В детстве мне очень хотелось заниматься музыкой. Музыкой для меня считалось петь в группе а-ля Битлз или играть на гитаре "как папа". Мои родители восприняли мой порыв превратно и радостно сдали меня в музыкальную школу по классу баяна - официально, потому что в других классах не было мест, реально же - потому что занятия в народных классах начинались сразу после школы и заканчивались как раз к концу рабочего дня мамы. На втором месяце обучения я сделала для себя три неуклонных вывода - я полная бездарность, я не способна воспринимать прекрасное вообще, а главное я терпеть не могу ничего, связанного со звуком.

К сожалению, моя ситуация - это традиция. Мы отдаем своих детей учиться петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, прикрываясь приобщением к прекрасному, и не задумываясь о том, что шести-семилетний ребенок не способен рисовать каллиграфические ноты в нотных тетрадях по полтора часа подряд и вряд ли будет получать неземное наслаждение, слушая Вальсы Шопена и "Ивана Сусанина". Особенно жаль мне детей тех "продвинутых" мамаш, которые еще в детском саду, силой усаживают своих детишек за фортепьяно в 4-5 лет, надеясь, видимо, что из каждого чада вырастет свой домашний Моцарт.

В моей школе, слава богу, попался грамотный психолог, который смог объяснить моим родителям то, что "навязывание" прекрасного и вечного зачастую приводит к обратной реакции и комплексам на всю жизнь, а в государственных музыкальных школах дисциплина иногда отдает кадетским корпусом со своими гауптвахтами и битьем линейкой по пальцам. Что для детей написаны прекрасные песенки, которые детям очень даже нравятся, что гитара и скрипка - это разные инструменты, и если подросток тянется играть на гитаре "Гардемаринов", то не надо бить его по рукам и требовать гаммы. Именно поэтому я лет через пять уже смогла заходить в МузТорг и смотреть на музыкальные инструменты без отвращения, а к 19 сама научилась отличать на слух Моцарта от Баха. А вот большинство моих ровесников до сих пор считают идеальной музыкой тишину.

И всю жизнь я, наверное, буду вспоминать 12-летнюю Танечку, победительницу множества конкурсов, закончившую музыкальную школу с отличием, которая после выпускного открыла футляр со своей скрипкой и полтора часа самозабвенно пинала инструмент ногами.

Елена Пастухова, epas@ag-loyalty.com