Содержание:

К содержанию

Случаи из практики

Все чаще и чаще приходят ко мне родители, жалуясь на недержание у детишек самого разного возраста. И большинство из них удивляются, когда врач-невролог вместо таблеток и местного лечения рекомендует семейную программу психологической коррекции. А между тем, очень часто причины недержания кроются именно в этой сфере. Если у ребенка есть даже незначительные неврологические проблемы, стресс может их усугубить и стать причиной энуреза.

Мы остановимся на наиболее типичных случаях недержания и расскажем, как семье удалось преодолеть возникшие проблемы.

К содержанию

Словарик

Энурез - недержание мочи.

Энкопрез - недержание кала.

Сфинктер - мышечное кольцо, которое сжимает, к примеру, анус или мочеиспускательный канал.

К содержанию

Что-то не работает

В норме опорожнение мочевого пузыря наступает после его наполнения. Чувствительные клетки спинного мозга получают сигнал, который идет к головному мозгу, а тот, в свою очередь, дает команду на расслабление "замочка" - сфинктера, закрывающего вход в мочеиспускательный канал. Затем происходит сокращение самих стенок пузыря и полное опорожнение резервуара.

К сожалению, у некоторых детей этот механизм нарушается. Какого рода неполадки возникают? Бывает, что слишком слаб сигнал от клеток, которые находятся в стенках мочевого пузыря. Бывает, снижена восприимчивость клеток спинного мозга или же центра мочеиспускания в головном мозге.

Энурез и энкопрез не всегда приводит к тому, что малыш превращается в дурно пахнущего грязнулю. Недержание бывает четырех типов.

  1. Истинный энурез (или энкопрез). Встречается при патологии спинного мозга или внутренних органов. Кал и моча выделяются по каплям. Мочевой пузырь не наполняется полностью. Прямая кишка выделяет экскременты по мере их попадания в конечный отдел кишечника. Такие дети НЕСПОСОБНЫ приучиться к горшку и требуют медикаментозного, а иногда и нейрохирургического или хирургического лечения.
  2. Императивные позывы и каломазание. Ребенок не осознает того, что прямая кишка и /или мочевой пузырь наполнены, и они расслабляются лишь под давлением кала и/или мочи. Начало мочеиспускания и есть позыв. Ребенок не успевает добежать до туалета. Так часто бывает с детьми, которые "заигрываются". Иногда бывает, что сигналы на мочеиспускание возникают внезапно и лишь тогда, когда "замочек" уже раскрылся, а ребенок не осознал, что пора бежать в туалет. В некоторых случаях сигналы на мочеиспускание происходят при испуге, внезапно возникшем страхе, когда "замочек" расслабляется, игнорируя сигналы головного мозга о необходимости сжатия. Бывает недержание мочи и при сильной усталости, когда мозг не в состоянии контролировать сжатие "замочка". Все эти варианты - следствия того, что в головном мозге понижена "осознанность" наполнения мочевого пузыря.
  3. Грязные или мокрые штанишки после туалета. Мочевой пузырь или прямая кишка не опустошаются полностью.
  4. Ночное недержание может быть двух видов:
    • В первом случае ребенок мочит постель, как только засыпает. Такое недержание связано с недостаточным расслаблением сфинктера мочевого пузыря. В мочевом пузыре остается моча, и только когда ребенок засыпает и сфинктер расслабляется, становится возможным полное опорожнение.
    • Во втором случае ребенок мочит постель во второй половине ночи, так как из-за глубокого сна не может проснуться для похода в туалет.

Описанные в пунктах 2-4 расстройства связаны с незрелостью нервной системы на уровне центра, ответственного за контроль мочеиспускания. И возникают они чаще всего тогда, когда нервные клетки головного, спинного мозга и мышцы мочевыводящей системы под воздействием стресса утрачивают способность функционировать слаженно.

К содержанию

Когда родился брат

История Иры К. началась тогда, когда девочке исполнилось шесть лет и в семье появился маленький братишка. Иру отдали в детский сад на "подготовку к школе". Девочка плохо вела себя на занятиях и стала по ночам мочиться в кроватку.

У девочки отметили мышечное напряжение в правой половине тела и направили к неврологу для разработки индивидуальной двигательной программы, которая помогла бы преодолеть повышенный тонус. Упражнения для переднего брюшного пресса дали некоторый эффект: непроизвольное мочеиспускание стало реже, но до конца не исчезло.

