Содержание:

Сбылась мечта идиотов! Мы купили тур на Бали, желая провести хоть часть промозглой московской зимы в комфортной обстановке. Ни минуты не пожалели об этом, несмотря на длительный перелет, с которого, пожалуй, и начну.

К содержанию

Перелет

С моей подачи было решено не пользоваться российскими авиакомпаниями, поэтому были заказаны билеты на рейс KLM. Уже потом мы поняли, какую глупость совершили, не полетев российским чартером. Чартер летит в общей сложности часов шестнадцать: из них двенадцать - от Москвы до Сингапура с посадкой на дозаправку в Новосибирске, и около двух часов - от Сингапура до Денпасара (Денпасар - главный город острова). И кормят прилично. И питье разнообразное и без напоминаний - все это по рассказам наших друзей, которые уехали туда на неделю раньше и жили в соседней гостинице.

Наш же перелет строился из трех частей. Сначала мы добрались до Амстердама (компания-то ведь голландская!). В полете неприятно поразила система питания. Только мы набрали высоту, появились стюардессы, в руках у которых были подносы с сэндвичами. "Не хотите ли сэндвич?" - шептали они на ухо каждому пассажиру, сидевшему у прохода. Муж мой был голоден и готов проглотить все, что бы ему ни дали. Я фаст фуда не люблю, поэтому гордо отказалась, справедливо рассудив, что это, наверное, только начало, эти бутеры - только для затравки, и за ними последует что-нибудь более существенное. "Более существенным" следующим блюдом был "чай, кофе". Зная, что обычно этим заканчивается трапеза, пришлось подсуетиться и подхватить-таки с подноса то, что голландиши считают едой... Видимо, трехчасовой перелет не считается достойным горячего питания.

В Амстердаме любовались грандиозным по величине и правильности организации аэропортом. Он действительно очень большой. Там очень пустынно. Наша остановка там длилась где-то два с половиной часа, за это время мы успели обойти его почти весь (и даже заблудиться!) - естественно, мы не ходили в дальние ответвления, где располагаются все выходные "рукава" - там делать нечего, мы ходили только по "телу" этого гигантского осьминога. Кругом коровки... В цветочных магазинчиках - флоксы! (Для тех, кто не в курсе - это цветы, которые в наших широтах распускаются к концу июля.) Еще там есть такая услуга, как массаж воротниковой зоны - после долгого перелета это весьма актуально! Я уж не говорю о наличии душевых кабин...

Через некоторое время голос с потолка пригласил нас пройти на посадку. У прохода в зону вылета всей длиннейшей очереди выдали по разноцветной карточке, и посадка в самолет проходила уже "по цветам". То есть, когда объявляли "Зеленый!", люди демонстрировали свою зеленую карточку и проходили в "рукав". За ними шли "желтые", "синие" и т.д. Самолет был огромен! Это был какой-то из "Боингов" - аэробусов, двухэтажный и широкий. 12-часовой перелет доконал. Если б не снотворное, не знаю, что бы я делала. Но все когда-то кончается, кончился и этот перелет. И привел он нас в такое удивительное место... Отдельно об аэропорте распространяться не буду, скажу только, что он тоже немыслимых размеров, пол его застелен ковровым покрытием, на котором можно, не брезгуя, отдыхать лежа, и кругом цветы. Впрочем, уже начала распространяться - продолжу о цветах. Поскольку Сингапур - страна орхидей, этот постулат подтверждается многократно и разнообразно. В залах ожидания я обнаружила два водопада (!), довольно больших причем, обсаженных немалым количеством живых орхидей. Когда мы вернулись туда через две недели, вся экспозиция там поменялась! А еще в сингапурском аэропорту на крыше есть мааааленький ботанический садик с купальным бассейном, в котором могут купаться отдельные группы граждан - конкретно транзитные пассажиры, ночующие здесь же в гостинице. Садик хоть и мал, но красив, да и попала я туда в очень романтичное время суток - когда солнце было на закате, и косые лучи его подсвечивали все это тропическое великолепие сбоку, окрашивая все в особенно яркие и сочные цвета.

