Итак, вы пригласили к ребенку няню. Теперь эта женщина будет проводить с малышом гораздо больше времени, чем вы. Сможет ли она стать настоящим хорошим помощником, воспитывающим вашего малыша по вашим правилам?

Обычно няню зовут к дошкольнику или к младенцу, мы будем говорить про няню, которая поступает в семью с детьми от года.

От года до пяти лет характер формируется наиболее активно. Если мы предполагаем, что няня выходит на полную занятость 8-10 часов работы и находится с ребенком все то время, когда ребенок бодрствует (14-12 ч в сутки), выходит, что няня проводит с ним основное время его бодрствования и является одним из главных воспитателей. Как няня может реагировать на непростые моменты становления характера ребенка?

В ситуации, когда няня является основным воспитателем, надо четко понимать, что формировать характер будет тоже она. Этот момент родители либо недооценивают, либо вытесняют из сознания, не хотят об этом думать.

Нашей культуре не свойственна ситуация, при которой маленького ребенка растят чужие люди. Традиционно в России воспитывали не только родители: активное участие в процессе воспитания принимали члены рода (бабушки, дедушки, тети), чужим людям детей не отдавали. Разве что в дворянских семьях, но там гувернантки и няни находились под неусыпным присмотром родителей. Сегодня, если няня сидит с ребенком, а мама и папа отсутствуют на работе, степень контроля ослаблена. Однако это не значит, что надо включать систему наблюдения и особо няню контролировать. Надо понимать, что ребенок, проходящий кризис развития — кризис года, трех лет, микрокризис 5,5 лет, — запомнит реакции няни на свое проблемное поведение. И именно ее реакции помогут успешно преодолеть критический период. Или только усугубят ситуацию.

Обычно с маленькими детьми человек ведет себя так, как умеет, а не так, как хочет. И, выбирая няню, нужно четко представлять, как она себя умеет вести, знать, что входит в ее педагогический арсенал. Потому что обычно при различных проявлениях характера ребенка реакция нянь отличается от реакции родственников малыша.

Например, ребенок не хочет уходить с прогулки, хотя ему уже пора домой. Это нормальное поведение ребенка. Взрослый должен уметь правильно реагировать на это сопротивление. У няни, сталкивающейся с сопротивлением ребенка, всегда возникает вопрос — имеет ли она право на жесткость, на давление, на то, чтобы с этим сопротивлением что-либо делать. Няня должна не подчиниться малышу и не делать вид, что нет этого сопротивления. Она должна привести ребенка к понимаю того, что есть некоторые вещи, которые не зависят от его желаний. Обычно няни под ребенка подстраиваются, уговаривают, переключают внимание, заговаривают зубы, используют "конфетные" методы, говорят, что "надо", "пора", "так все дети делают". Этот стиль поведения ближе к стилю поведения бабушек, а не матерей. Но за бабушками есть преимущество — им проще на ребенка рассердиться и заставить выполнить что-то. Любая няня сомневается в том, имеет ли она право на ребенка сердиться, давить на него, использовать методы эмоционального воздействия. Сложность с установлением дисциплины — одна из типичных проблем нянь.

Вторая сложность, которую испытывают няни — это воспитание бытовой самостоятельности и привлечение к помощи по хозяйству. Всегда быстрее и проще сделать за ребенка и вместо ребенка. Одеть, раздеть, накормить, почистить зубы, собрать игрушки. Тут не нужно никакого давления, нужно немного ловкости и фантазии, и все будет сделано. Получается, редкая няня приложит усилия, найдет время, чтобы научить ребенка самостоятельности. Следует сказать, что для ребенка младшего дошкольного возраста именно в режимных моментах и быту формируется не только воля, но и интеллект. Поэтому родители должны давать няням четкие инструкции по стилю поведения с ребенком. Причем все тонкости поведения няни должны быть оговорены с первых дней присутствия няни в жизни малыша.

Для того, чтобы понять, в состоянии ли человек будет исполнить ваши инструкции или нет, нужно знать, что няня сама сделала бы в таких ситуациях, выяснить приоритетную линию поведения человека. Нужно задавать вопросы. Т.е. буквально: "Если мой ребенок заплачет, устроит прилюдно истерику в парке, как вы станете себя вести? Как вы станете себя вести, если ребенок не захочет раздеваться после прогулки?" Исходя из ответов, нужно давать соответствующие инструкции.

Для формирования характера ребенка дошкольного возраста важно, чтобы у человека, который является его основным воспитателем, были в руках силовые методы воздействия. Не для того, чтобы их использовать повседневно. Они должны быть заготовлены на случай, если не идет дело гладко. Это полномочия и санкции нужны для того, чтобы исправить сложную, подчас критическую ситуацию. Если родители говорят няне, что, мол, вы с ним будьте днем, а воспитывать мы его будем сами, но при этом няня проводит с ребенком не три часа, а гораздо больше, возникает ситуация, при которой у человека, по сути осуществляющего воспитание, нет механизма для этого воспитания. Бесконечной мягкостью и любовью, к сожалению, дошкольника не всегда можно воспитать. И в первую очередь невозможно воспитать детей с взрывным темпераментом, слишком активных и волевых. Нужны механизмы, чтобы регулировать неправильное эмоциональное поведение ребенка.

Родители должны постоянно держать руку на пульсе и обсуждать регулярно, как няня с ребенком живет в отсутствии родителей. Обычно "разбор полетов" устраивают не больше раза в неделю. И няне нужно подробно объяснять, что необходимо обо всем рассказывать родителям. Что ее не уволят за то, что она расскажет, как ребенок устроил истерику на улице. Родители должны сказать няне, что их требование — воспитание в том ключе, который они, родители, считают единственно правильным. Даже оговорив все, нужно отдавать себе отчет, что няни многое не рассказывают родителям. Нужно иметь возможность получать информацию о поведении няни. И поведение ребенка в выходные, когда он вместе с домашними целый день, не информативно. Ведь при маме и при нянях дети ведут себя по-разному.