Слово "игра" трактуют по-разному. В одних источниках ее называют непродуктивной человеческой деятельностью, в других - развлечением, в третьих - способом усвоения общечеловеческой культуры, в четвертых - занятием в рамках определенных правил. Игрой называют сценическое исполнение роли и исполнение на музыкальном инструменте. По характеру деятельности играющих говорят о спортивных играх, играх - забавах, интеллектуальных и деловых играх, играх военных, игровых праздниках и зрелищах. Есть в этом перечне и познавательные игры, которые также являются продуктом и одной из составляющих общей игровой культуры человечества.

Познавательные игры имеют давнюю историю. Трудно сказать теперь, когда появилась игра в города, игры - шарады и ребусы, но они сопровождают наше детство и в различных комбинациях трансформируются в мир взрослых. Внимание к игре в последнее время заметно возросло, но ликвидировать игровой дефицит в школе так и не удалось. Обращение к игре чаще всего обусловлено потребностью реанимации учебно-воспитательного процесса. Однако воспитательный потенциал игры гораздо более многогранен, чем мы предполагаем. Игра не только альтернатива серости и скуке в борьбе за самостоятельность и самодеятельность детей, за создание мажорного климата школьного коллектива, но и средство развития творческих задатков, воображения и фантазии детей, комплексная сфера их жизнедеятельности, способная совместить труд, познание и искусство. Но самое, пожалуй, главное, что не должны забывать организаторы детской жизни, игра - генетически обусловленный вид человеческой деятельности, заложенный в генофонде любой популяции людей. Пренебречь этим биологическим началом - значит пойти на конфликт с природой детства.

Полуфункциональное назначение игры дает основание говорить о необходимости и возможности включения игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс на правах равноправного с другими элементами. Игра оказывает позитивное влияние на школьника благодаря своему естественному воспитательному потенциалу. Привлечение игры - одно из самых гуманных проявлений педагога по отношению к детям. Игра - добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет ребенку удовольствие и радость. В результате игровой деятельности школьник надеется удовлетворить свои познавательные интересы и склонности. На начальных этапах игры учебно-воспитательные задачи не существенны для ее участников. Их подавляют игровые потребности и игровые интересы. Осмысление ценности познавательных игр в совершенствовании знаний, умений и навыков приходит после их завершения. В ходе игровой деятельности школьник не сумеет освоить систему научных знаний, игра только поможет сделать процесс усвоения желанным. Следует учитывать, что игра не может и не должна быть основным и тем более единственным средством развития школьника.

evgmed, evgmed@iname.ru