Первый раз в первый класс

Эта статья порождена сообщением Каштанки от 14.5.03 на конференции по образованию: как вы думаете, стоит ли уделять большое значение тому, что дочка категорически хочет в один класс с одним мальчиком, то есть в школу они идут в одну, а вот мне больше нравится другая учительница (дочери нравится любая, если там будет Костя).

Полезность: 3,4 из 5 Интересность: 3,1 из 5 (40 оценок)

Эта статья порождена сообщением Каштанки от 14.5.03 на конференции по образованию: как вы думаете, стоит ли уделять большое значение тому, что дочка категорически хочет в один класс с одним мальчиком, то есть в школу они идут в одну, а вот мне больше нравится другая учительница (дочери нравится любая, если там будет Костя).

Возможной причиной категорического заявления дочери идти в школу в один класс только с Костей является страх ребенка перед будущей неизвестной ему ситуацией. Эта статья посвящена тому, как помочь ребенку преодолеть этот страх. Многие ситуации доведены до крайнего своего воплощения - это сделано осознанного: для лучшего понимания мысли автора.

1 сентября. Ребенок с огромным букетом цветов, держась за Вашу руку, торжественно шествует в школу. Но по мере того, как вы подходите к школе, его рука всё крепче и крепче сжимает вашу. А после линейки и вовсе разыгрывается "буря": он вцепляется мертвой хваткой в Вас, вы сконфужено, испытывая взгляды окружающих, пытаетесь его отодрать от себя, все хором пытаются уговорить ребенка пойти в класс, и вот он, всхлипывающий, удаляется в школу, а Ваше сердце разрывается от боли.

Даже, если это всё выглядит не так трагично, то всё равно - волнение и беспокойство испытывает каждый ребенок перед приходом в школу. Когда в классе создаются доверительные отношения, дети могут описать то, что они чувствовали в первые дни в школе. Жанна В., конец первого года обучения, на рисунке: "сентябрь" - девочка с цветами, подпись "страшно"; "май" - девочка за партой, подпись "не страшно". В конце второго года обучения дети писали сочинение "Школа глазами первоклассника и второклассника", вот некоторые выдержки из сочинений: Лариса В. "Когда я была в первом классе первого сентября, я очень сильно волновалась, потому что думала, что совсем скоро, где - то через пять или шесть секунд, нам раздадут тетради и скажут чтобы мы писали контрольную. Но этого не произошло, и я обрадовалась". Алла М. "Когда я была в первом классе, я очень испугалась идти в школу. Но мама меня успокоила. Я думала, что в школе будет страшно. Но когда я сходила несколько раз, мне понравилось. И мне хочется ходить в школу каждый день. Я люблю школу. Она интересная". Зина П. "Когда я зашла в школу, у меня было радостное настроение. Но потом я очень испугалась, потому что вдруг не было ни одного знакомого лица. Но потом я подружилась с Наташей и Юлей, потом - с Варей, Димой, Глебом, Левой, Гошей, Кириллом, Женей, Сережей, Ксюшей, Марьяной, Алешей и Машей. А потом и с учителями - Еленой Александровной и Евгенией Леонидовной".

Итак, когда ребенок идет в первый класс, он испытывает страх, беспокойство, волнение, как всякий нормальный, взрослый человек перед незнакомой ситуацией. Так как сама стрессовая ситуация остается и от неё никуда не денешься, можно во-первых, уменьшить её воздействие, во-вторых, помочь ребенку осознать, что с ним происходит.



Первый прием назовем "сопричастность". Если вы не помните своих чувств, когда вы первый раз пошли в школу, вспомните, подобную ситуацию - может быть, когда Вас принимали на работу, или ещё что-то подобное. Ситуацию, когда что-то неведомое, неизвестное пугало Вас. Расскажите об этом ребенку. Начните "Ты знаешь, я понимаю, что ты чувствуешь, вот когда я..." Ребенку важно знать, что в этот момент он ни один на один с Миром, а что кто-то был уже в подобной ситуации (в данном случае его родная мама), и эта ситуация разрешилась благополучно.

Второй прием назовем "обобщение". Нужно опираться на опыт ребенка. Конкретные ситуации, типа "Вспомни, как ты не хотел ходить в студию, а потом тебе понравилось" тут не подойдут. На это, с чистой детской искренностью, он может Вам ответить: "Да, там у меня друзья Саша и Петя, а вдруг в школе у меня не будет друзей?!" Нужна ситуации, которая бы повторялась регулярно не зависимо от места и условий. Например, такой аллегорический вариант: почти все дети купались в реке или море, когда входишь в первый раз в воду - вода кажется тебе холодной, но потом ты привыкаешь, и даже не хочешь выходить из воды. Проведите параллели - все люди, дети и взрослые, испытывают страх перед неизвестной ситуацией (холодная вода), но потом, когда шаг сделан - ты в коллективе, узнаешь правила поведения в этом коллективе, новых людей, страх проходит (привыкаешь к воде).

