Содержание:

Как обидно бывает мамам, когда дорогая железная дорога пылится в углу, а ребенок самозабвенно перебирает в кастрюльке крышки для консервирования. Стоит ли превращать детскую комнату в игрушечный магазин, принесет ли вашему малышу это больше радости, чем развлечения, организованные из подручных средств? К сожалению, большинство дорогостоящих покупок развивают фантазию ребенка гораздо меньше их дешевых аналогов. То, что само ездит, поет, мигает — не всегда хорошо.

Задолго до того счастливого момента, когда ваше драгоценное чадо появится на свет, надо начать подготовку к вашим совместным играм. Для этого нужно... внимательно осматривать вещи, которые вы собрались выкинуть. Попробуйте взглянуть на них глазами малыша — сразу увидите много удивительного и желанного для познающего мир маленького человечка. Разноцветные пластиковые крышки? Пуговицы от старой блузки? Колпачки от ручек и фломастеров? Все моется и складывается в коробку с надписью "Сокровища".

Так как же занять ребенка дома, каждый день предоставляя ему новые развлечения и параллельно развивая малыша?

К содержанию

От рождения до года

Давайте начнем с первого месяца жизни — с грудничкового возраста.

Как только новорожденный начинает реагировать на погремушки, которые трясут над ним заботливые папа с мамой, можно сделать приспособление, условно назовем его "Авто-няня". Для этого нужно взять четыре веревки, каждый их конец привязать к прищепке (обычной бельевой) и прицепить их одной стороной к держателю для полога над кроваткой. Длина их должна быть такой, чтобы каждая из веревочек могла зацепиться за одежду на ручке или ножке младенца и быть в натянутом состоянии, а при его шевелении дергаться. Примерно на середине каждой веревки привязывается еще одна прищепка — за нее можно прикрепить разные игрушки-погремушки. Что же получается? Стоит шевельнуть ручками, как все это приходит в движение, плавно покачиваясь и удивляя крошечного человечка. От восторга дрыгаем ножками — и вместе с ними звенят и прыгают погремушки. И вот уже у уставшей мамы есть 20-15 минут, чтобы спокойно покушать или привести себя в порядок. А игрушки каждый раз можно крепить новые.

Но так незаметно подрос ребенок, и ему уже хочется не просто смотреть — но уже и трогать. Можно купить погремушки на резинке, прикрепить их между прутьями кроватки над ребенком, но однообразие быстро надоедает. Возьмем прочную резинку и наши старые знакомые — две прищепки, привяжем их на концах таким образом, чтобы каждый мог обогнуть прутик кроватки и зафиксироваться, а резинка была бы растянута и не провисала. А на саму резинку наденем самые разные вещи: кусочки картона, меха, ткани, погремушки и веревочки, шуршащие пакеты, разнообразные штучки из дерева, пластмассы и картона - все, что можно найти под руками, только бы это было не токсично и этим нельзя было бы пораниться. Такое сооружение прекрасно развивает осязание за счет набора предметов разной текстуры, которые ребенок хватает, пытаясь подтянуться к ним и затащить в рот.

Первый год жизни ребенка — период, в который нужно как можно больше разнообразить познание окружающего мира, маленький мозг интенсивно растет, и упущенное в этот период сложно наверстать в дальнейшем. Про то, насколько важно развивать моторику, написаны целые книги. Попробую дать несколько простых рекомендаций для упражнений по ее развитию, используя, опять же, то, что можно найти в любом доме.

Часто советуют завязывать в носочки различные крупы, камешки, шуршащую бумагу. Я бы порекомендовала те же самые материалы продублировать, поместив (не туго набив) в воздушные шарики. Можно предложить ребенку найти пару — один и тот же наполнитель в носочке и в шарике. Если же в некоторые шары насыпать сухую муку, мокрый крахмал или налить воду, то мы получим нечто совершенно удивительное на ощупь! Плюс перед тканевыми мешочками — резина хорошо моется и быстро сохнет. Минус — ее можно прокусить зубками.

