У меня трое детей: дочь 5 лет и сыновья - трех и полутора лет. Поэтому игр у нас много. Все они связаны с познанием окружающего мира.

Если на прогулке младший, приходится быть особенно изобретательной, потому что просто так мы гуляем редко, обычно куда-то ходим - в магазин, на почту, в поликлинику. Чаще всего играем в догонялки, ребенок уже понимает, когда я говорю: "Съем!" или: "А теперь ты меня догоняй!" Такая игра по ролям ему очень по душе.

Чтобы заставить его передвигаться в нужном направлении, приходится придумывать и многое другое: например, шуршать листьями (кстати, ребенок этот, в отличие от старших, очень любознательный, и временами выходит с листьев на асфальт, слушает, как по-разному звучат шаги); вести палкой по прутьям забора; ловить бабочек, стрекоз, догонять собак (он вообще собачий фанат, и особенно легко с ним гулять, когда впереди собака - может идти за ней километр).

Коляска по прямому назначению используется редко, обычно дети катают в ней друг друга по очереди, причем даже самому младшему нравится катить брата или пустую коляску.

Еще дети любят ролевые игры: например, старший сын - собака, а мы - овцы, и он нас гонит. Или дети - летучие мыши, а я - летучая кошка. Или мы - стадо ежей (есть такой анекдот: "Ежи!!! - А?! - Мы бежим?! - Да!!! - Земля дрожит?!! - Да!!! - Ну, чем мы не лошади?!!")

Если же мы просто идем, и не выбрали маршрут, играем в монетку. То есть доходим до перекрестка, подбрасываем, смотрим - куда идти: орел - налево, решка - направо. Или наоборот.

Дочка у меня очень любит собирать букеты, причем делает это с большим вкусом - научила няня. Я так не умею. Собирает и из листьев, и из травы, и из веток. Младшие ей активно помогают.

Часто мы собираем материал для поделок, это тоже целое искусство. Например, мы задумали сделать работу "Морское дно". Посмотрели дома на картинки, и решили, что ищем камешки, похожие на рыбок и на морских звезд. Очень развивает воображение. Параллельно я сама многое узнаю, например, что рыбка может быть не боком ко мне, а смотреть на меня. И где в округе самое большое "месторождение" подходящих камней.

Если на небе мелкие тучки, мы рассматриваем облака - какое на что похоже. Это тоже очень развивает воображение. Например, круглый автобус или лошадка с кошкой рядом.

Любые ступеньки мы используем, чтобы учиться считать. Младший повторяет счет очень охотно, хотя старшей это уже неинтересно, она предпочитает что-то складывать в уме, а потом сверяться у меня, и сильно расстраивается, что один плюс один - не одиннадцать. Зато старший сын у меня большой оригинал. Например, считает так: "Один, тли, четыле..." - "А два?" - "А я не хоцу два!"

Если мы взяли с собой фотоаппарат, старшая ведет себя как натуральный папарацци (впрочем, у нас много друзей-журналистов, в том числе и фотожурналистов): все выискивает кадр, достойный запечатления. Она уже знает, что просто куст - скучно, а ворона на кусте, или младший брат под веткой - это интересно.

У старшего сына особая любовь к киданию камней. Дело в том, что у него очень плохое врожденное зрение - минус 5, так что я пытаюсь ему дать знания о мире в том числе и с помощью не зрительных ощущений. И как-то показала ему, что камень может упасть по-разному: так - в лужу, так - на асфальт, так - в траву и т.п. Теперь он постоянно пытается перекидать все кирпичи во все лужи. Однажды увидел бетонный блок, перегораживающий дорогу, и мечтательно заявил: "Вот бы его в воду!"

На улице хорошо изучать марки машин, особенно, когда идешь мимо стоянки. Я сама совсем запуталась в этих иномарках, но муж меня успокоил как-то, что не я одна такая, и надо просто смотреть на значки. Так мы теперь и делаем: учим по значкам. Хотя отечественные машины детям, конечно, выучить было легко. Старшая даже отличает "пятерку" от "шестерки".

Также можно отличать породы собак (к сожалению, их у нас в последнее время мало, так что некоторые породы мы просто не видим); масти кошек; материал, из которого что-то сделано - асфальт, бетон, дерево, и т.п. Иногда мы играем еще и так: я называю материал и прошу рассказать мне, что из него делается, или где он бывает. Опять же, узнаешь много нового: кто бы мог подумать, что асфальт бывает не только на дороге, но и в машине, которая его везет, а еще на асфальтовом заводе.

В то же время средний с удивлением узнает, что перила из дерева, и береза - из дерева, точнее, она сама - то самое дерево, из которого можно делать перила.

Есть у нас несколько игр, которые мы иногда используем на улице, но чаще - во время поездок на машине. Например, "в цвета": нужно назвать увиденный предмет и сказать, какого он цвета. Делается это по очереди, я наводящими вопросами помогаю трехлетнему сыну, а младший только с интересом слушает. Например: "Вижу березу, она белая с черными пятнами, а листья желтые. - А я вижу синюю машину!" Это соревнование может длиться до бесконечности.

По тому же принципу очередности построено еще несколько игр (думаю, каждая мама в состоянии сама придумать и другие темы для развития детей). Например, называем зверей (часто старшая сопротивляется ответам младшего: "Ворона - это птица, а таракан - насекомое!") или части тела, причем у нас и отдельные органы порой выступают в той же роли (тут тоже бывают курьезы - старшая говорит: "Сердце", а средний, повторяя слова популярной песни: "Остановилось!"). Можно называть имена, насекомых, птиц, мебель, овощи, и т.д. Говорят, это помогает общему развитию и систематизации знаний.

В деревне дети любили играть в распознавание следов, их просто очаровал сам факт, что по следу можно определить, кто тут прошел: большая корова или теленок, или коза. В городе, конечно, такой следопытской возможности нет.

Со старшей (если младшие не мешают криками, например, спят в машине или просто сильно утомились) мы играем в более интеллектуальные игры. Например, переделываем стишки, так я учу дочку понятию стихотворного размера. У нее с этим проблемы, она переставляет слова, как хочет. Например, она рассказывает стишок:

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.

А что еще можно положить в кармашек, чтобы стишок остался красивым?

...И конфетку положить...
...И рубашку положить...
...И братишку положить...

Неважно, что эффект порой комический, главное - чтобы ребенок чувствовал размер. К тому же неожиданные ответы развивают воображение.

Каких-то особых физкультурных игр у нас для прогулок нет. Если дети хотят просто покувыркаться, они надевают одежду, которую не жалко, и пачкаются на детской площадке (она у нас довольно бледная). Учитывая уровень самоуважения окружающих, когда собакам можно гадить в песочнице, и мусор выкидывается из окон, ни одна разумная мама не позволит ребенку кувыркаться в траве. Но у нас есть возможность пару раз в месяц ездить кататься на лошадях, и уж там-то дети отрываются по полной: мы приезжаем заранее, как правило, зовем друзей, и там они прыгают, орут и кувыркаются в сене. Еще можно хорошо устать в бассейне, но у нас это стоит дороже, и потому случается реже.

Елена Майсюк, мама троих детей, may-lena@yandex.ru.