Часть 1 можно прочитать здесь

Возможно, я бы никогда не взялась за продолжение статьи, если бы я не нашла две абсолютно новые, куда более интересные программы. Они позволяют реализовать сразу две популярные идеи: слоговое чтение и чтение через письмо.

Первая, так же, как и одна из тех, что я описывала ранее, называется "Веселая Азбука". Локализована фирмой "Руссобит" совсем недавно - 04.11.2000. Это настоящий почти полностью интерактивный мультфильм: Папа Заяц подарил зайчишке его первую книгу - "Веселую Азбуку". Но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Непростая задача предстоит Зайчонку - вернуть все буквы обратно в азбуку.

Рисунки, на мой взгляд, могли бы быть посимпатичней, окружение продуманней, задания поразнообразней, но в остальном программа сильно выигрывает перед предыдущими:

  1. Называются не названия букв, а звуки им соответствующие
  2. Большое внимание уделяется фонетике. Для каждого звука демонстрируется большое количество слов, в которых присутствует данный звук.
  3. Непосредственно от первых звуков сразу идет переход к слогам и словам.
  4. Реализована возможность быстрого доступа сразу на любой уровень программы.

Существенным недостатком программы является то, что она занимает на диске 300 Mb и требует P200, 32 Mb RAM. К счастью, и на нашем стареньком P166, 64 Mb RAM, она тоже работает.

Уровень программы определяется количеством изученных букв. Вход сразу на нужный уровень осуществляется через меню "Азбука". Буквы вводятся следующими группами: а-у-м /     р-п-ш /      в-л /     о-ы /      с-д /      т-х-к-э /      б-ж-з-и /     г-й-е-ё/     щ-ю /     ц-ф-ь-ъ /     н /     ч /     я.

Каждую группу Зайчишка вместе со своим учителем - Филином находят в новом месте. Лес, болото, дом лесника, река, озеро. По дороге путники встречают большое количество персонажей. На каждом новом экране, пощелкав мышкой в разных местах, можно обнаружить много неожиданностей: из грибка вылезает червячок, ворона каркает, медведь рычит, жабы квакают, обезьянка срывает и съедает банан. Иногда бурная фантазия авторов даже превосходит некоторые разумные пределы: лесную поляну пересекает танк, по реке плывет подводная лодка, а в траве открывается бункер с ракетами.

Далеко не всегда картинки привязаны к логике сюжета, но в целом они, безусловно, оживляют действие. Иногда Филин, на мой взгляд, слишком зануден. Вот, например, какую лекцию он читает зайчишке на одном из первых уровней:
"Сейчас, мой юный друг, я немного расскажу тебе о звуках и буквах. Мы говорим с помощью звуков. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук имеет свою букву или даже несколько букв. Буквы мы пишем и видим. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь, тянуть. Звук А - гласный. Вот послушай: А-а-а-а-а. У звука "А" есть своя буква - А (подсвечивается). С буквы и звука А начинаются такие слова как: а-а-арбуз (арбуз улыбается), а-а-аист (пролетает мимо), а-а-апельсин (выкатывается), а-а-автобус (выезжает)"

Программа рекомендуется с пяти лет, но даже моя трехлетняя дочь выдерживает подобные монологи довольно стойко, хотя пока Филин говорит, мышка "не работает" и остается только слушать.

По ходу дела Филин рассказывает также про большие и маленькие буквы, гласные и согласные, глухие и звонкие. Про слова, речь, предложения. Для каждой новой буквы он не только называет звук, но объясняет согласный он или гласный, звонкий или глухой, приводит примеры:
"Звук М может быть твердым или мягким. В слове <мак>, он твердый. Вот послушай: м-м-мак, м-м-мак. А в слове "мёд", мягкий: м-м-мёд, м-м-мёд".

Возможно, столь подробный экскурс в грамматику и сложен для моего 3-летнего ребенка, и даже излишен, на столь раннем этапе обучения чтению, но интерес не теряется, это главное.

Периодически разные персонажи дают ребенку задания:

  • "Чтобы взять букву А с собой, щелкни на ней мышкой"
  • "Найди слово, начинающееся на звук П"
  • "Выбери букву, на которую начинается слово "удочка""
Однако, к сожалению, таких заданий маловато.

Кстати, я переживала, что при столь интересной подаче, моя, не разбалованная новейшими технологиями дочь, не захочет вылезать из-за компьютера. Однако, к счастью, ее хватает максимум на 10-15 минут в день. Эти 15 минут она сидит за программой с огромным интересом, проходит примерно 2-3 уровня, а потом совершенно спокойно сама выходит из-за компьютера и в следующий раз просит "поиграть с зайчиком" только на следующий день.

