Содержание:

Игра — удивительный приём, который может помочь выйти из трудной и щекотливой ситуации. Помните, уважаемые взрослые, если ребёнок из спора или просто разговора с вами выходит поверженным, вы тем самым наносите страшный удар по его личностной самооценке. А вы попробуйте по-другому. Дайте возможность своему ребёнку выйти из трудной ситуации или непростого разговора с достоинством. Подскажите ему этот выход, вместо победоносного разгрома. Ребёнку не нужен ваш победоносный разгром или "блицкриг". Ему нужна помощь взрослых и возможность опереться на них. И в этом вам может помочь игра.

К содержанию

Одна детсадовская история

Мне вспоминается один эпизод в детском саду, куда ходила моя старшая дочь. По просьбе воспитателей детского сада я пришла в садик пораньше, чтобы вымыть окно в игровой комнате. В то время, пока я занималась с окном, прямо на моих глазах случилась удивительная история. Удивительная с точки зрения педагогики и реакции взрослого её участника. Одна девочка, её звали Маша, потеряла брошку, которую носила весь день на своём сарафанчике. Ребёнок был заметно расстроен, всё время заглядывал под все стульчики, столики и игрушки на полу, но брошка или значок (я сначала даже не поняла, о чём именно идёт речь) всё никак не находился. Видимо, кто-то из ребят нашёл интересный предмет и забрал его себе. Тогда воспитательница попросила всех детей расставить стульчики полукругом вокруг неё и сесть на них. Она объявила, что хочет детям что-то рассказать, и история эта — грустная. Все дети, подвигав стульчиками, наконец расселись, и воспитательница, посадив рядом с собой опечаленную Машу, начала свой рассказ: "Ребята, знаете, сегодня наша Машенька была весь день такой счастливой, такой радостной. Вы знаете, почему?" Некоторые дети знали: "Потому что утром Маше дома подарили новый значок". Воспитательница продолжала: "Верно. Маша нацепила значок себе на сарафанчик и пришла к нам в садик, чтобы показать подарок своим друзьям. Поднимите руки, кто видел у Маши этот чудесный новый значок?" Поднялось несколько рук. А рассказ продолжался: "И вдруг наша Машенька стала такой грустной, что чуть не расплакалась. И знаете почему?" "Нет!" — дружно ответили малыши. "Потому что Машенька уронила где-то в нашей игровой свой значок, и он потерялся. Ребята, давайте поможем Маше найти значок. Мы сделаем это все вместе. Но сначала послушайте описание значка, который вы будете искать. Маша, какой это был значок?" Маша ответила: "Это была маленькая белая кошечка, а в лапках у неё был мячик, блестящий такой. Мама сказала, что это — брошка и просила не брать её с собой в садик".

Воспитательница продолжала: "Ребята, давайте все вместе искать эту брошку. Ходим по всей нашей игровой, заглядываем во все углы и ищем маленькую белую кошечку с мячиком. Можно даже звать её: "Кис-кис-кис!" Ребята бросились врассыпную по игровой и стали ходить тут и там, приговаривая: "Кис-кис-кис!" И тут я со своего наблюдательного пункта — со стула возле окна, которое мыла, заметила одного мальчика. Он как будто прятался за шкафчиком. На нём были шортики и рубашка а, сверху рубашки — жилетка. Мальчик присел за шкафчиком, нырнул рукой под жилетку и стал что-то отцеплять от своей рубашки. Потом он подождал некоторое время и нерешительно подошёл к воспитательнице. Та радостно вскрикнула: "Ребята, все сюда! Скорее все сюда! Смотрите, Серёжа нашёл Машенькину брошку! Какой Серёжа молодец! Давайте все вместе похлопаем Серёже за то, что он помог Маше найти пропажу!" Ребята окружили Серёжу и захлопали в ладоши. А мальчик протянул брошку Маше и выглядел абсолютно счастливым.

А ведь реакция взрослых могла бы быть и другой: обыск детских вещей, допрос каждого, дознание, крики, ругань и т.п. Но ведь, уважаемые взрослые, в том-то и заключается наша педагогическая мудрость, что мы даём ребёнку возможность исправиться, сохранить лицо и человеческое достоинство, чтобы не был нанесён удар по его личностной самооценке.

Просто призыв к взрослым: Предоставьте возможность ребёнку сохранить его лицо, а, следовательно, и человеческое достоинство в щекотливой ситуации. Не становитесь громовержцем-победителем.

К содержанию

Про не последний в жизни шанс

Ребёнок сделал что-то не так? Оступился, ошибся, оплошал? Дайте ребёнку ещё один шанс. Просто предоставьте ему возможность измениться, исправиться, переделать что-то. И вообще, уважаемые взрослые, всегда давайте ребёнку бесконечное количество хороших добрых и реальных шансов. И пусть у вашего ребёнка ещё один шанс, предоставляемый вами, никогда не будет последним. Последним его шансом измениться в лучшую сторону и исправиться. Шансом установить с родителями и другими окружающими его людьми хорошие отношения.

У наших детей всегда должен быть шанс, и он должен быть далеко не последним, шанс исправиться и сохранить лицо в трудной ситуации.

У нас, родителей и педагогов, и у них, наших детей, всегда есть хоть малейший шанс иметь хорошие взаимоотношения.

Просто мысль: Уважаемые взрослые! У вас точно есть шанс не унизить и не растоптать личность растущего человека! А также сотни других, таких важных для наших детей, шансов!

Просто призыв: Уважаемые взрослые, предоставьте ребёнку второй, третий, сто третий и т.д. шанс. И так — бесчисленное количество раз. У человека должно быть много шансов в жизни. А у ребёнка — тем более.