Итак, впереди — Италия. Предыдущий опыт автопутешествия (по Эльзасу и Лотарингии) удался, и мы решили его повторить. Участники те же: четыре девушки, прокатный автомобиль Ford Focus SW (универсал с большим багажником), место действия — северная Италия, время действия — июнь 2012 года.

Милан, ДуомоПредварительная подготовка заключалась в следующем:

  • покупка толстенного путеводителя по всей Италии;
  • бронирование и покупка билетов на сайте Alitalia: три билета Москва-Турин, Венеция-Москва и один билет Москва-Турин, Триест-Москва.
  • заказ автомобиля в прокатной конторе Hertz;
  • бронирование гостиниц на сайте www.booking.com;
  • покупка билетов в Ла-Скалу на сайте театра (www.vivaticket.it);
  • бронирование билетов на посещение Тайной Вечери Леонардо да Винчи. Тут мы сплоховали: не смогли забронировать билеты на официальном сайте (пытались за 2 с лишним месяца), пришлось брать у местных перекупщиков плюс экскурсия в нагрузку.
  • Бронирование билетов в Капеллу Скровеньи (Capella degli Scrovegni) в Падуе (13 евро на человека);
  • Бронирование прохода без очереди в базилику Сан-Марко в Венеции (1 евро на человека), www.alata.it.

Первый пункт нашего пробега — Турин — административный центр области Пьемонт и провинции Турин, четвёртый после Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей. В Турине мы посетили Королевский дворец (Palazzo Reale), погуляли по Piazza Castello, прошлись по Via Roma, посмотрели на город сверху с башни Mole Antonelliana. Эта башня — символ Турина, она была построена в 1863–1878 гг. архитектором Алессандро Антонелли в качестве синагоги по заказу еврейской общины Турина. Когда башня была достроена, община почему-то отказалась устраивать в ней синагогу, и строение выкупили городские власти. Сейчас там национальный музей кино и смотровая площадка. Высота башни — 167 метров, весь город — как на ладони.

Знаменитая Туринская плащаница находится в хранилище в капелле Кафедрального собора святого Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni), рядом с Королевским дворцом. Реликвию выставляют на всеобщее обозрение только по папскому указу, последний раз это произошло в 2010 году. Однако можно посмотреть фильм о плащанице и подойти помолиться к саркофагу, в котором она хранится. Перед саркофагом установлены таблички с молитвой на нескольких языках, в том числе и на русском.

В Турине была выдана первая лицензия на изготовление жидкого шоколада. Город славится своим шоколадом, кофе и историческими кафе, которые мы с удовольствием посетили — поели мороженого в Caffè Fiorio и попили бичерин (традиционный напиток — кофе, горячий шоколад, сливки) в Caffè Al Bicerin. Напротив кафе, кстати, очень красивая церковь — Santuario della Consolata. Снаружи обычная, а внутри — большая, многозальная и богато украшенная. Мы как раз попали на службу — и служба красивая.

Путеводитель сообщил, что в окрестностях Турина можно увидеть ряд великолепных вилл, но мы их не нашли — зато увидели базилику Суперга, находящуюся на холме над городом. Оттуда открывается чудесный вид на Турин, в ясную погоду, говорят, можно увидеть швейцарские Альпы. базилике есть капелла Девы Марии, куда бездетные пары приходят просить о детях, а потом на стенах вешают забавные картинки с изображением своих родившихся малюток. Некоторые картинки очень старые, восемнадцатого века. Мы неосторожно попили святой воды в этой капелле, хотя малютки у нас уже есть в ассортименте.

В целом, Турин заслуживает того, чтобы вернуться.

Милан, Крыша ДуомоПосле Турина нас ждал Милан. Милан — столица Ломбардии и финансово-экономическая столица Италии. Миланский собор (Duomo di Milano) — третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне, построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора.

Собор прекрасен с фасада, но еще лучше сверху: его крыша — это целый лес мраморных шпилей и скульптур, башенок и колонн, опор и площадок. Там мы бродили, наверное, целый час, не меньше.