Каждая группа букв заканчивается упражнениями. Слоги и слова с изученными буквами подсвечиваются и читаются диктором. Ребенок повторяет. Моя упрямая девица - повторяет. В первый раз. Сколько я билась с таблицами и кубиками Зайцева - слушала, но молчала. Делала по такому же принципу презентации в Power Point - молчала. А теперь, начала повторять. Наконец то!

Упражнения без изысков. Напоминают школьный букварь. Пример упражнений после второй группы букв:

ам   ар   ма   ра
ум   ур   му   ру
ра-ма   Му-ра
ма-ма   Ма-ра

ма   ра   ша
му   ру   шу
Шу-ра   Ма-ша
Му-ра   Ма-ра

Есть и несколько заданий на ловкость, не всегда имеющих отношение к азбуке. Надо перепрыгнуть по кочкам на другую сторону озера. Поймать все грибы которые бросают то ворона, то белка. Ловить пузыри, в которых только названные буквы.

Для тех, кто, как я, застрянет на болоте щелкая мышкой во всех углах и перебирая все клавиши сообщаю, что чтобы началось хоть какое-нибудь движение и заяц сделал прыжок, надо нажимать пробел.

Вот, собственно, и все, что я бы хотела рассказать про "Веселую Азбуку". Если наши программисты будут и дальше двигаться такими удачными шагами, то скоро мы получим совершенную полностью интерактивную программу по обучению чтению.

Вторая программа, казалось бы, не имеет прямого отношения к чтению. Но это не совсем так. Все дело в том, что ряд педагогов-методистов советуют идти к чтению через письмо, и даже, пока ребенок еще не может научиться писать рукой, через освоение машинописи. В процессе дискуссии по поводу моей предыдущей статьи, мы пришли к выводу, что неплохо бы было сделать игрушку-тренажер по обучению ребенка машинописи.

Я вспомнила тогда только один подходящий тренажер (TREN), в котором буквы падают сверху, как бомбы, и надо успеть их сбить соответствующими клавишами до того, как они упадут. От всех остальных он выгодно отличался тем, что сделан в сугубо игровой форме. Нудный набор текста, характерный для других тренажеров, вряд ли заинтересует ребенка. К сожалению, этот тренажер был разработан еще под ДОС. И на современных машинах работает чересчур быстро. Буквы так мелькают, что их невозможно разглядеть. Кроме того, тренажер этот взрослый. Никакой красивой оболочки, все достаточно мелко.

И какова же была моя радость, когда я нашла то, что мне нужно среди современных программ. Это другая программа, но она реализует аналогичный игровой подход. Причем предназначена непосредственно для детей!

Учись Печатать по-русски с героями Диснея (Adventure in Typing). Локализована фирмой Фаргус 20-Sep-2000

Описание диска от авторов:
"Фирма Фаргус продолжает выпуск серии замечательных детских обучающих игр студии Диснея. Скажите честно, многие ли из вас, владельцев компьютеров, печатают на нем иначе, чем двумя пальцами? Скорей всего, немногие. А с помощью этой игры ваш ребенок (да и не только ребенок) может легко научиться печатать как настоящий профессионал. И в этом ему помогут герои любимых мультфильмов Диснея. Игра рекомендуется детям от 5 лет".

Это очень красивая программа. Замечательная мультипликация. Пять уровней сложности, каждый раз - новая игра. После прохождения уровня в первый раз можно вернуться на него в любое время. Опишу только первый: Надо помочь герою справиться с жучками. Жучки высовываются из норок. У каждого на спине буква. Жалко, что буквы все-таки немного мелковаты, но в целом все хорошо. Норки расположены так же, как клавиши на клавиатуре. Жучки тоже высовываются в нужном месте. Чтобы сбить жучка надо нажать клавишу, соответствующую букве на его спине. Местонахождение нужной клавиши вслепую в начале можно определить, ориентируясь по тому, где появился жучок, а со временем - тактильно, работая определенным пальчиком. Начинается все с четырех клавиш и ничем не отличается от обычных стрелялок. Надо только следить за постановкой рук.

Со временем подключаются все новые клавиши-жучки. В результате - слепой, десятипальцевый метод и приличная скорость машинописи. Если ребенок играет в игры типа Blocks и Lines, то почему бы ему не посбивать жучков, не побегать от гиен или не помочь героям набрать воду в водокачке. Мне теперь только бомбочек не хватает для счастья - в этой программе пять игр, но такой нет. А идея очень удачная.

Маша, pilgrim@aha.ru.