Географической привязкой нашего семейного летнего отпуска в этом году стала Карелия. Глава семьи прошлой весной побывал в окрестностях Беломорска в пешем походе с товарищами, очень впечатлился красотой природы и предложил нам поехать с экскурсионно-развлекательными целями. Дети заинтересовались возможностью увидеть белые ночи и петроглифы, в своих интересах я усмотрела несколько природных месторождений и геологических музеев. Но все-таки хотелось еще увидеть море... Решили, что это будет Баренцево, и в маршрутный лист добавился Мурманск.

Отдых в Карелии

Конечно же, вызывает удивление такое решение — поехать летом на север, который ассоциируется в первую очередь с холодом, но любопытство пересилило боязнь замерзнуть. Экипировались соответственно прогнозам погоды и графикам среднемесячных температур в выбранных местах пребывания, т.е. осенняя одежда, непромокаемая обувь, дождевики. Наряду с теплыми куртками — средства от солнечных ожогов, обязательные атрибуты также — репелленты, средства от укусов комаров и защита от клещей.

Прикинув расстояния между пунктами и возможное отсутствие общепита, собрали также походный инвентарь — посуду, газовую горелку, компактные стол и стульчики, а также запас провианта: мясные консервы и бакалею. Муж добавил к поклаже канистру с топливом — заправок на трассе «Кола» мало. В итоге легковой автомобиль-универсал загружен с горочкой.

Итак, маршрут составлен. Основным пунктом размещения был выбран Петрозаводск, затем переезд в Мурманск на несколько дней, на обратном пути не смогли себе отказать в дополнительном удовольствии — навестить давнего друга, СПб. С помощью Букинга определены места проживания в количестве пяти квартир — предпочитаем именно такой вариант размещения. Прочитаны тонны отзывов, пролистаны сотни страниц путеводителей, составлены авторские карты местности.

В пятницу стартовали в 6 утра. Пораньше, чтобы успеть проскочить Вышний Волочек без пробок — единственный городской светофор создает затруднения. Однако затор образовался раньше — идет ремонт Тверской объездной дороги, полосы сужены, в некоторых местах реверсивное движение, потеряли на этом отрезке около 40 минут. Но зато Вышний Волочек проехали на одном дыхании. Во второй половине дня прибыли в Тосно — здесь у нас родственные узы, отпуск начался с приятных встреч.

Утро субботы — дорога в сторону Петрозаводска. Надо отметить, что наш путь пролегал мимо исторических строек советской эпохи. Первая — Кириши.

М-18, Кириши

Во время Великой Отечественной войны здесь был Киришский плацдарм, сдерживающий натиск немецкой армии. В 1961 году началось строительство нефтеперерабатывающего завода, а с 1963 года стройка объявлена Всесоюзной ударной комсомольской, о чем и свидетельствует памятный знак на въезде в городское поселение. Сейчас Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ) — единственный нефтеперерабатывающий завод на Северо-Западе России. Однако дорога первые несколько километров после поворота с трассы оставляет желать лучшего — этакий слалом между ямами, рытвинами и ухабами...

Следующий исторический памятник науки и техники — Волховская ГЭС, одна из старейших действующих в России.

Волховская ГЭС

Строительство русловой низконапорной электростанции закончено в 1927 году, в годы ВОВ станция обеспечивала энергоснабжение промышленных объектов в блокадном Ленинграде. Интересно, что здание энергоузла расположено под углом к руслу реки и прикрыто специальной ледозащитной стенкой, а справа и слева — две водосбросные плотины. Говорят, что часть основных машин ГЭС заменены на современные, но остальные работают на оригинальном оборудовании, 90-летнем. На электростанцию некоторые туристические фирмы организовывают экскурсии, можно найти контакты в интернете.

А мы катимся дальше. Следующая остановка более древняя, нежели начало прошлого века, — крепость в селе Старая Ладога. Город образовался на левом берегу Волхова, где когда-то пролегали два великих водных пути — «из варяг в арабы» и «из варяг в греки».

Первое упоминание о Староладожской крепости встречается в «Повести временных лет»: в 862 году в Ладогу был призван Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором, которые начали постройку деревянной крепости. В 1114 году князь Мстислав начинает строительство каменной крепости. Высота ее стен достигала 8 метров, их толщина — около 3 метров. Стены стояли «на присыпе» — насыпном грунте и были сложены из известнякового плитняка, скрепленного цементирующим раствором.

В XV веке крепость была перестроена: из огромных валунов были возведены 5 башен (Климентовская, Воротная, Тайничная, Стрелочная и Раскатная), которые затем были облицованы тесаным камнем и плитняком. Их толщина в основании достигала 9 метров, башни имели несколько ярусов боя. Сама крепость имела в плане форму вытянутого пятиугольника, повторяя первоначальную планировку. В 1584-85 годах были устроены земляные валы — «земляной город».

Крепость в Старой Ладоге

Крепость подвергалась нападениям в различные войны, и к середине ХХ века превратилась в руины. В советское время (опять эпоха!) началась реставрация памятника, что длится и в настоящее время. Восстановлены Сторожевая и Климентовская башни, часть крепостной стены. На территории крепости расположены два храма: Георгиевская церковь, построенная в XII веке, с сохранившимися фресками, и церковь Св. Дмитрия Солунского, памятник деревянной архитектуры. В деревянном храме служили зимой, а летом службы проходили в каменной церкви. Местные жители рассказывают, что в церкви Св. Геогрия молился перед битвой со шведами князь Александр Ярославович, прозванный впоследствии Невским.

В крепости действует музей, билеты 150 рублей, дети до 16 лет бесплатно, можно осмотреть экспозицию в Воротной башне, выставку «Археология Ладоги» и храм Св. Дмитрия Солунского. В храм Св. Георгия вход по отдельным билетам. Можно заказать экскурсию на группу, можно просто побродить по территории, полюбоваться видом на реку. Несмотря на мощные укрепления, крепость оставляет впечатление спокойствия и уюта. Нам очень понравилось это посещение.

Мост через Свирь

Очередной интересной исторической зацепкой на нашем пути оказался мост через реку Свирь. Эта водная артерия соединяет Ладожское и Онежское озера, судоходна, и поэтому автомобильно-железнодорожный мост, построенный в 1972 году, сделан разводным.

Но его пролет поднимается не в сторону, а вверх — так называемый лифтовый мост. Разводной участок установлен на специальных опорах и поднимается в горизонтальном положении. Именно эти опоры и привлекают внимание своими формами. Чего только не придумают инженеры.

Трасса «Кола», хоть и двухполосная, но с хорошим покрытием. Правда, попадаются камеры, фиксирующие скорость, и мобильные посты ДПС.

Пересекаем границу Ленинградской области и Республики Карелия, что на 259 км трассы М-18. Нас ждет Петрозаводск!

Продолжение следует.