Многие, столкнувшись с неистребимыми "глупыми" ошибками в тетради младшего школьника, приходят в ужас, обвиняют его в лени и бестолковости... Но виноват ли малыш? Как выявить, есть ли у вашего ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи? Какие слабые звенья в развитии речи могут повлиять на овладение письмом? Что же могут сделать родители, если их ребенок относится к "группе риска"?

Поступление ребенка в школу не только праздник в семье, но и новые проблемы и заботы, ожидания и часто разочарования. Если к концу первого класса в тетрадках некоторых первоклашек учителя и родители с огорчением замечают стойкие, повторяющиеся, часто нелепые, необъяснимые ошибки, то можно говорить о дисграфии — затруднении в овладении письмом. К сожалению, количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью с каждым годом увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 30%. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Сегодняшние родители во многом отличаются от тех, которые были лет 10–15 назад. Они хотят разобраться в причинах неуспешности своего ребенка и чувствуют в себе силы и возможности помочь детям справиться со школьными проблемами. Дисграфия "рождается" не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте уже можно выявить предпосылки возникновения дисграфии, которая неизбежно проявится у ребенка с началом школьного обучения в том случае, если не будут приняты соответствующие профилактические меры.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Как выявить, есть ли у вашего ребенка предрасположенность к нарушению письменной речи? В первую очередь следует сказать о том, что нарушение письменной речи является непременной спутницей общего недоразвития речи ребенка. Но мы возьмем обычного дошкольника без видимых патологий. Какие слабые звенья в развитии речи могут повлиять на овладение письмом? Рассмотрим предпосылки каждого из видов дисграфии и способы их выявления.

Неправильное звукопроизношение. Наличие звуковых замен является предвестником одного из видов дисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребенка грамоте приводит к соответствующим буквенным заменам. Допустим, если ребенок в свободной речи звук [Р] заменяет на [Л], то вместо слова "рука" он может написать "лука".

Неумение различать близкие по звучанию звуки: твердые — от мягких, звонкие — от глухих, свистящие — от шипящих.

Физический слух у вашего ребенка может быть прекрасным, а звуки речи он слышит по-своему.

Попросите ребенка повторить за вами ряд слогов. Инструкция: "Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее: Та-да-та Са-за-са Па-ба-па Да-та-да Жа-ша-жа Ка-га-ка Ма-мя-ма Ня-на-ня Ча-тя-ча СА-ша-са".

Звуки, не различаемые на слух, ребенок в дальнейшем будет взаимозаменять на письме. Например, при плохом различении твердых и мягких звуков он может написать вместо слова "ряд"— "рад". Если ребенок путает глухие и звонкие звуки, то "сода" в тетрадке превращается в слово "сота".

Сложности звукового анализа. В процессе обучения грамоте необходимо умение тонко анализировать устную речь для ее перенесения на бумагу.

Проверьте, владеет ли ребенок простейшими видами звукового анализа, к которым относятся следующие.

Умение определять наличие звука в слове. Положите перед ребенком 3 предметные картинки, в названии которых есть звук [К], и одну, в которой нет заданного звука. (Например: курица собака, волк, заяц.) Инструкция: "Назови картинки. В названии каких картинок есть звук [К]? " Выделение ударного гласного из начала слова и последнего согласного из конца слова. Инструкция: "Какой первый звук в слове „утка“? Какой последний звук в слове „петух“?" Определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец. Инструкция: "В слове „санки“, где находится звук [С]: в начале, в середине или в конце? А в слове „капуста“? В слове „матрос“?" Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах "почувствовать" звуковой состав слова, эта несостоятельность несомненно обнаружит себя более явно, проявившись в виде дисграфических ошибок на письме.

Нарушение грамматического строя речи. Родители часто умиляются тому, как говорят их малыши, и не исправляют их. "Черниковое варенье", "соломная шляпа" — в устах трехлетнего малыша это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести лет, это уже является поводом для беспокойства.

Обратите внимание, способен ли ваш ребенок образовывать существительные множественного числа в родительном падеже? Инструкция: "Один дом, а много домов. Один карандаш, а много... Одно окно, а много... Одно ведро, а много... Одно яблоко, а много..." Умеет ли образовывать притяжательные прилагательные от существительных? Инструкция: "У зайца лапа заячья. А у кошки? У собаки? У лисы? У медведя?"

Неправильное употребление окончаний слов в устной речи является несомненным предвестником появления в тетради ребенка ошибок, которые мы называем аграмматизмами.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений является необходимым условием для запоминания образов букв и, особенно, для различения букв, близких по начертанию. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов: "палочки" "овалы" и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения их написания. Чтобы понять, сформирован ли данный вид восприятия у вашего ребенка, необходимо выяснить: понимает ли ваш ребенок значение пространственных предлогов. Попросите ребенка положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, подержать НАД книгой. Если ребенок справился с этим заданием, то взрослый должен теперь уже сам проделать эти манипуляции и попросить ребенка сказать, куда кладется карандаш. Ориентируется ли ребенок в правой и левой стороне пространства, в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу? Уточните, сформировались ли у ребенка представления о правом и левом, уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, попросите показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, локоть, колено и т. д.). Попросите ребенка показать, какие предметы находятся справа, а какие — слева от него. Положите вилку слева от тарелки, а ложку справа. Попросите показать тот предмет, который находится справа от тарелки, слева от тарелки. Спросите у ребенка, какой из предметов на картинке находится выше, а какой — ниже, какой дальше, а какой — ближе. Достаточно ли сформированы операции зрительного анализа и синтеза? Попросите ребенка сложить из кубиков по образцу какой-либо несложный предмет. Предложите сказать, чем отличаются друг от друга две похожие картинки.

Нечетко сформированные пространственные представления приводят к появлению у школьников оптической формы дисграфии.

Как указывают многие исследователи, наличие предпосылок дисграфии — это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока еще в скрытом виде. "Скрыта" же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь. Что же могут сделать родители, если их ребенок относится к "группе риска"? Первое и самое главное: вовремя обратиться к специалистам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку. Второе, не менее важное: не ждать, что все "само собой образуется", а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

Подробная психолого-педагогическая диагностика, грамотно выстроенная коррекционная работа, длительное наблюдение за развитием ребенка и правильный подход к процессу обучения позволяют вообще избежать диагноза "дисграфия".