Содержание:

Иногда случается так, что маленький ребенок  трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол.

Почему ребенок бьет себя

Это вызывает у мамы настоящий шок. Если учесть, что эти удары бывают совсем нешуточные, у любого родителя возникают вполне логичные вопросы, которые можно разделить на три условные категории.

  • Причина такого поведения. Почему он так делает? Что в семье провоцирует у ребенка такое поведение? Виноваты ли родители в чем-нибудь?
  • Хочу, чтобы этого не было. Как сделать так, чтобы ребенок не наносил себе удары?
  • Как правильно реагировать маме на такое поведение малыша?

Надо сказать, что не существует однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Потому что поведение ребенка, который бьет себя — это всего лишь симптом. Это как головная боль — симптом дисбаланса в организме, причины которого могут быть у каждого человека свои.

И все же можно выделить некоторые общие детские особенности, которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе.

  • Ребенок по типу личности, скорее всего, является интровертом, то есть, склонен к внутренней ориентации и сосредоточению на себе.
  • В жизни ребенка имеется какой-то раздражитель, никак не связанный с ситуацией, когда малыш наносит себе удары. Этот раздражитель ребенок в силу своего возраста не понимает и плохо осознает, но, тем не менее, он его наблюдает и чувствует. Это может быть стрессовая ситуация, сильный испуг в прошлом, сложные обстоятельства в семье, когда все очень взвинчены и напряжены, тяжелая болезнь малыша или члена семьи.
  • Ребенок из категории "трудных". У таких детей в силу каких-то особенностей характера и темперамента реакции на внешние обстоятельства очень ярко выражены. Иногда эти реакции проявляются тем, что он начинает бить себя по голове, не умея по-другому выразить свои чувства, Пусть, мол, мама сама догадается, что ему надо, и пусть сделает так, чтобы он перестал это делать. Тогда как обычный ребенок подошел бы и попросил у мамы заинтересовавшую его вещь.

Различное сочетание этих трех особенностей дают разнообразие ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто-то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто-то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке.

Ребенок бьет себя — и это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. Такое поведение может проявляться даже если ребенка в семье очень любят, не ругают, не называют плохими словами.

Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего малыша, который бьет себя, то она сможет заметить, что в некоторых ситуациях он это делает по-разному. Естественно, все происходит быстро и спонтанно. Так, что различия в детском поведении мама понимает не сразу. Но если это происходит регулярно, то различия становятся очевидными. Рассмотрим самые основные.

К содержанию

Таким поведением ребенок может манипулировать родителями

Действительно, манипуляциям ребенок учится с младенчества. И иногда он намеренно наносит себе удары, чтобы вызвать желаемую для себя реакцию со стороны родителей. Обычно это замена негативной реакции взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка.

Как же понять, манипулирует ли малыш в случае, когда бьется головой об стену или пол? В возрасте двух-трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать и притворяться, поэтому "вычислить" его будет просто. Два основных момента, на которые маме следует обратить внимание:

  • ребенок наблюдает за мамой, явно или пряча глаза, но обязательно смотрит, как она реагирует на его поведение;
  • выражение лица у него притворное, напряженное;
  • ребенок чередует свои действия: наносит себе удары и после этого смотрит на реакцию мамы.

К содержанию

Таким поведением ребенок может сам себя наказывать

В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его родитель. На эту тему существует большое количество информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: "Ты такой же непутевый, как твой отец". В подсознание ребенка идет информация: "Будь таким, как твой отец!" Или говорит отец дочери: "Тебе еще рано дружить с мальчиками". Девочке идет сигнал: "Дружи с взрослыми мужчинами".

Аналогично этот механизм действует, когда мама ругает или корит своего маленького ребенка за его поведение. Детская психика воспринимает это буквально — наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть, что в возрасте двух-трех лет ("кризис трехлеток") ребенок еще только начинает психологически отделять себя от матери. Он не понимает, какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение — это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все, лишь бы мама не сердилась. Любого рода комментарии недовольства (не обязательно с повышенным голосом или раздражением) с ее стороны могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары.

Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда, поругавшись с кем-то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом как бы наказывая себя за несдержанность.

Этот вид детской реакции можно также определить по выражению лица ребенка:

  • видно, что ребенок искренне сильно огорчен;
  • если мама выходит из комнаты или отворачивается, он не прекращает наносить себе удары.

Почему ребенок бьет себя

К содержанию

Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние

Это, пожалуй, самый сложный для понимания мамы вид реакции ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится в каком-либо другом затруднении. Вместо того чтобы обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:

  • не расстроен и, по мнению мамы, у него нет серьезных причин делать так;
  • выражение лица у него нейтральное или недоуменное.

Таким образом, внимательно наблюдая за своим малышом, мама может примерно определить, отчего ребенок бьет себя. Малыш, склонный к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть он одновременно может испытывать отчаяние и стремиться оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому-то шаблону, а стараться найти тот уникальный ключик, который подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение.

Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка — это лакмусовая бумажка, по которой можно определить общую психологическую обстановку в семье. Ребенок проявляет не только свое психологическое настроение, но и настроение родителей в данный момент.

Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка по отношению к себе. Нужно "лечить" психологическую обстановку в семье!

Но бывают обстоятельства, когда это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить ребенку идеальную, гармоничную и счастливую психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность к этому, скорее всего, останется на всю жизнь. Только удары он будет наносить себе не по телу, а в душе. Что может привести к пониженной самооценке личности.

И, тем не менее, маме не стоит успокаиваться и ждать, когда ребенок перестанет бить себя. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать?

Вот только некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание. Мама может сузить или расширить предлагаемые варианты, по своему усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.

  • Снизить громкость голоса и экспрессию. Мама может провести эксперимент и корить ребенка шепотом или на ушко. Такое поведение может на какой-то период так удивить малыша, что он будет не так сильно фиксироваться на себе и забывать бить себя.
  • Не изменять резко свое поведение с ругани на нежность. Если мама отчитывает ребенка за его поведение, не стоит бросаться на ребенка с поцелуями, как только он нанес себе первый удар по голове. Таким поведением мама лишь закрепляет у ребенка стереотип поведения.
  • Физически не давать ребенку бить себя. Мама мягко удерживает ребенка, когда он бьет себя и обязательно комментирует это следующими фразами: "Не надо так делать. Мама тебя очень любит".
  • Не манипулировать в ответ на его манипуляции. В этом случае маме нужно точно понимать, что сейчас ребенок бьет себя именно с целью давления на родителей, чтобы они исполнили его желание. Он не наказывает себя и не находится в отчаянии. Тогда мама временно прекращает всякое общение с ребенком, может даже оставить его одного в комнате, давая, таким образом, ему понять, что нанося себе удары, все равно не сможет добиться желаемого.
  • Говорить чаще ребенку слова любви. "Даже если мама сердится, она все равно очень любит своего малыша".

А самое главное, даже если ребенок перестанет со временем наносить себе удары, маме не стоит забывать о том, что ребенок делал это. Когда он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины. Мама должна дать ребенку стержень внутреннего самоощущения цельной личности, который будет поддерживать его в жизни.

Виктория Карабанова

Статья предоставлена сайтом "Мама трудного ребенка пишет..."