Попробуйте закинуть удочку в круг своих друзей и знакомых на тему "партнерство в родах". Клевать начнет сразу, и скорей всего, богатый улов вам будет обеспечен. Тут могут попасться и очаровательные страшилки, и скользкие неопределенности, неприятные колючки и куча прочих эмоций.

В моей коллекции, например, преобладали страшилки. Самая популярная заключалась в том, что после совместных родов у мужа пропадет ко мне всяческое сексуальное влечение ввиду моей полнейшей непрезентабельности. Знатоки и свидетели уверяли, что у мужчин слабая психика, и моему мужу грозит потеря сознания от вида крови. Среди неприятных колючек была фраза "тебе в этот момент никто не будет нужен", а дальше уточнения в виде того, что на мужиков в момент родов полная аллергия, так как "из-за них поганцев и мучаемся". Многие просто отмахивались и как-то неопределенно хмыкали и спрашивали, зачем мне все это нужно. В общем, все упирали на эмоции и последствия, но никто толком ничего не сказал.

Мы о многом судим понаслышке, так как свято верим услышанному, особенно когда это произносится очень убедительно, весомо и главное — проверено опытом. Ведь мне это говорили женщины, которые уже рожали, или у которых рожали подруги мамы, бабушки или, на худой конец, сестра жены двоюродного брата начальника подруги. Разговоры со знакомыми, с одной стороны, экономят кучу времени — ты в курсе всего за рекордно короткий промежуток времени, но, с другой стороны, если разобраться, ничего толком не знаешь.

Как и многие другие, я относилась к партнерству в родах как к единичному действию, а не как к процессу, начинающемся задолго до самих родов, и которому надо обучиться, чтобы избежать всего вышеперечисленного. Мы с мужем раньше не обсуждали в вариантах вопрос о том, как нам рожать, вернее как мне рожать. Наши заботы были связаны в основном с тем, как найти хорошую акушерку и врача-гинеколога. Подумывали о платных родах. Я где-то читала о школах по подготовке к родам, но на тот момент не имела никакой информации о том, куда обратиться.

Реплика моей участковой акушерки "Кстати, у нас там наверху есть центр, где подготавливают к родам семейные пары" была воспринята если не с энтузиазмом, то с вежливым интересом и вопросом "И всем туда можно записаться?". Особенно в начале беременности я страдала от своего рода информационного голода по литературе и информации, связанной с беременностью и как губка впитывала все, что попадалось. Акушерка посоветовала мне все узнать самой, таким образом, предоставив полную свободу выбора, не обременив меня своими "за" и "против". Впрочем, аргументов "против" родов с мужем у меня уже хватало, а вот с "за" было сложнее.

В центре я не без удивления узнала, что партнерство в родах вовсе не подразумевают единственный вариант — муж-жена. Это может быть мать-дочь или сестра-сестра. Список можно продолжить, ведь главное, чтобы рядом был партнер, близкий человек, который оказал бы в решающий момент помощь и поддержку. Вариант рожать с мужем меня привлекал больше. Вполне возможно, что здесь сыграл свою роль стереотип, но я также подумала, что когда твоим партнером по родам является муж, то чувство сопереживания, поддержки может сделать семью более сплоченной. Ведь ничто так не сближает, как трудности, пережитые вместе. Я подумала, что курсы нас ни к чему не обязывают. Насколько я поняла из объяснений администратора, то на этих курсах использовали философию Ламазе, основателя философской школы. Главной задачей этих курсов является релаксационная техника и расширенные знания, которые помогают выработать своего рода рефлекс на боль, возникающую во время схваток. И вместо того, чтобы кричать от боли, роженица вместе с партнером, который ей помогает, выполняет соответствующие упражнения на релаксацию и дыхание. Я подумала, что и расширенные знания, и релаксация нам не помешают, а быть или не быть вместе в процессе родов, мы уже решим потом.

Именно эти свои соображения я и изложила мужу, выбрав подходящий момент (!) Я перечислила ему все то, что мы там можем узнать, включая приемы массажа, релаксации, информации о том, как роды проходят, как себя при этом вести, как к ним готовится, и также о пользе грудного вскармливания. Я решила не настаивать на его присутствии при родах, так как еще сама не определилась, хочу ли я этого, да и к тому же всегда лучше, когда человек принимает решение сам. После относительно недолгого обдумывания мой муж дал добро на посещение курсов, но при условии, что не обязуется присутствовать при родах.