Когда же мы добрались до Денпасара, уже спустилась ночь - то есть, по местным меркам это была ночь (восемь вечера) - мы-то, птички московские, были еще полны энергии. Очень скромно. Вышли из аэропорта и поняли, что практически не можем дышать. Густая, влажная и очень теплая атмосфера тут же забила как верхние, так и нижние дыхательные пути, достигла легких и там скомковалась. Привыкать к такому специфическому ощущению пришлось дня три. Здесь же на наши шеи были повешены гирлянды из местных приятно пахнущих цветов, а мы препровождены в микроавтобус.

К содержанию

Здравствуй, Бали!

Встречал нас гид-балиец. Звали его как-то там трам-парам, "но вы, - сказал он нам, - можете называть меня просто Джерри!" Потом оказалось, что на острове у каждого человека свое имя. У них нет фамилий, поэтому имя для каждого индивидуальное. Или - в крайнем случае, если оно оказывается не единственным, - определяют, кто же это такой по каким-то другим признакам: город, в котором живет, или имена родителей... Ну а для иностранного уха они считают свои имена крайне труднопроизносимыми, поэтому присваивают себе какие-то американизмы от балды.

"Джерри" оказался парнем не промах, поэтому разговор пошел следующим образом. (Велся он на языке, который он считал русским. Когда мы попытались плавно перейти на английский, оказалось, что тот английский, который он считает английским, еще дальше от нашего, чем его русский от настоящего.) Познакомились. Поговорили о погоде и разнице между московской и балийской. Вспомнили длину перелета (она составила практически сутки, учитывая пересадки). Потом он спросил, а чем же, собственно, вы занимаетесь в России? Муж несколько опешил от такой нескромности и ответил уклончиво: бизнесом. Гид тут же взял быка за рога: куртки кожаные нужны? И начал расписывать выгоды. С трудом заставили его сменить тему. Тогда он начал впаривать нам экскурсии. Поскольку мы - туристы "неправильные" и знаем, чем отличаются экскурсии, предлагаемые агентствами, от тех, в которые можно поехать просто так, то просто взяли у него буклеты и на весь период своего отдыха отключили телефон в номере.

"Неправильность" наша состоит в том, что на подходе, подлете, подъезде к интересующей нас стране мы покупаем более или менее подробную карту, смотрим в нее, находим места, отмеченные звездочками как достопримечательности и осматриваем их уже без сопровождения. Карта Бали, купленная в Сингапуре, была испещерена всякими значками. Поскольку остров за глаза называется "островом тысячи храмов", то преобладали на карте именно они. Не пыталась сосчитать их даже на карте - а в реальности их значительно больше, потому что абсолютно в каждой деревне есть действующее культовое сооружение. Хотя о. Бали - часть мусульманской Индонезии, жители его исповедуют весьма непротивленческий индуизм. Ни в один храм мы так и не попали! - но об этом позже.

К содержанию

Гостиница

"Nusa Dua Beach", в которой мы остановились, очень была похожа на все остальные отели, а они, в свою очередь, на всю местную застройку. Удобств только побольше, чем у местных, и красота наведена прямо храмовая. Невысокое (3-4 этажа), но широкое, точнее, сильно разветвленное здание, каждый этаж которого состоит из открытого с одной стороны коридора-галереи, на другой стороне расположены двери номеров. Комнаты выглядят весьма экзотично, все в местном стиле - плетеная или деревянная, богато украшенная резьбой, мебель, гобелены с местными мифическими персонажами, вместо занавесей - деревянные жалюзи. Под столом - фумигатор, в котором ежедневно меняли пластинку. Кроме пластинок ежедневно меняли постельное белье и не то, что ежедневно, а по два-три раза в день меняли полотенца: климат-то влажный, высушить их в номере (а тем более, на балконе) - нереально! Вот они их то и дело и меняли. В шкафу - купальные халаты, махровые тапочки и два зонта хитрой формы (сезон дождей все-таки!). Зонты у них вообще какая-то тотемная принадлежность. Я слышала, что раньше в Китае (откуда, собственно, вообще пошли эти устройства) количество ярусов у зонта определяло престиж и высоту ранга его владельца. Похоже, это как-то перешло и на Бали, потому что многоярусными зонтиками снабжены статуи богов и каких-то священных животных.

