Содержание:

Ребенок - самый важный для нас человечек. Так хочется защитить его, спрятать под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям рано или поздно приходится объяснить ему правила безопасности в полном неожиданностей, таком опасном и захватывающе увлекательном взрослом мире.

Не переходи на красный, не разговаривай с незнакомцами, не открывай дверь!.. Мы внушаем ребенку миллион запретов, и рано или поздно он понимает: мир - это джунгли, полные страшных людей, которым нельзя доверять. При этом ваше чадо все равно доверчиво идет вслед за дядей, представившимся папиным другом, и забывает посмотреть в глазок, прежде чем открыть замок. Родители выходят из себя, тем самым заставляя ребенка замкнуться и перестать доверять окончательно. Между тем правилам житейской безопасности можно обучить ребенка, даже не используя частичку "не".

К содержанию

Один дома

Кто-то спокойно оставляет дома пятилетнего ребенка, кто-то доверяет только школьнику, а некоторые опасаются оставлять без присмотра даже 15-летнего. В каждом случае родители по-своему трактуют термин "самостоятельность". А психологи дают на этот счет четкие рекомендации: можно приучать ребенка оставаться "на хозяйстве" с того времени, как он выучил цифры и хотя бы немного читает; находясь дома вместе с вами, соблюдает технику безопасности (это касается и розеток, и бытовой техники, и водопровода, и даже острых углов мебели); в-третьих, уже вышел из психологического возраста "всеобщего доверия" и четко делит людей на своих и чужих.

Факторы риска:

  • незнакомец (взрослый или даже ребенок) может позвонить в дверь и попросить об услуге (позвонить, поделиться солью, "вместе поиграть");
  • звонком по телефону ребенка могут выманить на лестничную площадку (сыграв на любопытстве малыша);
  • под дверь могут подложить мяукающего котенка или скулящего щеночка в расчете на чувство жалости и сострадания;
  • в квартиру могут неожиданно нагрянуть люди в форме, представляющиеся "милицией" или "скорой помощью".

Как должен поступить ребенок?

Главное правило: ни в коем случае не открывать дверь! Исключение составляет пожар или затопление внутри квартиры. Если человек за дверью настаивает, ребенок должен позвонить родителям и по возможности службе спасения или правоохранительным органам. В очень опасной ситуации позвать на помощь через окно.

Как его научить?

Знакомьтесь с соседями и представляйте им своего ребенка. Убедившись в их благонадежности, можно договариваться с ними присматривать за квартирой в ваше отсутствие.

С дошкольником выучите его имя, фамилию и домашний адрес, только так он сможет позвать на помощь милицию или пожарных в случае необходимости. Научите малыша, который еще не дотягивается до "глазка" на двери, спрашивать "Кто там?" и не открывать, пока человек не представится. Время от времени играйте с ним в "Узнавалки": запишите на диктофон голоса членов вашей семьи, близких друзей и родственников, включите запись ребенку и угадывайте вместе, кто говорит. Усложняйте задание, включая записи в разном порядке. Так вы натренируете слух и память своего малыша. Не пренебрегайте народными сказками, ведь в них часто в дом к доброму молодцу или красной девице обманом проникает коварная Баба-яга и чинит беспорядки, а то и похищает невинную жертву. Обязательно делайте акцент на этих сценах и напоминайте ребенку, что такие истории могут случиться и в жизни, если быть неосторожным.

Ребенку старше 8-9 лет объясните, какие хитрости могут использовать мошенники, чтобы его обмануть. Без ярких красок расскажите о последствиях таких визитов и о тех, кто сможет защитить ребенка в ваше отсутствие. Выучите вместе телефоны спасателей и периодически проигрывайте ситуацию "нагрянули нежданные гости": в ответ на звонок в дверь очень быстро спросите ребенка, куда позвонить при пожаре или по какому номеру вызвать милицию. В формате игры он научится правильно реагировать в экстренных ситуациях. Даже если вы уверены в ребенке, выпишите на листок ваши рабочие телефоны, номер мобильного, координаты бабушек-дедушек и Единой службы спасения (01) и повесьте памятку возле каждого телефонного аппарата в доме. На всякий случай оставьте там же ваш домашний адрес: если ребенок растеряется и не сможет назвать спасателям свой адрес, то прочтет его с листа.

Ребенку любого возраста в опасной ситуации может спасти жизнь крик о помощи
Научите ребенка кричать: "Пожар!" И неважно, что дом не горит, кто-то обязательно выглянет на детский крик и спугнет преступника. Хорошо играть с ним в любые игры, развивающие реакцию. Лучше всего - с мячом. Вспомните "Съедобное-несъедобное" и слегка измените правила: услышав "съедобное" слово, малыш ловит мячик, а в ответ на "несъедобное" кричит "Спасите!" и отталкивает мяч руками.

