Содержание:

В песочнице дети не только строят крепости, лепят куличики и роют подземный ход. Здесь есть коллектив. И значит, ребенок уже может получить опыт общения, социализации: как получить желанную игрушку, как делиться, меняться, находить компромисс. Песочница — это жизненные ситуации в миниатюре. Наблюдая за игрой малышей, внимательный родитель заметит возможные проблемы в общении своего ребенка, сможет грамотно скорректировать их: посоветовать малышу, как поступить в данной ситуации, обратить внимание ребенка на поведение других детей, а главное — заставить его думать и делать выводы.

К содержанию

Таня

Песочница - школа общения для ребенкаТаня — долгожданный желанный ребенок. Мама родила ее достаточно поздно, и уже понятно, что больше у нее не будет ни братиков, ни сестричек. Она так и будет единственной, но очень любимой девочкой в этой семье.

***

Таня вывезла во двор большую розовую коляску с двумя куклами и повернула к песочнице. Там уже играли другие дети. Таня подошла своей ровеснице Наташе. Она тоже привезла к песочнице коляску с куклой. Танина бабушка присела на лавочку рядом с другими мамами.

Девочки проехали круг вокруг песочницы и оставили коляски с куклами в стороне. Наташа забралась в песочницу на высокую кучу песка и стала громко кричать. Таня оживилась и тоже запрыгнула к Наташе. Они стали громко кричать вдвоем. Тогда Наташа стала прыгать по песку — Таня повторяла за ней. Девочки обнялись и стали прыгать в разные стороны, пока не упали вместе. Таня стукнулась головой о край песочницы и заплакала.

— Танечка, что же ты, нужно смотреть, куда ты прыгаешь...

— Бабушка, ну Наташа ведь не стукнулась, а прыгала также!

— Таня, вы взяли кукол — поиграйте с ними спокойно, повозите их в коляске.

Но Наташа уже затеяла новую игру — и Таня побежала за ней в кусты. Спрятавшись от родителей, девочки залезли на небольшое возвышение и стали оттуда прыгать через открытый колодезный люк. Было очень интересно — пока не пришла Танина бабушка. В принципе, она не так страшно ругалась и даже не увела Таню домой.

Тогда Наташа и Таня, взяв лопатки, принялись готовить куклам обед. Наташа положила на свою лопатку песок и протянула Тане.

— Ешь кашку! — сказала Наташа.

Таня почему-то наклонилась и взяла в рот песок. Тут же скорчилась и начала выплевывать его. Наташа закатилась от смеха. Бабушка, несказанно удивившись, произнесла:

— Таня! Ты зачем песок ешь?

— Ну, мне Наташа дала...

— А для чего тебе голова? Шапку носить?

К содержанию

Я думаю

Для человека бывает полезен даже сам процесс мышления. Еще полезнее, когда человек умеет обращать внимание на окружающих, обобщать увиденное и делать выводы. У каждого этот процесс проходит индивидуально.

Замечательно, если вы в процессе воспитания добились послушания от ребенка. Но страшно, если он становится марионеткой, а не человеком разумным. Послушание не должно убивать непосредственности ребенка, его личности, желаний, делать его пассивным и воспринимающим лишь информацию извне. Он должен быть уверен в своих силах и делать попытки для достижения своих желаний. Пусть эти желания не всегда совпадают с интересами взрослых, но подавлять всю инициативу ребенка опасно. У ребенка должны быть собственные цели.

Да, все боятся "влияния улицы", влияния чужих людей. Одноклассники проверяют ребенка на "слабо", "круто" и прочие уловки. Ребенок не хочет, чтобы его считали "сопляком", "скучной отличницей", "лохом" и может наделать глупостей. Важно, пока ребенок еще маленький, научить его думать, прежде чем поддаваться стадному чувству. Необходимо знать о его окружении и мягко подсказывать, как дать отпор в такой-то ситуации.

Песочница - школа общения для ребенкаЕсли вы сможете уже в раннем детстве привить ребенку правильные понятия о добре и зле, ему проще будет ориентироваться по жизни, оценивая свои и чужие поступки.