Прямо рядом с собором — галерея Виктора Эммануила II — красивые торговые ряды. На полу есть мозаика с изображением быка: говорят, нужно на самом уязвимом месте быка покрутиться на пятке — и будешь счастлив и богат.

В Милане есть еще старые интересные церкви, отмеченные путеводителями: церковь Св. Амвросия (S. Ambrogio), основанная в IV веке самим св. Амвросием; церковь Сан-Лоренцо-Маджоре (S. Lorenzo Maggiore), основанная тогда же, с дивной золотой мозаикой; романская церковь Сан-Эусторджо (S.Eustorgio) с самой высокой в Милане колокольней.

Одна из главных миланских достопримечательностей — "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Создана в 1495–1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска занимает всю стену трапезной монастыря, несколько раз реставрировалась. Попасть можно только посредством предварительной (не меньше, чем за три месяца) покупки билетов. Пускают группами, точно по времени, и ровно через 15 минут просят освободить помещение. На эти 15 минут полностью отключаешься от происходящего — фреска затягивает своей перспективой, цветом, настроением.

Посещение "Тайной вечери" шло у нас в праздничном наборе с посещением замка Сфорца (Castello Sforzesco) — резиденцией миланских герцогов династии Сфорца. Замок тяжелый, основательный, имеет несколько внутренних дворов. Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над московским Кремлём. Перед замком создан большой фонтан, напоминающий свадебный торт. Собственно, так он и называется.

Ла Скала порадовала нас оперой Джузеппе Верди "Луиза Миллер". Поют итальянцы прекрасно, а вот видно в театре не на передних местах в ложах плохо, как, впрочем, и у нас в Большом (а билеты у нас были недешевые — от 70 до 120 евро).

Следующим пунктом автопробега был Бергамо. Очень жаль, что на посещение этого городка мы отвели всего несколько часов. Во-первых, туда непросто добраться. Наверх, в старый город, ведет фуникулер, а стоянки рядом со станцией отправления нет, пришлось нарушить и приткнуться в переулочек. Во-вторых, городок очень симпатичный, камерный и немноголюдный. Там совершенно невероятная церковь, пристроенная к Домскому собору — капелла Коллеоне из серого, белого и розового мрамора — ради нее одной уже стоит ехать в Бергамо.

После Бергамо мы на полдня заехали в аутлет Franciacorta Outlet Village и наконец-то добрались до жемчужины нашего путешествия — озера Гарда. Прежде всего, нам очень повезло с отелем (Villagio Turistico Internazionale Eden). Он был прост и недорог, но у нас был отдельный домик с гордым названием "шале", из окна которого открывался невероятный, фантастический вид на озеро Гарда. Бесспорным плюсом отеля, помимо расположения прямо на берегу озера, является собственный пляж. Минус — отсутствие кондиционера и полотенец, но про это мы знали заранее.

Три ночи мы провели на озере, отдыхали, купались, ездили по близлежащим городкам, объехали все озеро вокруг. Южная широкая часть озера — равнинная, к северной, длинной и узкой, вплотную подступают Альпы. Вдоль северной части озера дорога проходит в туннелях, причем некоторые из них совсем старые, сложены из неровного камня, а другие — современные. Видно, как постепенно осваивалось альпийское побережье Гарды. Наша группа мобильного реагирования побывала в следующих приозерных городках:

  • Мальчезине: маленький прибрежный городок с кривыми улочками, очередным замком Скалигеров (был закрыт, увы) и кучей сувенирных магазинчиков. Рекомендую, очень живописно. Пытаясь попасть в Мальчезине, мы заблудились, наш навигатор Аленка завез нас высоко в горы. Виды потрясающие, но ехать было очень страшно, пришлось вернуться с середины пути и ехать вдоль озера.
  • Сирмионе: находится на длинном и узком полуострове, вдающемся в озеро на юге. Основная достопримечательность — замок Скалигеров. Можно подняться на крепостные стены ("ласточкиным хвостом", как наш Кремль) и башни, сверху красивый вид. Вода плещется прямо у стен замка, лебеди и крупные рыбы оживляют водные просторы.
  • Дезенцано: самый крупный город у озера, но не особо интересный на фоне своих соседей.
  • Рива-дель-Гарда: город в самой северной точке озера, втиснулся между горами и водой. Но при этом город с широкими улицами, большой площадью, совсем не итальянский — он долго был австрийским, до середины ХIХ века. И вообще это Южный Тироль. Поразила маленькая церковь, расположенная в крутой скале над городом. Как они туда доставляли стройматериалы? Козьими тропами? И как потом смогли протянуть электричество (видно то ли ЛЭП, то ли линию зубчатой дороги)?