Узелок на память

Злоумышленники часто используют домашний телефон, чтобы выманить ребенка из квартиры, заставить его открыть дверь. Собеседники ребенка представляются друзьями, коллегами по работе родителей, сотрудниками милиции, школы, выспрашивают имя ребенка ("Леша, это ты?" - "Нет, я Андрюша!"), адрес ("Мама просила меня забрать важные документы по работе, ты не напомнишь мне ваш адрес?"). Разумеется, эти сведения нужны не из праздного любопытства. Объясните ребенку, что в телефонных разговорах с незнакомцами не нужно выдавать никакой, даже самой безобидной информации. Правильнее всего звать родителей или просто класть трубку.

К содержанию

Мой дом - моя крепость?

Дома, как известно, и стены помогают, но стоит покинуть квартиру, как родительский страх за ребенка возрастает во много раз. И не так важно, отправился ли он выносить ведро к мусоропроводу или вошел в родной подъезд после прогулки.

Факторы риска:

  • ребенок оказывается в лифте с незнакомым человеком;
  • на лестничной клетке (в подъезде, у мусоропровода и т.д.) стоит посторонний.

Как должен поступить ребенок

Не знакомиться и не заговаривать с посторонними (даже на невинный вопрос: "Ты живешь в этом подъезде?" - лучше не отвечать), не садиться с ними в лифт, не поворачиваться спиной (обычно злоумышленники нападают сзади, зажимая рот, чтобы ребенок не кричал). Если ребенку даже показалось, что человек опасен, сразу звать на помощь, верещать что есть сил, кусать за руки и пускать в ход для самообороны любые предметы, будь то зажатый в кулачке ключ от квартиры или рюкзак с учебниками.

Как его научить?

Воспитать недоверие сложнее, чем вы думали, ведь дети от природы доверчивы и любопытны. Аккуратно, но однозначно пресекайте все попытки проявить любознательность там, где не следует: с малых лет учите не приближаться к незнакомым, чем бы они ни заманивали ребенка. Объясняйте, что лучше сразу повернуться лицом к любому человеку, внезапно подошедшему к ребенку со спины.

Входя в подъезд вместе с дошкольником (или выходя с ним из квартиры), разыгрывайте сценку на тему "Дети-шпионы": держась за руку, вместе внимательно обследуйте близлежащую территорию на предмет "неопознанных" объектов (ими могут оказаться и "соседка", и "кошка с третьего этажа", и "газета, оброненная неизвестным"). Уточните степень безопасности "объектов" (поздоровайтесь с соседкой, не побеспокойте кошку, объясните ребенку, что не следует поднимать "неопознанные газеты", потому что под ними может быть спрятана вражеская бомба или микрошпион с подслушивающим устройством). Школьнику, особенно если тот вынужден самостоятельно возвращаться из школы домой, поясните, сколько искушений и опасностей таит в себе даже родной подъезд. Для него можно придумать историю о беспечной принцессе Сисси или нерадивом инспекторе Гаджете (Спайдермене, Черепашках Ниндзя), которые не заботились о собственной безопасности и попадали в различные переделки (и, конечно, выходили победителями из переделки). Не придумывайте историю про собственного ребенка или однополого с вашим ребенком реального персонажа). Пускай с преступниками борется мультперсонаж, но использует для самообороны методы, которые пригодятся и вашему юному герою.