Тогда девочку вместе с мамой направили к семейному психотерапевту. На приеме специалист выяснил, что теперь общение с мамой, которая была рядом с Ирой на протяжении всей предыдущей жизни, сведено к нескольким минутам. Психолог посоветовал маме побольше обнимать, ласкать дочку. Мама стала сама водить Иру в детский сад по утрам и три раза в неделю забирать ее после обеда. Дочери мама рассказала, что ее отдали в сад не потому, что она надоела родителям, а для того чтобы там она поиграла с другими детьми и подготовилась к школе. Дома мама с Ирой стали играть во всевозможные "хозяйственные" игры: мытье посуды, уборку, ухаживание за маленьким. Важно было объяснить девочке, что ее не эксплуатируют, а именно принимают в свою взрослую "игру".

На психологическую реабилитацию ушло несколько месяцев, зато к весне Ира полностью избавилась от недержания, стала с удовольствием ходить в детский сад на целый день и вполне успешно справляется со всеми заданиями.

К содержанию

Энергетический кризис

Ваню Д. привели к нам в центр, когда он уже учился во втором классе. Высокообразованные, интеллектуальные родители были встревожены тем, что у сына начались проблемы в школе. Ваня не записывал уроки, требовал постоянного контроля со стороны родителей при выполнении домашнего задания. Он часто отвлекался, никак не мог сосредоточиться.

На приеме у врача выяснилось, что у Вани большие трудности с организацией деятельности. Разработка программы действий вызывает у него энергетический кризис. Он "утопает" в мелочах, не умея обобщить глобальные явления. Может подолгу раскладывать книги на письменном столе, а потом выясняется, что приготовил не те уроки. У мальчика возникло заикание - ему трудно проговорить первый слог, первую букву в слове: "М-м-машина па-па-ехала".

Невролог отметил, что у мальчика не созрели отделы нервной системы, отвечающие за непроизвольность выполнения тех или иных функций. Например, человек не думает, как он дышит при разговоре, - слова и дыхание органично сплетаются друг с другом. А у Вани этого не произошло. Нет автоматизации функции. Эту работу взяли на себя выше лежащие структуры головного мозга. И произошла рассогласованность между различными группами нервных клеток.

На одном из приемов родители, смущаясь, поведали и об энурезе. Ване назначили курс ароматерапии, дыхательную гимнастику. Семью направили на консультацию к психологу, который выяснил, что от Вани дома требовали слишком взрослых реакций на многие события, забывая при этом, что имеют дело с восьмилетним мальчиком. Родителям посоветовали больше играть с сыном, посещать зоопарк, меньше смотреть взрослые фильмы и телепередачи, читать сказки, а не научно-популярные книги. В результате через два месяца заикание почти нивелировалось и стало проявляться только в стрессовой ситуации, а энурез полностью исчез.

К содержанию

Трудно быть Главным

Мама Пети Ф. привела сына на прием с большим трудом. Мальчик учится в пятом классе, но из-за плохого поведения его выгоняют уже из третьей школы, рекомендуя перевести сына на индивидуальное обучение. Дома с ребенком справляется только папа, который общается с ним с позиции силы. У мальчика отмечался ночной энурез, но невролог не выявил серьезных отклонений.

В беседе с психологом выяснилось, что папа является жесткой Главой семьи. Его слово закон! Маме же отводится роль уборщицы и служанки, готовой выполнить каждое требование господина, в том числе и в интимной сфере. Сын перестал считать маму человеком, но отца не уважал, а боялся. Его страх выливался в чрезмерную напряженность и боязнь ежеминутного наказания. Ему казалось, что если он будет внешне вести себя как главный: грубо и драчливо - то его примут за Главного. Но внутреннее напряжение выливалось в виде очередной порции мочи, не донесенной до туалета.

С семьей работали долго. Очень непросто было повернуть всех ее членов лицом друг к другу: маму научить высказывать свои чувства и желания, отца - выражать свои эмоции мягче, сына научить говорить тихо, а аргументы подбирать не только с помощью кулаков. Работа продолжалась на протяжении всего учебного года, и главным достижением на сегодняшний момент можно считать то, что Петю переводят в следующий класс без двоек. Папа стал уделять больше внимания сыну, они вместе посещают кружок моделирования по выходным, вместе ходят за продуктами на рынок. Эпизоды энуреза стали значительно реже.

Подытоживая все вышесказанное, надо отметить, что с детским энурезом можно справиться только всей семьей. Эта проблема возникает там, где процесс запускается с двух сторон - психологической подоплеки и неврологической предрасположенности. Поэтому к лечению энуреза необходимо подходить комплексно.

Елизавета Меланченко
врач-невролог
Статья из майского номера журнала
Наш любимый малыш