Содержание:

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия, затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех видов заболеваемости и сокращению продолжительности жизни населения России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого ребенка отмечается нарушение осанки. Растет инвалидность, в том числе детей; только в домах-интернатах Москвы находится около 35 тысяч детей-инвалидов.

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% зависит от условий и образа жизни. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры. По мнению И.А. Аршавского, жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность. Считается, что гипертоническая болезнь и атеросклероз закладываются в детском возрасте.

Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, например, снижением зрительной функции. Существует точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми. Известно, однако, что люба степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное — привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции. Поэтому представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих детей.

Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета индивидуальных функциональных возможностей организма таких детей. Поэтому задача нашего исследования состояла в изучении физических качеств и функционального уровня важнейших систем организма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие, миопия, амблиопия и т.д.), с использованием тестов и оценочных критериев целевой спортивно-оздоровительной программы "Президентские состязания".

К содержанию

Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках

* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели с индексом 1 — после упражнения; остальные обозначения — как в табл. 1.

Возраст, лет Показатели
  ЧСС, уд/мин АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. ЧСС1, уд/мин АДс1, мм рт. ст. АДд1, мм рт. ст.
4-5 96,0±2,5 95,0+2,8 93,0±2,6 94,0+2,8 60,0±1,9 59,0+1,7 114,0±1,9* 111,0+3,0* 103,0±2,4* 105,0+2,9* 70,0±2,0* 65,0+3,2
5-6 92,1±2,9 85,3+2,1 98,1±1,9 95,8+2,6 58,1±1,8 57,5+1,8 91,6±3,0 89,0+2,4 89,7±2,l* 89,2+1,9 49,7±1,5* 53,3+2,0
7-8 83,0±2,7 84,0±2,9 103,0±2,6 104,0±2,8 64,0±2,1 64,0±1,5 85,0±3,2 83,0±1,9 101,0±2,9 95,0±1,8* 61,0±1,8 60,0±0,2

К содержанию

Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе

* Обозначения те же, что и в предыдущей таблице.

Возраст, лет Показатели
  ЧСС, уд/мин АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. ЧСС1, уд/мин АДс1, мм рт. ст. АДд’, мм рт. ст.
3-4 89,0±6,2 94,0+3,1 92,0±2,0 94,0+2,8 57,0±3,0 63,0+2,1 99,0±3,2* 103,2+3,4* 103,0±3,1* 97,0+2,9 55,0±2,4 52,0+1,7*
4-5 96,0±3,0 93,4+3,1 95,0±4,5 98,8+2,1 63,0±2,4 56,3+1,8 102,0±2,5* 105,4+3,2* 103,0±4,0 103,8+2,4 58,0±2,1 51,3+1,2*
6-7 92,0±3,0 93,3±2,6 91,0±1,5 99,0±2,3 62,1±1,4 60,0±l,5 95,2±1,8 96,20±2,4 95,4±1,4* 103,0±2,8 68,3±1,6* 66,2±1,8*
8-9 88,5±1,8 89,0±2,4 92,8±1,9 100,5±3,5 57,2±1,3 60,9±1,9 98,7±1,6* 97,5±3,1* 97,5±2,4 101,4±3,9 57,8±2,3 62,5±1,7

Нами было обследовано 7 возрастных групп детей — с 4-5 до 9-10 лет, воспитанников детского сада-школы для слабовидящих детей. Каждая возрастная группа включала как здоровых детей, так и детей с нарушением зрения. Изучались показатели физического развития, работоспособность и реакция сердца на три вида физических нагрузок: пробу Мартинэ, стойку на лопатках, в течение 10-60 с, в зависимости от возраста, и локальное статическое напряжение (на кистевом динамометре со средними нагрузками). Использовали принятые в Целевой программе тесты оценки физического развития (челночный бег, прыжки с места, метание, бег на 30 и 500 м и т.д.), а также методики оценки функционального состояния (время задержки дыхания на выдохе, измерение АД по Короткову, регистрация электрокардиограмм). Функциональные показатели регистровали до, после нагрузок и во время статических напряжений общего (стойка) и локального (динамометрия) характера.