И вот здесь мне бы хотелось поподробнее остановиться и объяснить нежелание, граничащее с паническим "нет!" у мужчин по поводу присутствия при родах. Это я поняла потом, когда мы стали ходить на курсы и обсуждать увиденное и услышанное с мужем. Все дело в том, что у многих мужчин, когда они слышат фразу "присутствовать при родах" сразу возникает картинка из фильма "Девять месяцев" с Хью Грантом, где обезумевшие мужья носились вокруг своих страдающих в потугах жен и падали в обморок при виде игл. То есть мужчины понимают под родами непосредственно только тот период, когда жена лежит в акушерском кресле в родзале. И когда они слышат в придачу о том, что роды могут длиться чуть ли не целые сутки, то перспектива стоять у кресла жены все 24 часа и на все это смотреть их явно не привлекает. Да, именно смотреть, потому что именно так некоторые семейные пары понимают участие мужа в родах.

И каким же для моего мужа оказалось открытием, что в родзале не нужно стоять прямо перед креслом и смотреть, как ребенок непосредственно выходит. Никто туда вас просто не пустит, даже при большом желании. В Штатах, правда, иногда ставят перед рожающими зеркало, в котором они видят, как появляется на свет малыш. Мы также узнали о том, что в родзале муж может помогать жене, делая массаж и подбадривая словами. Но, как оказалось, этот второй период родов, который женщина проводит непосредственно в родзале, самый короткий. И женщина нуждается в неменьшей поддержке во время первого периода, состоящего из трех фаз, когда начинаются схватки и их увеличивающаяся интенсивность приносит ту самую боль, от которой, как говорят, многим хочется лезть на стенку

Все услышанное заметно прибавило у меня аргументов "за" роды вдвоем, а у моего мужа оптимизма, что все на самом деле не так страшно, как казалось вначале. Он уже не был столь категоричен и сказал, что согласен быть со мной во время первого периода, но насчет родзала пока сомневался.

Во время занятий, которые мы посещали раз в неделю на протяжении восьми недель, мы узнали о гимнастике для беременных, которой можно заниматься вдвоем. Правда нас хватило только на пару недель из-за несовпадения времени подъема плюс разные весовые категории. Мы практиковали знаменитое дыхание по-собачьи, учились делать массаж (наиболее приятный момент!). Теория удачно сочеталась с практикой, а также видеоматериалами.

Я стала замечать, что мой муж стал свободно оперировать многими терминами, время от времени устраивал мне взбучку по поводу того, что я неправильно питаюсь, что нас учили так и так. И еще он всерьез задумался о том, что скоро будет отцом. Когда нам раздавали кукол во время занятий, он привыкал к тому, что малыш будет совсем крохотным и легким. Он узнал кучу всяческих мелочей, а также то, насколько тяжелое это для женщины дело — родить ребенка, хотя я уверена, что тому, кто непосредственно не рожал, все равно не дано это прочувствовать.

Не будучи любителем книг о детях и беременности, мой муж с удовольствием читал всякие листочки с полезной информацией, которые нам раздавали. Пусть не все это запоминалось, но для меня главное было то, что мы становились кем-то вроде партнеров по беременности. Было интересно обменяться этим и другими наблюдениями с остальными пятью семейными парами в нашей группе. Кстати эти курсы пользуются популярностью среди семейных пар, и это не может не радовать.

На 42-й неделе меня положили в больницу. Курсы уже были давно позади, как и обсуждения по поводу присутствия/отсутствия. К этому моменту мы сошлись на том, что мой муж будет помогать мне во время схваток, но в родзал не пойдет. Решения были приняты каждым самостоятельно, в трезвом уме и ясной памяти. Единственное, мы волновались, о том, чтобы я смогла дозвониться до мужа, когда начнутся роды.

В палате мои светлые намерения рожать вместе с мужем были встречены удивлением, смешанным с интересом, а у кого-то и со скептицизмом. Но особого одобрения мне не довелось услышать ни от кого. Когда начались схватки и меня перевели в родильное отделение, то от медсестры я услышала знакомый вопрос: "Зачем вам этот муж?". "Мне нужен мой муж!", по мере нарастания схваток эта мысль все сильнее сверлила мой мозг. К счастью, он смог сразу приехать, и нам отвели отдельную палату, как семейной паре, в то время как остальных рожениц помещали в палаты по 3-4 человека. Меня не могло не обрадовать это обстоятельство, так как ужасно не хотелось слушать вопли таких же, как я, мучающихся в схватках женщин.