Все, что можно пощупать — полезно. Возьмем, к примеру, небольшую мягкую игрушку — обычно дома их целый ворох, все дарят, но дети редко в них играют. И нашьем на нее старые пуговицы, бусинки, колечки, колесики, старую бижутерию — все, что найдем в доме ненужного. Теперь пораженный малыш будет перебирать пришитые штучки, удивляясь и развиваясь одновременно.

Если взять пустую пластмассовую банку из-под кефира или любой другой (лучше прозрачный) сосуд с большим горлышком, то в него очень интересно бросать разноцветные крышечки от баклажек. Усложним задачу: узкое горлышко и набор колпачков от фломастеров или счетные палочки, спички (без серы). Туда же можно засунуть длинную ленту или шнурок. Следующий уровень сложности: фасоль, горох, пуговицы, бусинки — аккуратно, двумя пальчиками, берутся из чашечки и кладутся в прорезанную дырочку в маленькой закрытой коробочке.

Есть ли у вас дома надувной бассейн? В играх с детьми это незаменимая вещь и летом, и зимой. Усовершенствуем его: воду выльем — посадим туда свою любимую кроху и... насыплем кучку муки. Редкий подарок вызывает такую бурю эмоций! Мука уже равномерно размазана по его дну? Добавим горсть манки. Еще через 5 минут — немного гречки, затем риса... И пол чист — и ребенок счастлив! Можно дать собрать в баночку фасоль, не боясь, что придется доставать ее из-под всей мебели. Или застелить дно бассейна ватманским листом (либо старыми обоями) и без страха вручить фломастеры, краски, цветные мелки. Если юный художник украсит его бортики своими шедеврами — все можно легко отмыть. И — конечно же — любимое занятие всех малышей! Переливание воды из баночки в баночку!

К содержанию

От года до двух

Вот и миновал первый День Рождения. Мы стали гораздо умнее, движения — тверже, не правда ли? И заниматься со своим взрослеющим ребенком все интереснее и интереснее! Продолжаем развивать координацию движений.

Делаем бусы. Берем соломинку для воды, обрезаем ее, оставив длину около 5-7 см, в одном конце прокалываем ее и привязываем шнурок. Иголка с ниткой готовы! Ну а где же бусины? Для этого подойдет все, имеющее отверстие нужного диаметра: макароны различной формы, катушки с нитками, папины гайки, кружочки, квадратики, треугольники из цветного картона с прорезанными дырками (заодно и узнаем, какие бывают формы). Для детей чуть постарше (около двух лет) подойдет большая — "цыганская" — игла с толстой ниткой и разнокалиберные пуговицы: и моторику тренируем, и цвета учим. После трех лет ребенок может уже надевать на обычную иглу (острый кончик можно отломить) цветной бисер.

Давайте не будем забывать такое необходимое занятие, как пальчиковые игры, для которых вообще не требуется никаких дополнительных приспособлений. Но немного изменим их — дадим ребенку простор для фантазии. Не будем просить его повторять за вами различные движения, а попросим показать то, что вы будете ему говорить. Приведу пример: "Жил-был паучок. Вот твоя ручка — паучок, как он бегает ножками? Ох, какой хороший паучок! Сидел паучок у Яны на коленочке... Сидел — ножки под себя поджав. Да, вот так... Ножки устали. Встал паучок и стал ножки разминать — поднимать их, как он делал?... А теперь паучок решил на спинке полежать, кверху ножками... А сейчас отправился путешествовать — топать ножками и к маме идти на коленочку — топ-топ по дивану!... Залез на маму и давай танцевать — то одну ножку поднимет, то другую..." Усложнив задание, можно предложить "паучку" поднимать двумя лапками и носить маме разные мелкие предметы, топая свободными ножками, и так меняя лапки и руки. А если сверху кисти нарисовать глазки — то будет еще интереснее!

Играли ли вы в детстве в тени на стене? Это необычная, можно сказать — таинственная игра. И тоже — пальчиковая. Помогите своему чаду сложить пальчики так, чтобы получился зайчик, собачка, лебедь: когда на глазах происходят маленькие чудеса, невозможно остаться равнодушным.