Вестибюль гостиницы очень необычен - он насквозь открыт, состоит из крыши и, по сути, двух стен. Оно и понятно: если температура ни зимой, ни летом не меняется и колеблется в пределах двух градусов, какая необходимость строить лишние стены? (температура на этом благословенном острове всегда 28-30 градусов, меняется только погода: бывают сухой и влажный сезоны.) Везде фонтаны, водопады, резьба по камню... Очень все красиво и неожиданно для глаза.

На территории отеля водятся белки! Они немножко другие, чем наши, какого-то зеленоватого цвета с пестрыми плоскими хвостами. Они почти ручные, подходили близко и брали хлебные кусочки, которые мы им кидали. Одну из них мой муж решил покормить с руки. Подманивал ее, подманивал... Кончилось это плачевно: когда муж поднес белке последний кусочек на середине ладони, она просто взяла его руку за два пальца, подтянула к себе и цапнула за третий! А зубки-то хоть маленькие, да острые. Муж был оскорблен в лучших чувствах.

При входе в отель (это мы обнаружили уже на следующий день) установлен гонг - то ли латунный, то ли медный - круглый щит диаметром в полметра - рядом с ним колотушка, с помощью всей этой конструкции привлекают внимание таксистов, которые ждут ездоков, или туристов, которые ждут такси, развалившись здесь же на мягких подушках диванов. В светлое время суток рядом сидят трое балийских дяденек, которые извлекают из не очень обычных музыкальных инструментов некую затейливую, но очень повторяющуюся (а может, это только моему неискушенному уху так показалось?) мелодию, и стоят две балийские тетеньки, которые осыпают вновь прибывших лепестками цветов и с удовольствием фотографируются.

Как-то так получилось, что я описываю гостиницу как бы выходя из нее. Ну что ж, милости прошу еще дальше на выход.

На некотором расстоянии от входа стоят символические ворота. Этот символ вообще присутствует повсеместно: при входе в любой дом, во двор, окружающий дом, в гостиницу, на рынок, в город, при переходе из одной части города в другую... Везде увидите эти ворота размером от великанских (высотой с трехэтажный дом, например) до совсем крохотных, сантиметров 40, установленных на специальные постаменты. Представляют они из себя нечто вроде высокой плоской пагоды, разрезанной вертикально пополам, а половинки раздвинуты на ширину прохода. Они все очень богато украшены резьбой или витиевато раскрашены.

О резьбе - отдельной главой.

К содержанию

Народные промыслы

Балийцы занимаются резьбой по всему - по камню, дереву, кости... Вообще из их маленьких коричневых ручек выходят совершенно обалденные шедевры! Я не говорю обо всяких утилитарных вещах типа мебели, всяких деталей интерьера, посуды и т.п. Особенно впечатляет монументальная скульптура - как каменная, так и деревянная. Они вырезают совершенно немыслимые по сложности, тонкости и точности фигуры, сцены из местной мифологии и просто из жизни. Величиной это может быть с человека, объемное, полупрозрачное... Или наоборот монолитное - если это, скажем, схватка двух слонов, занимающиеся любовью лошади или выпрыгивающие из морской пены дельфины. Причем, вырезается это из цельного куска дерева - никакого клея или штифтов. Очень популярный сюжет - продавец птиц. Это такой сидящий на корточках мужичок, одной рукой приподнимающий клетку, в которой сидит петух, а второй рукой подсовывающий вовнутрь клетки зерно. Клетка - будто плетеная из лозы, с крупными ячейками, внутри - петух, очень натуралистичный. И все это - из цельного куска дерева!