Эти приемы не могут совсем убрать беспокойство и страх - сохраняется ситуация (раздражитель), сохраняется и страх. Но эти приемы помогут Вашему ребенку осознать, что страх этот преходящий, что ситуация разрешится, и как правило, она разрешается в лучшую сторону. То есть эти приемы помогут Вашему ребенку контролировать свои чувства.

Подшивалова Евгения

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Первый раз в первый класс"

Вы не авторизованы.

Честно говоря, я тоже очень тревожный человек и всегда переживаю, как детей примут в новом коллективе (будь то танцевальная студия или класс), как сложатся их взаимоотношения с детьми. Поэтому коллективы стараюсь подбирать так, чтобы взрослые, преподающие в них, создавали для детей комфортную психологическую обстановку. Наверное, это основное и для меня и для моих детей.
Вам же, Галина, надо понять, что именно беспокоит Вас в этой ситуации: «вообще не представляю, как мы будем учиться» - это очень абстрактно. Когда Вы выпишите список конкретных вопросов, постарайтесь найти на них ответы, либо через учителей, либо через другие источники.
Если дочка хорошо училась в первом классе, если состав класса остается тот же самый, поводов для беспокойств практически нет. А что касается учителей, так в этом возрасте дети настолько открыты, не пройдет и недели, как они полюбят и десять учителей вместо одной.
2003-05-29, Evgenia
У нас 1 сентября прошло не без эксцесов. Тот же страх неизвестности, то же крепкое сжатие руки мамы и даже слезы уже перед самой линейкой, когда дети стоят по парам и должны выходить, он вдруг просто развернулся и отошел в сторону - достаточно далеко. Я приложила максимум усилий, чтобы выправить стуацию. Мне было совершенно безразлично, что подумают обо мне другие мамочки и даже если он вдруг пропустит это мероприятие - это не страшно. Главное, чтобы ему было комфортно. Выход нашелся сам собой. Табличка "1-А класс" стала нашей опорой в этом водвороте первой линейки.
Сегодня наш второй день в школе. Я уверена, что он тоже будет непростым, тем более, что мамы рядом нет. Доживем до вечера.

Спасибо за внимание.
2003-09-02, Рина
А у нас немного другая ситуация, в первый класс дочь идти не боялась, а наоборот очень хотела, хочется ей и во второй поскорее, еще и каникулы толком не начались,а она спрашивает: "а скоро ли в школу?"
Боюсь я. И в первый шли я боялась как у нее сложатся отношения с детьми, как учеба пойдет, а второй класс так вообще не представляю как мы будем учиться, у нас попредметное преподавание со второго класса, 3 дня по 6 уроков 2 по 5, новые учителя все десять человек, а они (дети) привыкли к соей первой учительнице и не хочется им с ней расставаться (первый класс у нас был при садике)и еще много-много разных вопросов и сомнений, я боюсь как бы этими страхами дочь от меня не заразилась.
2003-05-28, Галина
Прочитала Вашу статью, конечно страх присутствует не без этого, но хоть , как писалось автор утрирует ощущения родителей и ребенка, мне кажется, что моего ребенка например действително волнуют знакомые лица, и главное тот самый мальчик я думаю вызывает у дочки чуства любовные нежели желание просто видеть знакомое лицо:))
Но конечно забавно было прочитать, как дети могут представлять себе школу:) - через 5-6 секунд контрольная, да....
2003-05-26, Каштанка
Галина, не волнуйтесь. Все будет хорошо и на удивление легко. Мы с почти 5 лет ходили в школу "Ученье с увлечением". Было 14 предметов, по каждому свой учитель. Норма-а-ально! С запоминанием имен преподавателей у ребенка были некоторые проблемы. Правда, все преподаватели к ним относились как к своим детям...
2003-06-04, Татьяна
Евгения, спасибо. Вы меня подбодрили, постараюсь не зацикливаться, будем решать проблемы по мере поступления. Меня как раз очень волновал вопрос о смене учителей, а отношения у дочки с одноклассниками очень хорошие, у них класс как дружная семья. Еще раз спасибо.
2003-05-29, Галина И
Ого! А Вы знаете, что такая нагрузка противозаконна? 28 часов при 5-дневке недопустимы. Предельные нормы - 24 часа для 6-дневки или 22 часа для 5-дневки.
2003-05-29, Carsa
Поделитесь:

26.05.2003
Обновлено 06.05.2014
Статья дня
Близкие по теме статьи
Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации
Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации
Ура! Первая часть школьной жизни уже позади — ребенок отучился в начальной школе.
Максимкины рассказы. Как я пошел в первый класс
Максимкины рассказы. Как я пошел в первый класс
Ура, завтра в школу! Проводы меня 1 сентября в поход за знаниями с цветами, тортом и новым ранцем.
Идем в первый класс
Идем в первый класс
Я начала готовиться к поступлению в первый класс, когда ребёнку было... 3 года. Я узнавала, где какие школы, лицеи и гимназии.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!