Что такое развивающий коврик — знают все. А я предложу вам сделать развивающую панель. Папе придется уделить для этого полчаса своего вечернего времени. Берется лист ДСП, желательно не совсем маленького размера — метр на метр минимум, и к нему прибиваются-прикручиваются-приклеиваются различные чудесные вещи: старый выстиранный ботинок с длинным шнурком, шпингалет в рабочем состоянии, большая молния, которую можно застегивать и расстегивать; липучки для одежды (к их второй половине можно пришить все, что угодно), металлический предмет (на который можно повесить магнитики), пластиковую крышку (в нее будет вкручиваться банка с разными отверстиями, в которые можно бросать мелкие штучки или засовывать веревочки: открутил крышку — высыпал содержимое, поэтому лучше выбрать с большим горлышком); какую-нибудь деталь с дырками (туда можно будет закручивать шурупы с гайками), да мало ли чего можно найти в доме, что было бы безумно интересно пытливому сорванцу?

К содержанию

От двух до пяти

Два года — возраст фантазии. Милый сердцу малыш показывает себя уже взрослым, самостоятельным человечком. И игры все более осмысленные, чаще — ролевые. Как заставить его думать, при этом испытывая интерес и удовольствие?

Любая мама с самыми скромными художественными навыками может вырезать из цветного картона части, например, домика: красную крышу, желтое окошко, зеленую дверь, коричневую стену. И предложить маленькому архитектору собрать из этого целый домик. Со временем задание можно усложнять: собрать человечка с более мелкими деталями: глазами, ртом, ушами и разной одеждой: шортами, носочками, шапочкой.

Чтобы совместить развитие моторики и усидчивости, смешаем вместе фасоль и горох (если ваше солнышко довольно легко справляется с заданием — то гречку и рис) и предложим рассортировать их. Занятие скучно, часто дети просто отказываются его выполнять. А давайте сделаем хитрее! Выбираем две любимые игрушки ребенка — к примеру, Человека-Паука и Винни-Пуха, ставим перед ними по баночке — и давай-ка, милый мой малыш, покормим твоих друзей. Только Человек-Паук очень любит фасоль — и не ест горох, а вот Винни-Пух — наоборот...

А вот еще интересное развлечение: для него понадобится набор английских булавок с разноцветными шариками-головками и две маленькие подушечки (можно сшить самой 10 на 10 см) или, если уж шить совсем лень, пара небольших мягких игрушек. Все булавки втыкаются в одну подушечку, а потом ребенком переносятся — перекалываются на другую. Это очень завораживающее занятие, всем детям нравится. Можно внести интересное разнообразие — нарезать квадратики, кружочки из бумаги, целлофана, разной ткани небольшого размера (примерно 3 на 3 см) и прикалывать их к подушечке. С одной же ее стороны маркером можно нарисовать разные кривые, с другой — точки, и вкалывать булавки в каждую точку или по контуру линий.

Ролевые игры просто необходимы для полноценного развития фантазии. Можно качать кукол, играя в маму, катать грузовик, играя в папу... А можно быть Машенькой, медведем, колобком, зайцем, дедом и бабкой... Как? — удивитесь вы. А ответ скрывается в двух словах: кукольный театр! Вы поверите, что за час можно сделать от 5 до 10 кукол для этого бесценного развлечения? Нет? Давайте посчитаем...

Практически в каждой детской есть "волшебная корзина для игрушек, которые жалко выбросить". А там — несколько сломанных кукол, разных небольших мягких зверушек, резиновые игрушки в виде животных. Если ваш ребенок всем этим не играет — то смело можно брать и делать сюрприз, пока ваше чадо видит дневные сны. Отделяем головы от кукол, мягких игрушек, резиновых зверей — главное требование, чтобы это надевалось на указательный палец и плотно на нем сидело. Теперь возьмем ненужные вязаные перчатки (либо купим недорогие хлопчатобумажные перчатки для работы в саду-огороде), заворачиваем внутрь мизинец и безымянный палец — вот и готово туловище для кукол. Украсим пришитыми пуговицами, юбочкой из платочка (могут подойти старые платья от кукол), поясочком из ленточки — все, кукольный театр готов к приему зрителей! Поверьте, ребенок не упрекнет вас за "самодельный" вид актеров! И сам будет кукловодом с огромной радостью.