Получены оригинальные данные о характере возрастных изменений у здоровых и слабовидящих детей. Так, результаты исследований показали, что у большинства детей 4-5 лет с нарушением зрения (табл. 1) такие показатели физического развития, как наклоны вперед, разгибание туловища и метание (у мальчиков) были выше, чем у здоровых детей. В остальные возрастные периоды некоторые показатели также были выше у слабовидящих детей; например показатели статического равновесия у детей 5-6 лет, прыжки в длину у мальчиков 5-6 и 9-10 лет, время задержки дыхания у девочек 6-8 лет, наклоны вперед у детей 6-7 и 9-10 лет.

После приседаний у всех детей отмечено достоверное увеличение ЧСС и в той или иной степени — АД. Реакция сердца на нагрузку с возрастом увеличивалась; у детей 7-10 лет большие изменения показателей после нагрузки выявлялись у слабовидящих, причем у мальчиков — больше, чем у девочек.

После упражнений с общей статической нагрузкой типа стойки на лопатках также выявлялись различия в изменении показателей у детей разного возраста и состояния здоровья (табл. 2). Так, реакции ЧСС у детей младшего возраста были выражены больше, чем у старших. Представляет интерес факт, что отмеченный в той или иной степени рост показателей в начале упражнения у большинства детей уже в конце его выполнения сменялся снижением относительно исходного уровня.

При локальных статических нагрузках с усилием в 1/3 от максимального у детей младшего возраста отмечалось увеличение ЧСС и снижение диастолического АД (АДд), остальные показатели изменялись несущественно. Лишь у детей старше 6 лет были выявлены типичные для локальной работы прессорные реакции, то есть увеличение АДд.

Таким образом, наши данные свидетельствуют, что у слабовидящих детей существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранять оптимальный уровень физического развития и функций. Однако уже в исследованном возрастном периоде большинство показателей у старших испытуемых в группах слабовидящих были ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счет истощения механизмов адаптации. Как показывают данные, у детей раннего возраста снижение зрительной афферентации приводит к дефициту корковых механизмов таламо-кортикальной системы генерации a-ритмов, при преимущественном нарушении источников a 2-ритма. Отмечается также высокая пластичность мозга детей даже с грубым ограничением зрительного опыта при проведении определенных занятий.

Анализ суммы очков по рекомендациям программы "Президентские состязания" показал, что у детей дошкольного возраста в отличие от школьников эти цифры в основном были ниже средних, что сочеталось и со значительно меньшим объемом у них физических нагрузок различного характера. Полученные данные составили основу научных рекомендаций по разработке коррекционных оздоровительных программ для детей с нарушением зрения, учитывающих рекомендации по использованию таких нетрадиционных упражнений Хатха-йоги, как стойка на лопатках. Считается, что подобные упражнения приводят к улучшению кровообращения глазных яблок и, как показали наши результаты, не вызывают патологических изменений функций сердца при кратковременном выполнении.

К содержанию

Выводы

  1. В период 4-10 лет у слабовидящих детей отдельные показатели физического развития и функционального состояния имеют более высокие значения, чем у здоровых сверстников.
  2. Реакция ЧСС и АД на стандартные физические нагрузки с возрастом неравномерно увеличивается.
  3. Прессорная реакция на локальные статические напряжения в исследуемые возрастные периоды проявляется у детей старше 6 лет.
  4. Во время выполнения стойки на лопатках у всех испытуемых отмечается кратковременное повышение ЧСС (до 15 уд/мин) и АД (до 10 мм рт. ст.), с последующим их снижением в конце упражнения.
  5. Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно использовать в физкультурно-оздоровительных программах у здоровых и слабовидящих детей 4-10-летнего возраста.
Литература
  1. Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н.Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 118-120.
  2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
  3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997. — 80 с.
  4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 85.
  5. Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 1-18.
  6. Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая гимнастика //Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10-15.
  7. Толстова В.А., Котелов Ю.М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапазонов a-ритма от состояния зрительной системы у детей 8-10 лет //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 13.