Тут недавно в новостях прочла статью о том, что в нашей школе кризис. Журналисты вдруг выяснили, что, оказывается, в России наблюдается дефицит учителей, и даже нашли причины этому — низкая оплата труда и отсутствие перспектив. Совершенно непредсказуемая ситуация!

Министр Фурсенко стенает: "Почему?.." Почему, отучившись в педвузах, выпускники по профессии работать не идут? Работают кем угодно, только не учителями. Он, видимо, не понимает, что молодому человеку хочется кушать, платить за квартиру, одеваться, а некоторым — даже семью содержать. На нынешнюю зарплату учителя можно только хомячка содержать. Впроголодь. Недопонимает, наверное, Фурсенко, поэтому поясняет: "Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, но и из-за того, что все места заняты". То есть получается, что ответственная молодежь и рада бы посидеть еще лет 20-30 на шее родителей и других родственников за ради благого дела, дык нет же — сидят в школе учителки пенсионного и предпенсионного возраста и никого ж не пущают... Ушлые старички и старушки... Только почему-то в бытность учителем запомнила одну картину: собралась учительница математики (которая еще у меня преподавала) на заслуженный (очень даже, между прочим, заслуженный) отдых "всего-то" в 65 лет. Директор, завучи, родители умоляли остаться, ибо если она уйдет, то математиков в школе останется всего двое. А школа городская и далеко не маленькая... И не малокомплектная. За лето, перед которым учитель математики все же ушла на пенсию, учителя так и не нашли....

Уж что имел в виду Фурсенко, говоря о том, что учителей у нас с избытком — непонятно. Наверное, имел в виду собственноручно развернутое полномасштабное закрытие малокомплектных школ, особо в сельской местности. Правильно, зачем платить такие деньжищи 35 педагогам, ежели в школе всего 50-60 детей? Совершенно не надо, дети — не пудели, без поводка не потеряются. Самостоятельно поездят в соседнее село за 30-40 км поучиться во вторую смену. Подумаешь, темно, это ж трасса, педофилы-то они по городам шастают...

Цитирую: "Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, — пояснил директор московского центра образования "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский.— Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало". Да-да, и таких регионов 85 из 87, исключая Москву, ну и, раз так громко заявляют, Тюмень. Молчу про родной сельскохозяйственный дотационный Алтайский край, в котором школа вообще никого не волнует... Тут, понимаете ли, фермеры кредиты отдать не могут — обнаглели... Не хотят выращенное за копейки продавать — ни стыда, ни совести... А уж учителя-то... Работали, знаем. Кстати, в этом году ту школу, в которой я преподавала, тоже закрыли. Мотивация — детей мало... Что ж, подождем пару лет, когда "бум рождаемости" в школу пойдет... Только откуда взять эту школу потом? Назад здание попытаться отнять у Дома творчества, который туда размещается? В общем, как на грабли с детскими садами наступили, так и со школами продолжаем наступать.

А вот комментирует ситуацию в прессе член комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Любовь Духанина: "Мы проводили исследование и выяснили, что средняя зарплата учителей соответствует средней рыночной зарплате в экономике. Во многих регионах предусмотрены системы надбавок, вводится дифференцированная оплата труда. В ряде областей зарплата зависит от квалификации педагогов".

Я одного не поняла: где-где они проводили исследование?! Может быть, исследователем пройти обязательную 2-3 летнюю службу в рядовой школе педагогами второй категории (с этой категорией приходят работать отличники вузов с красным дипломам, остальным нужно отработать не менее года и защитить эту самую категорию).

Как выбираются учителя из жизненных ситуаций — понятно. Берут в полтора-два раза больше часов нагрузки, чем положено. От этого, соответственно, страдает качество образования и здоровье человека. Насколько помню, у меня, как раз молодого учителя 2 категории, было 26 часов в неделю, когда ставка составляет 18 часов. Нервов — уйма, усталость сумасшедшая. Плюс один — полдня дома, что играет большое значение, ежели у вас есть дети школьного возраста: проследить, накормить, встретить из школы вы их сможете всегда. На том приятности профессии заканчиваются, хотя и эта приятность может обойти вас стороной, если вам выпадут часы в обеих сменах.

Кстати, педагогика в России давно стала делом женским. Искреннее "спасибо" и поклон в пояс временам СССР, определившим педагогику и медицину, как специальности сугубо женские... Учить и воспитывать должна, мол, женщина. А теперь представьте ситуацию (опять же из собственной практики): класс 27 человек, у 25(!) из них — неполные семьи. Причем у всех 25 ребятишек нет отца, а вот мама имеется. Эта мама изо дня в день пашет, простите, как вол, дабы у чада была "прикрыта попа" и полон желудок. Естественно, у среднестатистической россиянки после того, как она попыталась заработать на оплату коммуналки, проезд на работу, еду, одежду и хотя бы чупа-чупс ребенку, сил остается только на то, чтобы доползти до койки. Мужского внимания в семье не имеется, кто растет? Из девочки-то получится многое, а вот мальчик привыкает видеть, что работает — женщина, обслуживает его — женщина, учит его — женщина... А где же мужская роль? Какую роль в обществе играет мужчина, ежели без него везде обходятся? Что вырастает из него? Страшно даже задумываться над этим.

Скажите, откуда взяться качеству образования, когда об учителя вытирают ноги и другим советуют делать то же самое?

Елена, Q-River@ya.ru