Не стоит запрещать ему общение с детьми, которые вам не нравятся. Всем известно, что запретный плод сладок. Ребенок может не понять причину запрета и все равно, втайне от родителей, общаться с "плохим другом". Лучше обратите внимание ребенка на поступки этого "плохиша", порассуждайте вместе об их возможных последствиях. Учите ребенка думать и делать выводы. Важно, что свой выбор ребенок сделал сам: узнал что-то новое, ранее не известное, примерил к себе частичку другой жизни — и выбрал свой путь.

Часто под чужое влияние попадают не уверенные в себе дети. Которые не знают, как заинтересовать других своей персоной, как завоевать друзей. Над этим стоит поработать родителям. Научите своего ребенка простым играм, которые, вероятнее всего, не знают его друзья. Приобретите интересные головоломки, познавательные книги с хорошими иллюстрациями. Часто ребенок не может включиться в общую беседу из-за того, что ему просто "нечего вставить". Расскажите ему несколько коротких анекдотов, веселых историй, которыми он, при случае, сможет поделиться в детской компании.

К содержанию

Лена

Семья маленькой Лены совсем недавно переехала в новый район. Во дворе дома были большой зеленый сквер и детская площадка. Девочка очень обрадовалась, когда впервые увидела свой новый двор: ей так хотелось скорее поиграть в этом замечательном месте.

***

Однако дети встретили Лену без особого интереса — у них уже была большая, сложившаяся компания. К тому же, негласным лидером была девочка на несколько лет старше Лены, и ей было не интересно играть с "малышней". Девочки играли с мячом, бегали наперегонки, а Лена сидела на лавочке и наблюдала за ними. Она несколько раз подходила — но ей предлагали прийти попозже или не мешать.

Мама Лены сразу заметила эту ситуацию. Когда Лене подарили новую игрушку — пушистую собачку, мама разрешила показать ее другим девочкам. Лена схватила ее и помчалась в сквер. Дети в песочнице строили настоящий замок. Лена подошла к ним. Старшая девочка тут же скомандовала:

— Отойди, ты сломаешь наш замок...

— Ну что ты, мы только постоим с моей новой собачкой и посмотрим.

Девочки обернулись, наконец обратив внимание на Лену — в руках она держала плюшевую собачку с переливающимся поводком и розовым бантиком.

— Ух ты, можно нам посмотреть?

— Конечно!

Дети обступили Лену и начали с интересом рассматривать ее игрушку, расспрашивать девочку, откуда она приехала, о ее семье. А Лена рассказывала и светилась от счастья. Лед был сломан.

К содержанию

Помощь родителей

Этот пример вовсе не говорит о том, что нужно покупать дружбу с помощью игрушек. Но он наглядно показывает, что таким образом можно вызвать первоначальный интерес и желание начать общаться с вашим ребенком. Как известно, встречают по одежке. Объясните своему ребенку, что настоящей дружбы так не заведешь, но как повод для знакомства игрушки вполне подойдут.

Если вы собираетесь в кино, цирк, музей вместе с ребенком, предложите ему взять с собой друга или одноклассников. Непринужденное общение поможет малышу раскрепоститься и хорошо провести время. В более старшем возрасте, если вашего ребенка уважают в компании, он будет меньше подвергаться разного рода проверкам на прочность.

Мамы маленьких детей, гуляя во дворе или ближайшем парке, обычно сами "выбирают" друзей своему малышу, ориентируясь больше на их мам — что совершенно нормально. То есть, если женщина находит интересную, близкую по духу маму, их дети будут играть вместе. Но родителю важно ставить интересы ребенка выше своих. Поэтому, если чужой ребенок бьет вашего, плохо общается с собственной мамой, часто закатывает истерики, необходимо свести такое общение к минимуму. Пусть вы иногда встречаетесь, но не постоянно гуляете вместе. Подсказываете своему ребенку, как не попадаться под руку маленькому хулигану, как противостоять ему, придумайте вместе с другой мамой совместную игру для детей, в которой они могли бы мирно сосуществовать. Вы можете многое сделать для своего ребенка — не оставляйте его наедине с проблемами.