По какой вы программе?

По какой программе учиться первокласснику?

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 3,4 из 5 (22 оценки)

"А вы по какой программе будете учиться?" — с этого сакраментального вопроса начинаются едва ли не все разговоры между родителями будущих первоклассников. И не случайно. Ведь в родительской среде уже не одно десятилетие бытует стойкое убеждение, что от того, по какой программе первоклашка будет осваивать грамоту и азы математики, зависят едва ли не его будущая карьера и благополучие.

По какой программе учится начальная школа

Оставив за рамками сегодняшнего разговора само это далеко не бесспорное утверждение, попробуем разобраться: столь ли велика на самом деле разница между существующими программами начальных школ и что действительно стоит учитывать при выборе школы для будущего первоклассника. А поможет нам в этом наш постоянный собеседник, академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

Велик ли выбор?

— Хотя, на первый взгляд, достаточно велик — все-таки целых шесть программ, — при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это не так.

Принципиальное отличие есть только у программы Эльконина — Давыдова. Она предполагает высокую степень взаимодействия педагога и ребенка и предъявляет к ребенку повышенные требования 15 плане как навыков общения, так и общей подготовки. Как правило, в классы, работающие по этой программе, стараются отобрать детей, которые до школы уже хорошо читают, владеют звуко-буквенным анализом и даже умеют писать.

Остальные программы выстроены в традиционной логике. Среди них выделяется программа Занкова, которую отличает высокая интенсивность. Все остальные — "Школа России", "Гармония", "Школа 2100", "Начальная школа XX I века" — являются вариациями традиционной программы и отличаются лишь в деталях. Наши исследования, о которых мы расскажем подробнее в отдельной статье, показывают независимо от программы, к концу 4-го класса степень обученности детей основным навыкам письма и чтения оказывается примерно одинаковой. Так что выбирать стоит не столько программу, сколько учителя.



Доверяй, но проверяй

— Проблема еще и в том, что нередко школа декларирует одну программу, а на практике учитель комбинирует в своей работе элементы самых разнообразных программ и методических разработок. И совершенно законно: сегодня учитель начальных классов имеет полное право самостоятельно выбирать, как именно строить процесс обучения, какие пособия и дидактические материалы использовать.

Поэтому даже если вас привлекает заявленный школой учебно-методический комплект, необходимо лично поговорить с учителем, чтобы выяснить:

  • как учитель представляет себе работу по этой программе;
  • какие использует дополнительные материалы;
  • какие требования предъявляет к ребенку;
  • какие возможные риски или проблемы он видит при работе по этой программе.
Школа полного дня: благо или головная боль?
Часто родители выбирают такую школу, рассчитывая, что дети будут возвращаться домой со сделанными уроками. Увы, напрасно! Наш анализ показывает: практически везде в школах полного дня, даже в тех, где созданы все необходимые условия, дети 1-1,5 часа готовят уроки вечером, придя домой. В итоге устают и чаще болеют. Поэтому лучше выбрать школу с обычным режимом, а "продленкой" в школе пользоваться лишь в случае крайней необходимости.

Риск — благородное дело?

— Какой бы интересной и привлекательной ни казалась вам та или иная методика обучения детей, прежде чем выбрать ее для своего ребенка, следует взвесить все "за" и "против". Прежде всего это касается, конечно, наиболее сложных и интенсивных программ.

Так, хотя программа Эльконина — методика обучения Давыдова не предполагает домашних заданий, на практике освоить весь — довольно сложный и объемный — материал на уроке, как правило, не удается. А значит, ребенку с первого класса достаточно много придется заниматься дома. И если помимо общеобразовательной школы предполагаются дополнительные нагрузки, делать это придется за счет сна и прогулок.

Программа Занкова менее сложна, но достаточно интенсивна. И у гиперактивных детей, у тех, кто имеет проблемы с концентрацией внимания, могут возникнуть сложности при обучении. Проблемы возможны и в том случае, если ребенок часто болеет: нагонять пропущенное ему будет довольно сложно. Поэтому не стоит рисковать, выбирая программу интенсивного обучения, если ребенок:

  • часто (больше б раз в год) болеет ОРВИ или у него есть любые хронические заболевания;
  • имеет проблемы с эмоциональной регуляцией или концентрацией внимания;
  • помимо общеобразовательной, посещает музыкальную, спортивную или художественную школу;
  • будет долго добираться до школы на транспорте.
Важно
В холодное время года, когда летние запасы сил уже на исходе, а нагрузки не уменьшаются, необходимо поддержать организм ребенка микроэлементами, среди которых’ йод — один из самых важных.
К сожалению, в России йододефицит обусловлен географически. Прекрасная возможность восполнить недостаток йода, совмещая вкусное и полезное, — принимать специальный детский йод "Йод Витрум3 для детей" в виде жевательных таблеток с клубничным вкусом.

