У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути.

В нашей стране известно четыре способа обучения чтению:

  1. буквосослагательный метод
  2. аналитико-синтетический метод
  3. складовый метод
  4. метод целых слов

Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост, и потому он кажется удобным: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги и в слова.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод этот срабатывает у многих детей с огромным трудом — алфавитные названия букв "Бэ" и "А" никак не хотят в сознании ребенка соединяться в слитное "БА". Не сливаются, хоть ты тресни.

Профессиональные педагоги в России от буквосослагательного метода отказались еще в XIX веке, и в годы советской власти повсеместно перешли к использованию аналитико-синтетического метода, который был разработан К.Д.Ушинским еще до революции.

За прошедшие 150 лет метод этот претерпел многие изменения и дополнения, но основные принципы его сохранились до наших дней. Суть аналитико-синтетического метода состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красненьких-синеньких-зелененьких фишечек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму. Такая последовательность обучения предполагает, что у ребенка постепенно развивается так называемый "фонематический слух", обеспечивающий в дальнейшем грамотное письмо.

Критики фонемо-буквенного анализа утверждают, однако, что фонема (в отличие от реального звука) является абстрактной величиной, которую невозможно ни произнести, ни услышать. А это значит, что фонематического слуха в принципе не бывает и быть не может, и потому "развивать" его невозможно. Под самим понятием "фонематический слух" подразумевается вовсе не умение ребенка слышать отдельные фонемы, а способность ребенка логически абстрагироваться и не обращать внимания на различные звуковые нюансы. То есть, другими словами, понятие "фонематический слух" предполагает умение ребенка не слышать разницу между похожими (но при этом неодинаковыми) звуками. Маленькие дети к такому абстрагированию оказываются неспособны, и потому аналитико-синтетический метод у многих детей встречает полное непонимание до пяти-шести-семи лет, а иногда и до восьми-девяти.

В советские годы аналитико-синтетический метод был единственным методом, разрешенным к применению. Подготовленность ребенка к школе определялась вовсе не умением читать, а знанием наизусть, какие буквы являются гласными или согласными. Требование это сохранилось и в наши дни. Поэтому родители, готовящие ребенка к поступлению в первый класс, обязаны учитывать этот момент, и обязаны еще в дошкольные годы познакомить малыша с теоретическими понятиями. Несмотря на все трудности, это та ступень, которую ребенок должен преодолеть еще до школы. Таковы требования современной образовательной системы.

Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют "слог-слияние" или "открытый слог"). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно "Б" и отдельно "А", но также сразу и слитный звуковой склад "БА" — проблема слияния отпадает сама собой, а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу.

Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде "золотых", "железных" и "деревянных" кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Недостатком кубиков Зайцева можно считать то, что первое время слова по кубикам составляют и читают вовсе не дети, а педагог, дети же лишь наблюдают за педагогом и повторяют его действия. Если педагог достаточно артистичен и азартен, то дети легко заражаются им, и в дальнейшем обучение превращается в очень веселую игру, полную многих развивающих моментов. У педагогов, не имеющих "игручего" характера, в применении кубиков возникают серьезные трудности.

Продолжением идеи Н.Зайцева можно считать разработки Льва Штернберга — "Звуковой метод" и "Ребус-метод", также опирающиеся на складовый принцип. В электронной игре "Звуковой метод" ребенок просто нажимает мышкой на кнопочки с буквами "МА", "ЛИ, "НА", а компьютер голосом сообщает ребенку названия данных звуков. Нажимая на кнопки в правильной последовательности, ребенок слышит правильные слова. Задача ребенка в этой игре — понять смысл произнесенного слова (компьютер произносит склады без ударения) и правильно соединить это слово с соответствующей сюжетной картинкой. При такой системе ребенок способен с первой же минуты обучаться чтению совсем без помощи взрослого, выполняя все нехитрые действия самостоятельно.

Недостатком "Звукового метода" можно считать полное отсутствие коммуникации между ребенком и взрослым, а также невозможность применять эту методику в групповых занятиях (вероятно, это станет возможным с использованием большой интерактивной доски). Данный недостаток с лихвой компенсирует "Ребус-метод", в котором на начальном этапе обучения применяются не буквы, а складовые картинки-пиктограммы. Особенность "Ребус-метода" заключается в возможности устной игры, полностью имитирующей всю механику поскладового чтения, что оказывается очень удобным как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.

Общим минусом игр Л.Штернберга можно считать полное отсутствие теоретической классификации букв, то есть отсутствие деления букв на гласные, слогласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Обучившись чтению по "Ребус-методу" или по "Звуковому методу", ребенок еще обязан ознакомится с теорией, а значит продолжить изучение грамматики с использованием иных материалов.

В английском, немецком и французском языках прочтение многих букв неразрывно связано с типом слога, в который эта буква входит. В этих языках без учета соседних букв невозможно сказать, как та или иная буква прочитывается. Поэтому обучение чтению методом целых слов можно было бы смело назвать "методом целых слогов", ибо в нем исконно используются не какие попало слова разной длины, а только те слова, которые состоят из одного слога. В русском варианте такими можно было бы назвать, например, слова "тук", "так", "ток", "кот", "кто", "кит", "тик", "тюк", "тот", "тут", или "сыр", "сын", "сон", "сор", "сок", "сук", "суп", "суд", или "стон", "стоп", "стол", "стул", "стал", "встал", "устал", "сталь", "стиль" — такие слова удобно сравнивать на слух и визуально, и выявлять при этом, какие звуки и какие буквы их отличают. То есть по своей технологии западноевропейский метод целых слов является аналогом российского аналитико-синтетического метода — ребенок сначала знакомится со слогами, затем учится делить слоги на буквы, затем учит наизусть согласно-гласную классификацию букв, а затем приступает к составлению из букв новых слов. Единственное различие этих двух методов — в аналитико-синтетическом методе упор идет на слух ребенка, а метод целых слов-слогов опирается в основном на зрительное восприятие.

Метод обучения целыми словами (его еще называют "глобальное чтение") в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.

На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!