Часть 1 можно почитать здесь.

Зарисовки об осени, детской психологии и педагогике. Описание одного домашнего праздника. Из опыта небольшого коллектива родителей, увлеченных идеями развития и воспитания детей.

...И вот уже мягкий желтоватый свет заполняет комнату, подчеркивая резные гирлянды и букеты. Аромат листвы гармонично сливается с осенней мелодией Вивальди. Малыши, зачарованные необычностью обстановки, вначале тихонько осматриваются. Возможно, именно сейчас они начинают верить в реальность обещанного чуда по имени Праздник. По крайней мере, так кажется нам, взрослым, при виде этого напряженно-восхищенного выражения детских лиц. И сердце невольно сжимается от мысли о необходимости оправдать их ожидания. Шутка ли, брать на себя роль волшебников, обещая чудеса! Да и кому - обычным мамам! Тут же подкрадывается трусливое самообвинение в непрофессионализме, неопытности. И неизвестно, до чего еще могли бы довести нас предательские размышления подобного рода, не будь прерваны предусмотрительно заготовленной аудио-записью:

"Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало..."

Классические строки звучат как нельзя кстати, магическим образом пробуждая в душе уверенность - словно мы наделены способностью отражать лучи бриллиантового блеска шедевра мировой литературы. В конце концов, на переживания просто нет времени. Дети оценят только динамику. Поэтому сразу стараемся задать хороший темп.

- А что такое осень? Кто знает?

Вопрос несколько провокационный. Понятно, что от двух-трехлетнего человечка развернутого ответа ждать не приходится - разве что заставит задуматься по теме. Но что мы слышим в ответ?

- Это такая погода! Уверенно объявляет сразу Машуня.

В ходе обсуждения со взрослыми, радостно подхватившими этом тезис, Олежка глубокомысленно добавляет:
- Это погода... листиков!

Вот вам и четкое определение осени - третьего года жизни. Возьмем его себе на вооружение и рискнем задаться целью: несколько углубить его за этот вечер. Помня о том, что не любая информация способна превратиться в понятие - такое же точное и надежное, как то, что дано собственным опытом малыша. А потому призываем на помощь самые наглядные средства. И, разумеется, нам как обычно не обойтись без игр - увлекательных и веселых. Тем более по случаю праздника!

Итак, не задерживаясь долго на словесной беседе, переходим к рассматриванию гербария. Сделанный на отдельный листах бумаги, помещенных в "файлы", он особенно удобен для использования в детском коллективе.

Подключим следом оргтехнику - компьютер в доме все же дает свои преимущества, несмотря на яростные атаки противников его контактов с юными созданиями. Взять хотя бы бесконечные возможности презентаций - на любую тему! Вот их то мы сейчас и используем. Что-то вроде зарисовок об осени получится...

Мерцание монитора в полумраке, словно магнит притягивает к себе оживленную кучку любознательных карапузов. Хозяин дома гордо восседает в рабочем кресле, словно за штурвалом корабля - ловко орудуя парой клавиш. То ли в самом деле из уважения, а скорее от увлеченности презентацией, окружающие на удивление бесспорно признают за ним это почетное право, что явно по душе сыну. Ведь он помогал и готовить эту презентацию, заодно учась управлять ею.

- Покажи мне еще гриб-Лисичку, Илюша!,
- Сейчас покажу.
- А мне вон те листики!..

И вновь резкая смена деятельности. Яркий свет уже больше подойдет. Паузу наполняет все та же музыка Вивальди, в скромной надежде вызвать у детей устойчивую ассоциацию, да и просто для красоты. К тому же чередование тишины с музыкой помогает малышам переключаться на другое занятие.

"Почему к зиме деревья раздеваются кругом?..
А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!"

- Ну что, поможем дереву раздеться перед сном? Вы будете "ветром" - давайте?! - безусловно заманчивое предложение, сопровождает появление "дерева", ко всеобщему ликованию.

Вот где показ действий с "пособием" был бы излишен! И вскоре яркие кленовые листочки облюбовали всевозможные предметы интерьера. А фантазерка Лизочка отличилась, как обычно, оригинальностью - украсив ими свой наряд. Самое время для подвижной игры с участием этих атрибутов!

"Мы листочки, мы листочки
Мы - осенние листочки...
Мы на дереве сидели
Ветер дунул - полетели!.."

Вот только правила игры нам еще с большим трудом даются (рановато, видимо, для 2,5 лет). Старательно уговариваем "листочки" присесть одновременно на краешек мата и дождаться команды. Однако Илюша и тут претендует на лидерство, успевая каждый раз провозгласить раньше положенного: "И они полетели!". Успешно срывая с места дружную компанию. Видимо, тот факт, что занятия проходят у него дома, уже успел повлиять на его характер: чувствует себя хозяином положения всегда. Вот уж кому полезно будет научиться играть по правилам! Но мы еще успеем это потом. А сейчас главное позволить детям набегаться вдоволь, разрядиться физически и эмоционально. Что удается как раз отменно.

Впереди сюжетная игра, в основе которой замечательное стихотворение В. Орлова "Осенние задания". Веселое, динамичное, с простой понятной лексикой и вместе с тем содержательное, оно само приглашает к игре.

"Звенят звонки: внимание, внимание!
Прослушайте осенние задания!.."

