Часть 1 можно прочитать здесь.

Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и "складывать" их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две - три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим - возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек, попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

Попробуйте играть с коробками - копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, что позволить малышу "пользоваться" по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, то пусть сделает своего рода "пульт управления". На небольшой кусок гладкой фанеры или оргалита привинтите или закрепите другим способом следующее:

  • купленные в магазине выключатели для лампочек (на них можно нажимать, перемещая кнопку вверх-вниз, а при этом еще раздается тихий щелчок);
  • старый телефонный диск или панель с кнопками;
  • куски панелей от старых радио или других приборов (можно нажимать кнопки, залипающие и нет, крутить ручку настройки, двигать туда-сюда рычажки);
  • задвижку, щеколду, шпингалет (можно двигать, поднимать и опускать язычок);
  • крючок и петельку (можно попробовать зацепить одно в другое или, наоборот, вытащить);
  • дверную цепочку с петлей (можно зацеплять и вынимать);
  • небольшой замочек (для почтового ящика), а рядом на веревочке можно повесить ключик;
  • придумайте сами, чем еще можно снабдить такой игровой пульт.

По краям фанерки, с обратной стороны, прикрепляются деревянные рейки, и сзади вся конструкция закрывается листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикручиваются петельки, и все это вешается на стенку в игровом уголке.

У малыша, конечно, не сразу получится овладеть всеми кнопками и рычагами этого пульта, но он будет проявлять к нему большой интерес и стараться изо всех сил.

Постарайтесь придумать что-нибудь свое, не останавливайтесь на выполнении моих советов. Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений.

Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.

Лена Данилова, lena@danilova.ru, сайт "Раннее развитие".