Содержание:

Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим "состоянием" — проблема, над которой ломают голову многие родители. Ведь далеко не все дети сразу могут привыкнуть к умеренности в тратах и режиму экономии. А поможет родителям в решении этой проблемы регулярно выдаваемая ребенку сумма, которая послужит "пособием", обучающим финансовой грамотности. То есть карманные деньги.

К содержанию

Инструмент обучения

Карманные деньги часто становятся причиной ссор в семьях, где дети уже достаточно взрослые. При этом мы забываем, что все начинается в раннем детстве, когда родители дают ребенку в руки первые несколько рублей. Сначала взрослые посмеиваются над ребячьими попытками грамотно тратить деньги. Потом они замечают: десятка там, четвертак здесь — их малыш имеет больше доходов, чем ему выдают на руки!

Выясняется, что чадо ловко обводит вокруг пальца маму, папу, бабушку и дедушку одновременно, становясь настоящим стратегом по выманиванию денег. А когда родители вдруг начинают выдвигать некие правила расходования денег, ребенок превращается в тирана и бунтаря, противясь нововведениям. Поэтому как дети, так и сами родители должны в первую очередь усвоить, что карманные деньги — это не зарплата и не законное право ребенка. Это обучающий инструмент, с помощью которого не столько удовлетворяются детские прихоти, сколько прививаются навыки ответственного отношения к деньгам и умение просчитывать свои действия и их финансовые последствия.

При первых же признаках того, что вы имеете дело с начинающим вымогателем, убежденным в незыблемости своего права на карманные деньги, лишайте его выплат частично или полностью. Поставьте на полку три копилки, на каждой напишите ее целевое назначение: "Сбережения Кати", "Деньги Кати на расходы", "Деньги Кати на добрые дела (или на благотворительность)". Пусть малыш вместе с вами посчитает деньги и решит, сколько положить в каждую копилку. Если ребенок еще очень мал, лучше избегать сложных расчетов и класть по одной трети в каждую копилку. Это правило должно относиться ко всем деньгам, которые появляются у ребенка, кроме тех случаев, когда их дают на какую-то конкретную покупку. По копилкам раскладываются деньги, полученные от бабушки и принесенные в конверте от тети, а также первые заработки ребенка — то есть любые наличные, которые оказываются в детских руках.

Если вы с самого начала не введете такое твердое правило для всех денег, полученных ребенком, то к 12-летнему возрасту вам придется вести трудные переговоры с "продвинутым" аналитиком. Главное, что должен со временем понять ребенок — деньги не даются ему просто так и не могут быть потрачены на всякую чепуху.

К содержанию

Как рассчитать сумму "пособия"

Понятно, что размер карманных денег зависит от материального положения каждой конкретной семьи. Однако не забывайте, что это не зарплата. И даются деньги малышу не для того, чтобы он удовлетворял свои потребности — ведь пока вы продолжаете полностью его обеспечивать. Повторимся: карманные деньги предназначены для приобретения навыков обращения с ними. Поэтому суммы не должны быть большими. С другой стороны, ребенок должен иметь возможность хоть что-нибудь купить на эту сумму. Возможность совершить самую пустяковую, но самостоятельную покупку имеет очень большое значение для ребенка, поэтому выдаваемая сумма не должна быть совсем уж символической.

Размер ежемесячного детского бюджета можно рассчитать исходя из возраста ребенка, например, в сумме одного или полутора долларов за каждый год его жизни. Разделите эту сумму на четыре или три выплаты, как вам удобнее, и выдавайте малышу каждую неделю или каждые 10 дней соответственно. По мере взросления ребенка количество выдаваемых за один раз денег должно увеличиваться, так же как и интервалы между "зарплатами".

Еще раз вернемся к идее "трех копилок", куда можно раскладывать карманные деньги, выданные на неделю. Итак, это копилки с надписями: "расходы", "сбережения", "помощь". Первая сумма предназначена для потребностей ребенка, ее он может тратить под вашим наблюдением. Это не значит, что вместе с деньгами вы вручаете ребенку план действий, вы можете лишь подсказать, как лучше использовать наличные. Ваша цель — сделать ребенка более ответственным в тратах.

Копилка с надписью "сбережения" научит ребенка быть дальновидным и экономным. Накопления могут быть предназначены для долгосрочных планов (летний лагерь, учеба) и дорогостоящих покупок (ролики, велосипед). Если в копилке "сбережения" накопилась приличная сумма, вы можете запланировать совместный с ребенком поход в банк и открыть счет — это прекрасный повод объяснить малышу, что такое сложные проценты, и познакомить его с явлением "ты спишь, а денежки идут". Можно даже придумать поощрение: каждый рубль, который ребенок помещает в банк, вы компенсируете ему еще одним рублем.

Последняя коробочка с надписью "помощь" предназначена для благотворительности, подарков друзьям и помощи бабушке или родителям, когда у них возникают материальные затруднения. Эта копилка должна научить ребенка быть внимательным к другим, проявлять заботу и щедрость.

Оптимальный возраст, с которого нужно начинать обучать ребенка обращению с деньгами - 6-7 лет. Дети в таком возрасте любознательны и находчивы. Знакомя свое чадо с деньгами продуманно и спокойно (с учетом его интересов, проблем семьи и потребностей других), мы тем самым помогаем ему осваиваться в окружающем мире, радуемся его маленьким, но важным открытиям и мало-помалу воспитываем замечательных детей!

К содержанию

Правила "детских" денег

Перед тем, как впервые выдать ребенку карманные деньги, объясните ему простые правила, например, таким образом:

  • На карманные деньги мы будем выделять тебе 60 рублей. Получать эту сумму ты будешь только один раз в неделю. Производить перерасчет твоего "жалования" мы будем один раз в год в день твоего рождения (1 января, 1 сентября). При этом повышение выдаваемой тебе суммы в случае постоянного неразумного ее расходования невозможно.
  • Карманные деньги на неделю — это способ помочь тебе стать самостоятельным человеком.
  • Если ты не будешь придерживаться установленных правил или будешь обманывать нас, мы оставляем за собой право уменьшить твое "жалование" на какое-то время.
  • Чем больше ты будешь узнавать и чем лучше будешь распоряжаться деньгами, тем быстрее у тебя появятся дополнительные обязанности и привилегии.
  • С деньгами можно делать следующее: зарабатывать их, считать, экономить, делиться, приумножать и тратить — всего шесть дел. Всему этому нам предстоит научиться.
  • Каждые три месяца мы будем проверять, как развиваются твои финансовые навыки, и выяснять, что ты заслужил.

К содержанию

Первые доходы

Когда же вручать ребенку первые деньги? Принципиальным вопросом здесь является не хронологический возраст ребенка, а уровень его психологической зрелости. Если малыш уже стремится к самостоятельности, понимает, зачем нужны деньги, откуда они берутся, если он осознает свои потребности и может достаточно четко формулировать свои желания, то он уже готов к получению своих первых карманных денег. Чаще всего это вполне разумный возраст — примерно 6-7 лет.

Светлана Забегайлова,
психолог
Статья предоставлена журналом "Семейный бюджет"
Семейный Бюджет