Нарижная Татьяна, sleepy@aha.ru

(личный опыт)

Дети не вдруг, не в один счастливый день становятся самостоятельными. Нередко бывает, что человеку 20 - 25 лет, а он, извините, за мамкину юбку держится. Очень хочется поделиться своими методами социального воспитания детей.

Я сама росла в семье, где поговорить с ребёнком считалось не необходимостью, а первейшей душевной потребностью. Ничто не заменит открытый душевный разговор. Дети очень тонко чувствуют грань, отделяющую совет от поучения, искренний интерес от шаблонного " как дела?". Я со своими малышами осмысленно разговаривать начала с момента, когда они меня первый раз увидели. Впрочем, не совсем так. Первенец мой немного обделён оказался. Я пока освоилась с новой для меня ролью мамочки, много чего упустила. Потом пыталась наверстать, но даже сейчас, 14 лет спустя, чувствую - то, что было упущено в самом начале, уже не вернуть. Но об этом отдельный разговор.

Малыш, первый раз почувствовав рядом маму, должен услышать её ласковый полный любви голос. Он крепко должен связать воедино положительные эмоции от тепла, вкусного тёплого молочка и маминого голоса. Только тогда он на всю жизнь запомнит, что этот голос вреда ему не желает. Я так поступала - кормлю и разговариваю, пеленаю и разговариваю, пелёнки-распашёнки глажу и рассказываю ему, крошечке, рядом лежащему, чем мы с ним, любимым, дальше заниматься будем. В два-три месяца жизни они у меня знали все предметы в доме, не говоря обо всех людях, которые их окружали. Узнавали, улыбались. Как только мой старший задал своё первое требовательное "Почему?" (это случилось в 2 года и 6 месяцев), начался новый период отсчёта. Не просто показать, а обязательно разъяснить, иначе "почемучки" следовали непрерывным потоком. О том, как рано мы декламировали всего Чуковского наизусть, и как в 2 года 10 месяцев читать стали, - я отдельно когда-нибудь расскажу. Сейчас не буду отклоняться от темы.

Долгие разговоры на прогулках велись на самые различные темы. Детишки, как мягкая губка, впитывают всё без исключения. Очень важно только никогда не противоречить самой себе. Чтобы всё, вкладываемое нами в светлые детские головки, ложилось стройными рядами и не перепутывалось. Первый же каприз ребёнка должен пресечься жёстко и категорически. Нужно твёрдо стоять на позициях, чего нельзя делать никогда. Чуть слабинку дашь один раз, ребёнок будет раз за разом бить в цель. Я горжусь тем, что никогда не произошло с моими мальчиками "принародной" истерики по поводу не купленной игрушки. Честно говоря, терпеть не могу, когда ребёнок в магазине на пол бросается с дикими воплями, а мама беспомощно стоит рядом. Цену денег мои дети узнавали очень рано. В магазине я не просто отказывалась купить что-то по их просьбе (конечно, рассматриваются случаи, когда действительно не стоило покупку делать), а очень серьёзно открывала кошелёк и показывала двухлетнему сыну: вот это все наши денежки, а нам нужно купить ещё хлебушек, молочко ..., а то папа придёт с работы голодный и неудобно получится, если мы с тобой его не накормим. Сын моментально проникался проблемой. В 4 - 5 лет я от них часто слышала фразу, начинающуюся словами: "Мамочка, 5 рублей - это много?". Особенно младший любил так дипломатично подъехать. Я понимала, что сын уже увидел что-то, сильно его заинтересовавшее, посмотрел на цену, но ещё не справляется с задачей - разорит меня эта покупка или нет? останутся после этой покупки денежки на обед или нет? Так постепенно для них формировалась область вещей первой необходимости, и одновременно они уясняли для себя ценность определённого количества денег.

Никогда в нашей семье не были в почёте "лёгкие деньги". Дети с младенчества видели, что все вокруг них работают, чтобы получить зарплату, на которую потом живут. Ни о каких наследствах и кладах никто не мечтал, и их не приучали мечтать. У них очень рано стали развиваться мысли о применении собственного труда. Поощрялось это достаточно просто: летом поработали у бабушки на огороде, осенью им делалась какая-нибудь запоминающаяся покупка, объясняющаяся так - у бабушки, благодаря вам, вырос большой урожай, она немного продала на рынке, появились деньги, которые без вас она никогда бы не получила. Деньги за сданные бутылки тоже считались ими заработанные. Тратили они их с умом. Мне даже не приходилось подсказывать никогда, или это было столь незначительно, что не запомнилось. Заработанная копеечка становилась для них такой ценностью, что просто так расстаться с ней было тяжело. Большим счастьем для них было сделать мне подарок на день рождения, на Новый Год, на 8 Марта, используя только свои деньги. Они светились все изнутри, а обо мне и говорить нечего - просто слёзы наворачивались на глаза.

Сейчас моим мальчуганам 11 и 14 лет. Они выросли достаточно для того, чтобы заняться чем-то серьёзным. Долго советовались они со мной и между собой - где бы получше применить свои силы и знания. Были рассмотрены и по разным причинам отвергнуты: расклейка объявлений, разнос рекламных буклетов по почтовым ящикам, распространение газет и популярных еженедельников типа "7 дней". Остановились мы на распространении упаковочных материалов. С помощью справочника "Товары и цены" нашли они фирмы, отпускающие оптом небольшими партиями пакеты. Мне со стороны было ужасно интересно и немного смешно наблюдать, как мой младшенький серьёзным голосом вёл переговоры по телефону о размерах оптовых партий, цене закупки, моделях пакетов и их различиях. У него это лучше получается, чем у старшего. Зато старший сын замечательно ориентируется на местности и всегда без проблем находит месторасположение фирмы. В первый и единственный раз я съездила с ними сама, ссудила, естественно, денег под первую закупку товара, а дальше они справлялись, и до сих пор справляются, без меня. Распространяют они пакеты на вещевых рынках и радио рынках. Их покупатели - продавцы товара. Покупают сразу по 100-200 штук, то есть тоже оптом, по одному пакетику мальчикам не приходится продавать - это привилегия бабушек у метро. Через месяц сыновья вернули мне заём. Прошло 9 месяцев. У них накопилось 100$ помимо оборотных средств. Они сами покупают себе новые CD-диски и прочие личные мелочи. Копят на свой собственный компьютер - этого нам на всех не хватает, чуть ли не в очередь записываемся.

Не могу умолчать и о том, что иногда я применяю систему штрафов. Старший сын ухитрился за прошедший учебный год порвать две школьные сумки (даже не за год, а до апреля). Я ему предложила следующую сумку купить из собственных денег. Он сходил сам купил и с удовольствием ей пользуется даже летом для перевозки пакетов. Пока целая. Наверное, жалко рвать. Младший аналогично был наказан за сломанный душ в ванной комнате. Сам сломал - сам купил.

Вот такой у нас опыт адаптации детей в нашем нелёгком мире. Я рада, что у них нет времени на перекуры в подъездах, на тусовки с воинственно настроенными ровесниками и пр. Полностью занятый день и осознание собственной полезности чрезвычайно важно для наших подрастающих детей.