Я получаю вопросы по поводу пользы-вреда пеленания, особенностей ухода за ребенком... Хочется поделиться мнением не только матери, но и специалиста по развитию личности.

Дело не только в комфортных ситуациях, носящих адаптивный характер, а именно в Развитии ребенка. Пеленание, конечно, процедура более трудоемкая и требующая нашего навыка, причем ребенок очень точно чувствует, если его пеленают надежные руки. Если мы делаем это ловко и радостно, приговаривая, комфорт увеличивается :-). И вот серьезная тема очень полезного "широкого пеленания", огромного выбора подгузников - конечно, другой век на дворе и кипятить пеленки сейчас никому не хочется… Но так ли уж необходимо, чтобы ребенок все время оставался сухим за счет качества дорогого подгузника? Это уже вопрос специалиста :-). Опыт показывает, что уже с месяца ребенок может демонстрировать поведением готовность не быть мокрым, назовем это так :-). И не потому, что у него есть богатый опыт этого состояния - эффект тут как раз обратный. Ребенок может игнорировать некомфортное состояние как потому что оно не входит в зону его опыта, так и потому что оно слишком привычно. Здесь важно соблюдать гармоничный баланс между нашими усилиями по уходу за ним - и собственными коммуникативными навыками крошки. Это именно коммуникативные навыки, требующие нашего пристального внимания и мгновенной реакции. Меня совсем не умиляют годовалые довольные младенцы в рекламе подгузников… Если ребенок в 3 месяца не просится сам, нам как родителям есть о чем задуматься - и именно в отношении коммуникации с ребенком. Мы лишаем его огромного преимущества - первых навыков Управления своим состоянием через общение. И первых навыков Самостоятельности.

Есть чудесный опыт, проведенный американскими психологами с детьми месячного возраста и старше. В полутемной комнате через кроватку пропускался луч света таким образом, чтобы ребенок мог с помощью случайных движений ручки дотянуться до него. Как только он касался луча - возникал "приз", например, в виде яркой погремушки, приближенной к нему. Так вот, очень быстро, крайне быстро (иногда с нескольких заходов) младенец терял интерес к призу, даже не рассматривал его, - зато бесконечную радость ему доставляло Управление пространством и действиями в нем через собственное усилие. Этот опыт кажется мне очень показательным. Всем нам свойственна огромная, чистая радость от возможности что-то самостоятельно изменить в мире, вызывать его реакцию в соответствии со своей "свободой воли" и свободой выбора. И этому можно учиться на чем угодно, в том числе на свободе выбора - быть мокрым, потерпеть и как именно вызвать соответствующую реакцию внимательных родителей :-). А какое родительское счастье, когда все очень быстро налаживается и исчезает масса проблем, и чувствуешь уже какое-то более тонкое взаимодействие с ребенком, гордость за него :-)… И на подгузники не надо тратиться или стирать пеленки каждый час - вот это, я понимаю, системное решение :-).

Счастья вам и вашим малышам! :-)

Елена Шугалей, Elena@humans.ru, директор центра современных психотехнологий, г. Санкт-Петербург.