Нам остается только вовремя предлагать соответствующие атрибуты, обыгрывая каждое действие. Следуя сюжету, помогаем лесным обитателям подготовиться к зиме. В качестве игрового материала используем мягкие игрушки, предметы домашнего обихода, составные части деревянных пособий.

К примеру, медведю дано задание "срочно подыскать берлогу". Строим для мягкой игрушки что-то наподобие пещеры из гибкого мата, укрыв пятнистым пледом в качестве "сухих листиков". Такие же маты используем для сооружения муравейника:

"Алло, у телефона муравьи?
Закройте муравейники свои!"

Роль жителей с огромным удовольствием исполнят сами строители. Даже Ясена, остерегающаяся обычно таких тесных игровых условий, не удержалась от соблазна забраться в веселый "муравейник".

К теме насекомых прибавим от себя познавательный рассказ о пчелке, с обустройством улья для симпатичной игрушки. И божья коровка попадет в компанию - как раз утром их наблюдали во время прогулки.

Нашлись у коллектива юных любителей природы и зайчики положенной окраски для иллюстрации:
"Алло, зайчата? - слышится из трубки
- Идет зима, скорей меняйте шубки!"

А сбор провианта для Белочки и Ежика вызвал настоящий ажиотаж - и сортировку, и шнуровку одолели с энтузиазмом.

Потом, уже под стихотворение В. Козлова "Серый дождик затяжной" вспомним про плаксивый характер времени года, спрятавшись под огромным (пляжным) зонтом. Он же сравнится нами с грибом из сказки В. Сутеева, потому как все вместе под ним уместимся. Правда, сравнение это так и останется без внимания - из-за настойчивого стремления мальчиков завладеть исключительным правом удержания сего привлекательного объекта... Тем более уместно предложение переключиться на более спокойную - конструктивную деятельность.

- Трех поросят все знают? А когда они свои домики строили? Правильно, осенью. А не построить ли и нам для себя домик?!

Расчет оказывается верным: компания послушно плюхается на пол разгребать детали крупных конструкторов. Создавая своим видом иллюстрацию к стандартной фразе из рекламного объявления: "Любое строительство - под ключ!". Однако если присмотреться повнимательнее - откроется очень любопытная сценка. Ведь постройки малышей отнюдь не стандартны! Более того, настолько отличаются друг от друга, что впору задуматься о создании подобного психологического теста...

Вот Олежка. Быстро выстроив башню почти с себя ростом, сразу переключается на другую деятельность. Друг Илюша, погруженный в свои думы, вообще ничего не строит, а усердно сопоставляет детали двух разных конструкторов, проверяя на предмет скрепления. Ясена наконец-то нашла, где себя проявить: уверенно и методично выстроив большое замысловатое сооружение. Лиза тоже оказалась верна себе - собственная идея сходства конуса с мороженым показалась ей, видимо, оригинальнее. Ну, а Машунька четко выполняет поставленную задачу.

Разумеется, каждый результат работы был оценен самым положительным образом и принят в качестве вклада в общее дело. Но и лучшую постройку выделили особо, вместе с ее автором. Тем более что такая победа может придать Ясене необходимое чувство уверенности. Интересно, что дети отнеслись к этому факту с уважением. Даже мальчишки - эти вечные разбойники - достроить попытались вдвоем!

Потрудившись на славу, и потратив немало силенок, компания дружно удаляется на кухню для подкрепления. А, вернувшись, с удивлением обнаруживает большую палатку посреди комнаты. Разумеется, это и есть тот Дом, что они все вместе выстроили! (К слову сказать, изготовления действительно самодельного - маминого). Радости нет предела... Набегались, наползались под веселые детские песенки. И подпевали, и подтанцовывали.

Ну, а финал вполне закономерный для темы. Самый настоящий листопад! Из той заветной корзины, прямо в комнате...

Ради успокоения блюстителей порядка отмечу, что следы таких вольностей ничего не стоит убрать с помощью современной бытовой техники. Гораздо важнее, по-моему, те следы, что оставит этот день в душах маленьких первооткрывателей нашего мира. И кто знает, возможно, эта первая сознательная встреча осени как раз избавит наших детей от общепринятого печального восприятия данного времени года? И место тоски переходного периода природы в их подсознании уверенно займет деятельный подход, связанный с подготовкой к преодолению трудностей? Или же, напротив, им никак не избежать теперь сладкой грусти - навеянной высокой поэзией, или даже потребностью в друге... В конце концов, разве дело только в Осени? Если в маленьких сердцах поселится еще по капельке тепла и доброты, а глазки запомнят этот счастливый блеск - разве это не будет лучшей наградой для нас, родителей?! Ну а мамы, вкусившие в полной мере радость единения с миром любимого малыша, уж наверняка станут лелеять с годами эти воспоминания. Может, в этом и есть материнское счастье?..

Взмывает вверх очередной ворох желтых листьев, старательно собранных маленькими ручонками. И в комнате снова повеяло этой особенной теплой сыростью. Не скрывая удовлетворенно-усталого вздоха, чья-то мама захлопала в ладоши. "Вот это праздник! Ура! Давайте скажем все друг другу спасибо!" И детские ладошки дружно, словно еле дождавшись команды, затрепетали в аплодисментах, сливаясь со взрослыми...

Сокращенный вариант рассказа опубликован в журнале "Наш любимый малыш" (октябрь 2004г.)

Ольга Черемисова