6 важных правил, как не напугать ребенка
  1. Не рассказывайте ему в красках о том, "что может произойти, если...". Кровавые или трагические подробности оставьте журналистам криминальных новостей (кстати, эти сюжеты по телевизору тоже ни в коем случае не стоит показывать ребенку, по крайней мере, до 13-15 лет). Запомните: если вы запугиваете ребенка, он усваивает только самую яркую информацию о том, что надо бояться, и не запоминает главного: как нужно себя вести. Это путь к неврозам и подростковой агрессивности.
  2. Не пугайтесь, не впадайте в панику и не критикуйте, если он рассказывает о том, что произошло с ним, его друзьями, друзьями друзей ("А вот один мальчик рассказывал, как к нему во дворе подошел дядя...") Даже если вы подозреваете, что герою истории угрожала реальная опасность, спокойно изложите свою точку зрения, посоветуйте, как нужно себя вести. Если ребенок напуган, просто спокойно выслушайте рассказ, а к его анализу вернитесь спустя время, когда он успокоится и отвлечется. А если он требует объяснения немедленно, создайте максимально домашнюю умиротворяющую атмосферу: говорите за чашкой чая или просто обняв ребенка за плечи, создав ему ощущение защищенности.
  3. Не подавляйте в ребенке естественный страх. Особенно это относится к взаимоотношениям отец - сын, когда папа из благих побуждений воспитывает в мальчике бесстрашного тигра и в ответ на каждую слабость упрекает: "Боишься как девчонка!", "Брось, ты же мужчина!". Следите, чтобы муж не перебарщивал с воспитанием и сын не превратился в бесшабашного повесу, которому море по колено.
  4. Не выражайте собственных негативных эмоций при ребенке. Он доверился вам и рассказал, как собака укусила велосипедиста на улице. Не нужно подскакивать и мчаться во двор с криком: "Да я сейчас пристрелю эту псину!" Не грозитесь оторвать кому-то руки, избить за оскорбления и так далее, как бы ни был силен ваш гнев. Во-первых, вы стимулируете в ребенке агрессию. Во-вторых, учите бояться. В-третьих, лишаете возможности сделать выводы и быть более осторожным.
  5. Не внушайте чувства повиновения. Ваше дитя не должно учиться "слушаться старших только потому, что они старше". Ведь вы и сами знаете, что эта теория неверная, а ребенок должен уметь отстоять свою точку зрения и сказать твердое "нет" и дружкам, которые перебегают улицу на красный, и тете, которая ласково просит открыть дверь, пока взрослых нет дома.
  6. Подавайте пример! Если вы не смотрите налево-направо, когда переходите улицу, то почему ждете, что ребенок будет это делать? Если сами бесшабашно относитесь к своей безопасности, как можете требовать серьезности от ребенка? Он копирует ваше поведение, а значит, придется пожинать то, что сами посеяли.

Узелок на память

Много нападений на детей происходит в лифтах. Прежде всего, ребенок может пользоваться лифтом без вас, если достает до всех кнопок, а не только до кнопки вашего этажа! Ведь в случае опасности ему может понадобиться выйти на другом этаже. Объясните ребенку, что, если кто-то все-таки вошел с ним в лифт, нужно выйти (например, сославшись на то, что малыш забыл что-то дома или на улице). Если незнакомец все-таки попытался напасть, нужно постараться включить связь с диспетчером, кусаться, брыкаться и отбиваться от противника или, по меньшей мере, визжать, звать на помощь и угрожать нападающему, но не плакать, поскольку именно этой реакции ждут от жертвы.

К содержанию

Улица полна неожиданностей

Как защитить детей от недоброжелателей на улице, во дворе, возле школы? Можно, конечно, сопровождать их повсюду, пока они сами не станут родителями. Но, с другой стороны, как тогда разовьется самостоятельность, чувство безопасности? Жертвовать собственными нервами и отпускать ребенка погулять или самостоятельно дойти до школы психологи советуют с тех пор, как он выучит собственный адрес и будет соблюдать правила дорожного движения.

Факторы риска:

  • взрослые незнакомцы могут обратиться к ребенку с просьбой, навязать себя в попутчики, пообещать сделать подарок;
  • взрослые могут представиться знакомыми или коллегами родителей, зайти за ним в школу или сад и попытаться увести;
  • взрослые могут применить силу.

Как должен поступить ребенок?

Соблюдать основное "булгаковское" правило: никогда не разговаривать с неизвестными. Если кто-то пытается увести его силой или обманом, не стыдно закричать, захныкать и даже начать кататься по асфальту с плачем. Чем больше внимания окружающих привлечет к себе ребенок, тем выше шансы на спасение. Ни в коем случае не следует идти вместе с чужими дядями и тетями, даже если они представляются знакомыми родителей (показывают от них записки, называют знакомые имена). Если взрослых много и вырваться не удается, ребенок может перейти к угрозам ("Все расскажу родителям", "Запомню вас и расскажу в милиции"). Обычно преступники не ожидают от детей такой реакции, и это может спасти.

Как его научить?

Играйте в шпионов как можно чаще! Выучите с ребенком секретные языки, на которых будете переписываться (тогда записки от незнакомцев не смогут сбить малыша с толку), придумайте тайное слово, которое будете использовать, чтобы предупредить друг друга об опасности, устраивайте маскарады, переодеваясь во все черное и в темные очки, и шпионьте друг за другом. Играйте с ребенком в прятки, учите малыша не только хорошо скрываться, но и отыскивать соперника. С детьми старше 5-6 лет играйте в "горячо-холодно": по небольшим подсказкам ему придется отыскивать спрятанный предмет. Такие игры развивают внимание, наблюдательность, учат задавать наводящие вопросы. Виртуоза таких игр сложно запутать и обмануть. Поощряйте увлечения ребенка психологией: объясняйте причины поступков людей, героев любимых сказок. Начинать можно с самого младенчества, с годами усложняя ситуации и раскладывая их по полочкам понятным ребенку языком. Чем лучше ребенок разбирается в характерах людей, чем выше его психологические навыки, тем труднее манипулировать им.