Выбрались и в Мантую. Привлекло нас древнее происхождение города и расположение его на острове между тремя притоками реки. Однако на нас Мантуя впечатления не произвела: туристов нет, и общее ощущение какой-то запущенности. Немного разнообразил поездку Палаццо дель Те (1525-35) — главное достижение европейского маньеризма — как по архитектуре, так и по стенописи; стенная роспись действительно интересная и разнообразная. Этот дворец был предшественником Версаля, Сан-Суси и других европейских дворцов, но на их фоне бедноват. Огромный дворец герцогов Гонзага, из-за которого я мечтала посетить Мантую, оказался закрыт на реставрацию, вниманию публики были представлены только три небольших зала и экскурсоводша с дефектами речи. Мы и так по-итальянски не очень-то парларе, а у этой тетеньки, кроме слова "Изабелла", вообще в речи невозможно было что-то разобрать.

Верона, у ДжульеттыНа шестой день мы с сожалением покинули Гарду и направились в Верону. Вот Верона нам очень понравилась, особенно ее центральная живописная площадь Пьяцца дель Эрбе. Вытянутую прямоугольную площадь обрамляют здания различных эпох — готические и барочные. В Вероне происходит действие пьесы Шекспира "Ромео и Джульетта". Около дома, считающегося домом Джульетты — столпотворение, к статуе героини не пробиться — с ней беспрерывно фотографируются китайские туристы. Еще в Вероне необычный кафедральный собор ХII века — полосатый. В соборе находится картина Тициана "Вознесение Девы Марии".

В городе многое осталось от римлян, в том числе Арена ди Верона, в которой сейчас проводятся оперные фестивали.

После мы ненадолго заехали в Падую — у нас было забронировано посещение Капеллы Скровеньи (Capella degli Scrovegni). Внутри капелла вся покрыта фресками Джотто от пола до потолка — очень впечатляет. Билеты тоже надо бронировать заранее на определенное время, перед началом посещения группу держат в "сенях" — для сохранения микроклимата в капелле, чтобы уличный воздух не проникал внутрь. Пока ждешь, показывают фильм о капелле.

Еще мы посетили базилику Святого Антония, это главный центр почитания св. Антония Падуанского. Перед ней стоит медная конная статуя венецианского кондотьера Гаттамелаты работы Донателло, чья копия находится у нас в Пушкинском музее.

Заключительным этапом была Венеция. Совет автомобилистам — поставить машину можно прямо после длинного моста, на Пьяццале Рома справа есть многоэтажный муниципальный гараж — Garage Municipale — там дешевле, чем в других гаражах. В Венеции мы посетили базилику Сан-Марко (по предварительному бронированию проход без очереди) с гробницей самого Святого Марка. Были во Дворце Дожей, поднимались на Кампаниллу (колокольню) — там, к счастью, лифт. Накупили муранского стекла, покатались на вапоретто (катер-маршрутка). Кстати, удобно взять дневной билет — стоит 24 евро, если мне память не изменяет, и кататься можно целый день.

На восьмой день я отвезла трех моих спутниц в аэропорт и поехала дальше, мой путь лежал через Триест в Хорватию.

Недалеко от Триеста находится замок Мирамаре, построенный в средневековом шотландском стиле на выдающейся в Адриатическое море скале. Хозяевами были австрийский эрцгерцог Максимилиан и его супруга, Шарлотта Бельгийская. Замок белый, очень красивый и виден издалека, при нем большой парк — настоятельно советую посетить.

Вот такое получилось интересное путешествие. Надеюсь, мне еще будет, о чем вам рассказать.