Схватки длились 6 часов. И в течение этого времени мы перепробовали почти все известные нам виды массажа и поз, облегчающего боль. Очень помог массаж живота по бокам и массаж поясницы. И так как самой массаж поясницы делать не очень удобно, то я садилась на колени к мужу, и он растирал мне спину внизу. Его сильные руки здесь очень даже пригодились. (Правда, похоже, он перестарался, так как потом на том месте я обнаружила синяк, а у мужа на следующий день болели руки. Но это, как говорится, дело десятое.)

Муж старался поддерживать меня — массажем, рассказами, шутками, совал что-нибудь покушать (хотя мне было не до этого), и даже говорил комплименты, что вызывало на моем измученном лице нечто наподобие улыбки. Его вопрос насчет того, собираюсь ли я кричать, вначале тоже был встречен с улыбкой. Потом улыбаться стало сложнее. Говорят, что пение облегчает боль. Не знаю, можно ли было назвать мои хаотично вырывающиеся гласные "а, о, у" пением, но зато действительно помогало. Когда акушерка сказала мне попытаться по-настоящему расслабиться, мой муж мужественно подставил свою шею и сказал: "Виси!". И я повисла. Это помогло расслабиться. Картина была просто потрясающая — мой муж стоящий посередине палаты, и я — висящая на нем и подвывающая. Дело в том, что такая поза, которую обычно рекомендуют для расслабления, в сочетании с голосом оказалось то, что надо. Хорошо, что это длилось недолго, иначе бы у нашей дочки был оглохший папа.

Надо отметить, что врачи и акушерка относились к нам с пониманием, и никаких проблем не возникало. Мой муж даже выполнял функцию курьера — искал медсестер, когда начались потуги, и помогал им справляться со мной в особо болезненные моменты. Когда меня повезли в родзал, врач посоветовала мужу остаться в палате. Дело в том, что хотя курсы по партнерству в родах и проводятся центром на территории род дома, это не означает, что все врачи от начала и до конца одобряют эту затею.

Я родила за 15 минут, и мужа пригласили перерезать пуповину. Мужественно взяв в руки ножницы, он сделал это! И теперь до сих пор с гордостью об этом всем рассказывает. После родов меня не отправили как остальных в коридор на каталке, мы вернулись в ту же палату, где и провели наши первые часы втроем. Это нас всех очень сблизило, и моему мужу не пришлось впоследствии стоять под окнами в надежде высмотреть, на кого похож ребенок; он не сторонился нашей малышки, когда мы вернулись из роддома, а наоборот соскучился по ней. Это так здорово.

И причем надо отметить, что ни за роды, ни за палату мы не платили, также как и за курсы по подготовке. Но даже если бы и пришлось платить за курсы, то это того стоит.

Весь опыт, который я описала — сугубо индивидуален. Нельзя сказать, что и у нас все прошло по плану. Например, мне не удалось до такой степени настроиться, чтобы не ощущать боли. Говорят, что степень ощущения боли зависит от порога чувствительности, который у всех разный. Но я уверена, что без подготовки мне было бы еще хуже. То, что мой муж не присутствовал в родзале, тоже придало индивидуальности нашей ситуации. Но, все равно, это ни с чем не сравнимый опыт для семьи, который очень сближает супругов и помогает женщине в этот нелегкий для нее жизненный момент.

Очень важно, чтобы желание было обоюдным. И здесь не надо ни в коем случае давить, ставить ультиматумы, потому что это должно идти от сердца. Походите вместе на курсы, подумайте, взвесьте все, посоветуйтесь с врачом. Курсы на то и существуют, чтобы каждый смог в процессе подготовки ответить для себя на этот вопрос — быть или не быть вместе во время рождения ребенка. Ведь это удивительное событие, которое случается в жизни очень редко, и у вас есть необыкновенный шанс — встретить это событие вместе. Ведь жизнь нам на то и дана, чтобы познавать ее. А что может быть интереснее познания того, как рождается человек?

Мы часто от многого отказываемся из-за страха. Страх, что что-то будет не так, не как у всех. А на самом деле это все из-за того, что нам не хватает информации по многим вопросам. И это незнание рождает страх. И в каком-то смысле эта статья была попыткой поделиться информацией и опытом на тему партнерства вдвоем, чтобы, может быть, кто-то осознал, что всегда есть выбор, даже в таком ответственном деле, как роды.

Алена Величко, velichko_minsk@mail.ru.