Речевые проблемы у детей

— Отдельно стоит сказать о школах с углубленным изучением иностранного языка. В них бывают самые разные общеобразовательные программы, от традиционных до интенсивных, плюс изучение одного, а иногда и двух иностранных языков.

Я бы не советовала отдавать в такие школы детей, у которых были какие-то нарушения речевого развития, если они ходили в логопедический детский сад, занимались с логопедом в поликлинике.

Родителям часто кажется: если к моменту поступления в школу у ребенка скорректировано произношение всех звуков, то проблема решена. Однако речевое развитие — не только артикуляция. Если ребенок не в состоянии пересказать сказку или мультик, запомнить стихотворение, составить рассказ по картинке — это тоже свидетельствует о несформированности речевого развития. И программа школы с углубленным изучением иностранного языка будет для таких детей сложна, причем проявляется это обычно не сразу, а ближе к концу первого класса.

консультант: Марьяна Безруких

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "По какой вы программе?"

Вы не авторизованы.

Автор не совсем в курсе того, о чем пишет. В частности, "программы" Эльконина-Давыдова не существует. Есть система. Как правило программа ограничивается набором учебников и
методическими указаниями к этим учебникам, а система отличается подходом к самому процессу образования. Автор не интересовался принципами отбора учеников, которые будут учиться по этой системе. Дело в том, что таких правил нет. Когда в 60-е годы поступил госзаказ на разработку новых принципов обучения, формирующих у детей научный подход к получению знаний, детей действительно отбирали, но не параметрам наличия знаний, по здоровью, потому одновременно, стараясь сэкономить на строительстве детских садов, была поставлена цель начать обучение с шести лет. Отбор проводился и для системы Занкова, хотя эту системой её называть не совсем корректно, поскольку она явилась модификацией традиционной. Затем систему Эльконина-Давыдова отрабатывали на классах коррекции. Сейчас отбор в классы по этой системе проходит по тем же параметрам, что и для обычных классов. Более того, учителя, работающие в этой развивающей системе предпочитают отбирать детей не по наличию тех или иных знаний, а по общему уровню. Т.е. желательно, чтобы дети были одинакового уровня подготовленности. Если не умеют читать/считать, то пусть уж все не умеют. Учителю проще планировать уроки. Хотя это относится ко всем системам.
Так что просто совет - хотите о чем-то высказаться - изучите тему. И вообще иногда лучше молчать, чем говорить.
2011-04-13, Сергей Новиков
Училась у меня дочка и по Гармонии, и по 2100, разница есть, она очевидна уже в конце второго класса, а уж про 4 и говорить не хочу даже. Да, многое зависит от учителя, еще больше - зависит от ребенка и его родителей, но если бы передо мной вновь стоял выбор "куда отдать ребенка", я бы не выбрала Гармонию ни за что. Даже при том, что у ребенка не было трудностей в освоении.
2011-03-16, Jasmin
Ребенок занимался по Занкову в начальной школе и в дополнительных кружках/секциях, много болел. Проблем с учебой не было.

Не выговаривал "р" до 7 лет. Английский со второго класса, сейчас ребенку 15 лет, английский язык
свободный.

Специалисты часто необоснованно пугают.
2011-03-14, Eldorado
Поделитесь:

13.03.2011
Обновлено 19.03.2020
Близкие по теме статьи
Что нового появилось в программах начальной школы
Что нового появилось в программах начальной школы
Программа "XXI век. Начальная школа" - что представляет эта методика обучения
Образовательные системы в начальной школе: как определиться
Образовательные системы в начальной школе: как определиться
"Школа России", "Перспектва", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония" - самые популярные учебники и рабочие тетради
Как выбрать школьную программу для первоклассника
Как выбрать школьную программу для первоклассника
По какой программе учатся в первом классе?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!