Алиюше исполнилось два годика, и мы без всякой боязни и волнения решили идти в ясли. К детскому саду я отнеслась серьезно. Я учитывала как психическое состояние ребенка (стресс, страх), так и физическое состояние (частые простуды). И поэтому готовиться к саду мы начали заранее. Прослушав лекции в детской поликлинике для родителей, чьи детки идут в ясли, я поняла, в каком направлении нам действовать и как готовить ребенка.

Примерно за месяц до похода в садик мы начали посещать школу раннего развития (к счастью их сейчас много). Атмосфера там очень напоминает детский сад: игрушки, дети, воспитатель. Занятия только более насыщенные. Дочке сразу понравилась там, она активно играла, училась при играх общаться с детьми.

Бывало, возникали и трудности между сверстниками, если что-то не поделят – сразу раздаются крики, плач. Но при этом дети учатся быть в коллективе, привыкают к дисциплине, всему тому, что требуется в садике.

Помимо этих занятий мы каждый день выходили гулять на площадку детского садика в тот период времени, когда все дети гуляли. Я объясняла Алие, что такое детский сад, что там делают дети: "Со временем и ты туда пойдешь, ведь там так хорошо и весело". Трудностей при общении с детьми у нее не возникало, что и радовало меня.

За неделю до садика мы решили заглянуть в нашу группу, куда дочке предстоит ходить каждый день. Я познакомилась с воспитателем, а Алия с интересом разглядывала обстановку группы. Первые минуты она просто стояла, затем схватила детскую коляску и начала катать по группе. Когда настала пора уходить, ей не хотелось отрываться от игрушек, и мне с силой и с ревом пришлось ее забрать. То, что ей не хотелось уходить из сада, вовсе не означало, что ей понравится ходить в садик каждый день, ведь каждому ребенку хочется побывать в такой обстановке, где столько интересного.

Одновременно с психической и психологической подготовкой мы начали готовиться и физически: пили витамины, закаливали ножки теплой и прохладной водичкой, увеличивали время прогулок на свежем воздухе, соблюдали режим дня приближенный к садику.

Ну вот, настал тот день – "первый раз в ясли-сад". Для меня он оказался очень волнующим. Придя в сад и войдя в группу, Алия вспомнила, что тут она уже была, и уверенно взялась за ту же коляску, как и в прошлый раз, и начала ее катать. Я ей сказала: "Алия, ну я пойду, куплю тебе чего-нибудь", а в ответ ничего не услышала.

Выйдя из садика, я не знала, как быстрее скоротать эти два часа. Конечно, я переживала за ребенка. Наконец я пришла за малышкой. Увидев меня, она подбежала ко мне, и выражение ее лица было растерянное и потерянное. Очевидно, она не понимала, что это было.

На следующий день мое волнение не стихло, а напротив, лишь усилилось, ведь ребенок уже понял, что это такое садик: мама уходит, а малыш зачем-то остается тут с какой-то тетей и детьми...

Придя в садик, Алия вцепилась в меня, не желая отпускать. Я старательно начала пытаться отвлечь ее игрушками, которые были в группе. Мы начали звонить по игрушечному телефончику бабушке, катались с горочки, открывали шкафчики и смотрели, какие игрушки там спрятались. Но при любом моем намерении уйти она тут же забиралась мне на ручки и вновь висла у меня на шее.

Тогда мне нечего не оставалось, как вручить ребенка лично в руки воспитателю. Я еле вырвалась из цепких рук своего ребенка, а в ответ раздался ноющий плач. Я вышла из группы и из раздевалки слушала, долго ли будет плакать моя дочь. Плач продлился пару минут, благодаря воспитателю: она развлекала ребенка игрушками, тем самым отвлекая ее. Когда же я пришла забирать дочь, то, увидев меня, она быстро подбежала ко мне и, не понимаю отчего, начала плакать. Я сказала ей: "Я ходила в магазин для того, чтобы купить тебе вкуснятину", и достала из сумки ее любимое лакомство.

Так день ото дня мы потихоньку привыкали к садику. Когда мы заходили в группу и как только начинался ее плач, я тут же отвлекала ее чем-то, заинтересовывала. Очень ласково и осторожненько говорила с ней: "Посмотри, какое красивое платьишко ты сейчас наденешь", "А где твоя расческа? Давай расчешем волосы", "Подойди к зеркалу. Кто там?" Алия тут же переключалась на мой вопрос и ненадолго забывала о своем беспокойстве.

Правда, при расставании я по-прежнему отдавала ребенка в руки воспитателю, а она продолжала отвлекать ее в группе, и плач тут же стихал. По словам воспитателей, плач был только по утрам при расставании, и перед сном дочь вспоминала обо мне и звала меня. Тогда я положила на кроватку, где она спит, ее любимую мягкую обезьянку, чтобы ей становилось спокойней, что рядом есть что-то родное и любимое.

На работу сразу выходить я не собиралась, учитывая то, что ребенок может болеть, и лучше будет подождать несколько месяцев, пока адаптация к садику не закончится полностью. Как только у дочери появлялись первые сопельки или легкий кашель, мы подлечивались дома и в садик не ходили примерно 2-3 дня. Зачем ждать, когда ребенок заболеет серьезно? Так лучше и ребенку. Ведь когда малыш долго не ходит в ясли (я имею в виду, если взять больничный), то он начинает отвыкать от садика и вновь начинает плакать при расставании с близким человеком.

Адаптационный период моего ребенка еще не завершился, но я рада тому, что пока у нас получается, в общем, неплохо.

Я считаю, обязательно нужно готовить ребенка к садику заранее. Учитывать интересы ребенка, его желания, найти нужные слова, аргументы. И тогда можно сохранить ребенку здоровые нервы. А ребенок будет только общительней, радостней и будет этим радовать своих родителей.

Авгуна, avgyna@rambler.ru.