЯ)
Автор верно подметил!!!! Я много раз сама наблюдала в детском садике или на детской площадке детям не во что играть! Они не знают что можно т рогать, а что нет-это результата авторитарного воспитания в семье, когда мнение родителей или родителя единственно верное и они даже слова вставить ребёнку не дают!
Далее... Здесь автор имел ввиду что дети кроме как в банальную песочницу или кубики ничего играть не умеют! Потому что их никто не учит в семье! Не покупает новые игрушки, а старые уже надоели!
Вобщем очень жалко смотреть на сегодняшних детей!
В этом смысле я могу порекоммендовать методы воспитмния и книги американских авторов У. и М. СИРС. У них воспитание- основанное на любви к ребёнку, на воспитании его счастливым и положительным ребёнком! Да ещё это всё приносит удовольствие от общения с ним! МАМЫ И ПАПЫ -- ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ТАКИМИ КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ И РЕБЁНОК САМ ВЫРАСТЕТ ПРЕКРАСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! ВСПОМНИТЕ СЕБЯ В ДЕТСТВЕ!!!!!
2009-02-02, E_lochka
Насчет "не покупает новые игрушки" - вот это, по-моему, как раз совсем не про современных детей. Это в мое детство игрушку еще надо было достать (в то время очень популярное слово было - сейчас, по-моему, уже и не употребляется в том совковом смысле). А сейчас, когда магазины завалены игрушками и дети тоже ими завалены - у них не "нет новых игрушек", у них их НАВАЛОМ. Ну или только если игрушки надо покупать каждые 2-3 дня, т.к. примерно на это время хватает интереса к новой игрушке.
2009-02-02, Мусулунга
Не умеют играть вместе, так как в садиках воспитатели их этому не учат. В помещении занятия коллективно-индивидуальные. Стоят в сторонке с телефонами на улице. В итоге дети просто НЕ ЗНАЮТ игр нашего детства. А ещё боятся, что если ребенок поранится, родители заклюют. Поэтому их рассаживают по стульчикам или играйте сами, как сумеете. Новый ребенок в коллектив никак не вливается.
2018-10-16, АннаИН
Интересно, когда автор статьи последний раз наблюдал "детский коллектив" в реале)?
Насколько я вижу, как только у ребенка появляется хотя бы один партнер для игр, взрослые могут расслабиться и отдыхать, дети прекрасно займут себя сами) Именно совместными играми)
2009-02-02, Oker
Так статья-то называется "Почему современные дети не умеют играть вместе?" )
А взрослые и во времена моего детства как-то не особо играли с детьми. Более того, мне кажется, что сейчас в этом отношении наблюдается положительная динамика)
2009-02-02, Oker
А что так мало восклицательных знаков? А то подумают, что вы равнодушны. Больше воодушевления, зажигайте людей, а то они никак своих детей не хотят счастливыми делать. Хорошо хоть вы пришли...НаУчите... :_))
2009-02-03, Oazis
Поделитесь:

02.02.2009
Обновлено 19.04.2012
Статья дня
Близкие по теме статьи
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Давать ли ребенку гаджеты, с какого возраста и на какое время. Памятка для родителей
Как играть с ребенком с удовольствием: 6 способов
Как играть с ребенком с удовольствием: 6 способов
Советы для скучающих мам: детские игры - каждый день
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!