Из камня они делают как небольшие всякие поделки - ну там, фонари всякие, статуи животных, ворота опять же и т.п. - так и грандиозные, высотой с двухэтажный дом, изображения своих богов, которые расставляются на развилках дорог, на площадях городов, да и просто так, среди джунглей. И никакого вандализма!! Ни отбитых носов, ни надписей "Киса и Ося были здесь". Странные они какие-то... Может показаться, что эта богиня махонькая... на самом деле, метров двенадцать в высоту.

На острове есть целый район, состоящий из множества деревень, в которых живут и работают разного сорта художники. Здесь рисуют, там - режут, вот здесь - плетут что-то. Неподалеку стоит Статуя Толстого Младенца ("Fat Baby Statue"). Не знаю, кем он был, этот ребенок, но величина его изображения просто поражает!

Еще мы как-то видели резные рога. Уж не знаю, кому они их поотшибали, но изрезали просто до неузнаваемости! Этакие кружева.

Кроме всего прочего они еще умеют плести из ротанга - как я поняла, вся плетеная мебель, продающаяся в Москве, привозится оттуда, - вышивать бисером, писать картины (примитивные немножко), делать батик (причем считают, что этот способ росписи ткани родился на Бали), изготавливать тончайшекружевные серебряные украшения как для тела, так и для интерьера. Похоже, что они - люди очень любящие красоту во всех проявлениях. Когда у них случаются праздники, а это случается очень часто (недаром дословный перевод названия острова - "много праздников"), они украшают все, что угодно! И чем угодно. Плетут какие-то украшения с гирляндами и кистями из банановых листьев, вплетают туда какую-то кору, цветы - благо растительный материал доступен - и все это развешивают на фонарях, у входов, выходов, на автомобилях и т.д. Очень фееричное зрелище, когда пролетает машина, вся увешанная этой мишурой, развевающейся от встречного потока воздуха! О движении - отдельно.

К содержанию

Уличное движение

Движение на Бали левостороннее - тяжкое наследие колонизации Голландией, видимо. Участники движения - полугрузовые автомобили, такси разных цветов, мопеды и пешеходы. Как я понимаю, подавляющее большинство населения пользуется мопедами, причем, как в одиночку, так и по двое - по трое одновременно. Очень забавно смотреть, как они буквально гроздьями свисают с сидения. Все в шлемах... А иногда роль второго седока исполняет, например, огромная вязанка кукурузы или какой-то зелени, полностью скрывающая водителя со спины.

Трудно визуально определить, кто является владельцами полугрузовой категории автомобилей - возможно, владельцы лавок? По крайней мере, эти машины никогда не бывают пустыми - они набиты до отказа либо людьми, либо товаром.

Такси разного цвета принадлежат разным компаниям. Таких фирм довольно много, но крупных, заслуживающих доверия и располагающих приличными автомобилями с кондиционерами - всего три-четыре. Цены - очень смешные для Москвы! Можно целый день проездить и заплатить 20 долларов. Если поторговаться - то и меньше.

Все участники движения очень шумят. Но не из-за того, что выражают свое недовольство поступками друг друга, а чтобы предупредить о своем маневре или просто о том, что он едет. Мой муж, вернувшись оттуда, тоже какое-то время так поступал. Заразно оказалось!

Примерно на второй день нашего пребывания нам попался таксист, который сносно (относительно) говорил по-английски, точнее, мог хоть как-то объясниться. Хотя слова типа "бьютипул" (от beautiful - красивый) и "телеписьон" (от television - телевидение) просто убивали! Он стал нашим извозчиком и экскурсоводом почти на весь оставшийся срок. Звали его Крисма, словоохотлив он был до умопомрачения. Поэтому и не совсем до конца он нас сопровождал. В какой-то момент он настолько достал, что я заявила мужу: "видеть его больше не могу!!! Пусть последние два дня будут без него!" Но зато, надо отдать ему должное, кое-что интересное мы увидели только благодаря ему.

Анна Александрова