Узелок на память

Не ругайте малыша-фантазера! Оказавшись в опасной ситуации, ребенок может "выдумать", что случайный прохожий на улице - его родной дядя, и под его защитой проследовать домой; или, "сочинить", что живет в этом подъезде в этом доме, и забежать в него, спрятавшись от преследователя; или попросту "соврать": "Я еще маленький, мне папа не разрешает кататься в чужих машинах!" Учите ребенка этим приемам, чтобы в критический момент они могли выручить его из беды.

Собака Баскервилей: Даже закон признает: собака - это объект повышенной опасности, за который несет ответственность ее владелец. Но как быть, если ребенок столкнулся с ничейным дворовым псом? На большинство собак безотказно действуют железное спокойствие человека и команда: "Фу". Если ребенок не будет убегать (именно на это пес реагирует как на игру-охоту и бросается), а замрет на месте и даст себя понюхать, то, скорее всего, собака утратит интерес к нему.

К содержанию

Мы с тобой одной крови

По грустной статистике, четверо из десяти детей подвергались нападениям сверстников. В такой ситуации хочется проявлять навыки супергероя. По крайней мере, большинство жертв ведут себя именно таким образом. Но что, если обидчиков слишком много или они вооружены?

Факторы риска:

  • нападение детей с целью вымогательства, ограбления, избиения;
  • дети втираются в доверие ребенка, чтобы проникнуть в дом или навести на него взрослых или с целью похищения ребенка;
  • группы детей нападают, чтобы оскорбить, унизить, дразнить ребенка.

Как должен поступить ребенок?

Если противник один и у него нет оружия, можно помериться силами. Во всех остальных случаях срабатывают психологические приемы. Не нужно плакать, лучше уверенно и бесстрашно смотреть в глаза и настаивать на своем: "Отстаньте, я все расскажу родителям, учителям, милиции". Если обидчики требуют что-то отдать, лучше расстаться с вещью, а не раздувать конфликт. Ребенок должен понимать, что его безопасность, даже в столкновении с равными, всегда важнее, чем материальные ценности.

Как его научить?

Психологическую подготовку начинайте с самых первых лет ребенка и укрепляйте доверие между вами. Тогда в любой момент вы сможете поднять в разговоре животрепещущую тему взаимоотношений со сверстниками и делиться замечаниями о том, от кого из знакомых вашего ребенка можно ожидать зависти, оскорблений, нападок. Начиная с 5-6 лет играйте с ребенком в "психологические угадалки": загадайте имя вашего общего знакомого, напишите его на бумаге и начинайте описывать его черты характера. Ребенок может задавать вам вопросы, как ведет себя этот человек в тех или иных ситуациях, и по вашему описанию угадывать загаданное имя. Затем поменяйтесь ролями и предложите ребенку описать психологический портрет другого общего знакомого.

Вы не должны культивировать в семье трепетного вещизма, чтобы в сложной ситуации ребенок не пострадал, пытаясь отстоять мобильный телефон или модное украшение, ставшее объектом зависти. К сожалению, вещизм провоцируют некоторые сказки, наделяющие предметы душой и переживаниями (например, сказки Андерсена). Читая такие истории, обязательно объясняйте ребенку, что, какой бы дорогой ни была вещь, как бы ни сроднился с ней ребенок, человеческие эмоции и отношения всегда важнее и выше этого.

Узелок на память

Неважно, воспитываете ли вы дочку или богатыря-сына: навыки самообороны в наше время пригодятся любому ребенку. Можно записаться на ушу, айкидо, капоэйру, но эти методики более спортивные и оздоровительные. Если вы хотите сделать акцент на оборонительных практиках, отдавайте предпочтение джиу-джитсу, самбо, карате. Ребенок может заниматься в такой группе с 6-8 лет. Тем школам, которые берутся обучить 4-5-летних детей, доверять не стоит, равно как и тем, кто обещает поставить удар за 1-2 месяца занятий. Только через 4-6 месяцев тренировок навыкам обороны можно будет с легкостью доверять. При этом, по крайней мере, 3-4 раза в неделю ребенок должен оттачивать мастерство дома. Обратите внимание, входит ли в программу занятий психологическая подготовка детей. Уточнить все это помогают открытые уроки, которые должны проводиться в каждой школе самообороны.

Статья предоставлена журналом
Домашний очаг