Давайте начнем учить малыша самостоятельно застегиваться. На подушечку или даже на спинку мягкой игрушки можно нашить ряд одинаковых по размеру пуговиц, от старой одежды отрезать лентой бортик застежки с петлями для них и предложить ребенку пристегнуть эту ленту к пуговицам.

Три года — ребенок уже хорошо говорит, можно уже смело знакомить его с алфавитом. Самое главное — не с буквами, а со звуками. То есть не "бэ", а "б"! Не "рэ", а "р"! Всякая учеба легче проходит в виде занимательной игры. Вот, к примеру, такая игра, которую я назову "Я знаю". Возьмем азбуку, где на одном листе написан алфавит с рисунками (либо напишем буквы сами яркими фломастерами) и фишки, которые бы полностью закрывали буквы, количеством по числу букв (их можно вырезать из картона). Если делаете такое игровое поле сами, то каждую букву лучше изобразить несколько раз в разных местах листа. Теперь делите фишки поровну: вам и ребенку. Вы и он поочередно называете букву и закрываете ее фишкой. "Я знаю букву Ю!" "Я знаю букву К!" Старайтесь сами закрывать именно те буквы, которые вашему малышу уже хорошо известны, чтобы стимулировать его запоминать и вспоминать новые. Когда все буквы под фишками, начинаем открывать их. Поднимая любую, на выбор, фишку, говорим про открывшуюся букву: "Я знаю букву... Р!" — и если ответ верен, фишку забирать себе, если нет — отдавать играющему напарнику (так можно играть и с двумя детьми). Полезно делать вид, что вы забыли букву — пусть юный игрок вам сам подскажет.

Вы делаете тесто на пельмени, чебуреки, пирожки? Если да — уже хорошо. Если нет — можно купить готовое тесто, даже дрожжевое. Полезное занятие для крошечных пальчиков — сделать из кусочка теста шарик, из шарика — лепешку, положить туда начинку (например, ягодку) и залепить это в виде пельменя. А после — сварить или запечь в духовке и угостить папу!

И вообще — все, что мы считаем занудной работой по дому: стирка, мытье посуды, вытирание пыли, подметание-мытье полов — может превратиться в крайне интересное развлечение для вашего любимого сына или дочки. Этим вы убьете двух зайцев: займете ребенка, вместо того чтобы отогнать его ("иди поиграй"), и начнете приучать его к полезному труду. Чтобы мытье посуды не стало неприятной обязанностью в 10 лет, оно должно стать занимательным делом в три года. Старайтесь все делать вместе, но пусть у ребенка будут и свои, маленькие, обязанности. Это может быть выставление тарелок на стол перед ужином, стирка носовых платочков, мазание зубной пастой щеток для всех домашних.

Не бойтесь — ваш ребенок всегда взрослее, чем вам кажется! Доверяйте ему — и он вас приятно удивит.

Небольшая рекомендация для мам, расстроенных количеством игрушек, стоящих в мешках/пакетах/коробках/контейнерах в разных местах детской комнаты и совершенно не интересующих ребенка. Возьмите пустые пакеты и рассортируйте игрушки: куклы к куклам, машины к машинам, посудку к посудке и так далее. Оставьте несколько любимых игрушек, остальное — спрячьте (на балкон, на антресоли, но с глаз — долой!). Периодически можно будет озадачивать малыша какой либо определенной игрой. Например, достать пакет с машинами и дать задание устроить гараж под столом. Или пакет с куклами, снабдив его бинтом и ватой, ватными палочками, и попросить оказать куклам первую помощь. Или пакет с животными — и сделать зоопарк в большом коробе, попросив мужа принести с работы такую коробку-дом, например, из-под монитора. Даже без животных это немудрое сооружение упаковочного гения обеспечит вам получасовой отдых от любимого сорванца, стоит только вырезать в ней окна и постелить на пол одеяло.

И еще! Хочется предупредить родителей, читающих эту статью: будьте внимательны, не оставляйте ребенка без присмотра во время игры с мелкими и острыми предметами.

Марина Ярославцева, marina_uyr@mail.ru.