Кто сказал, что в Финляндии скучно? А если махнуть из Хельсинки через всю страну в Лапландию и дальше в Норвегию до самой северной точки Европы? И при этом взять с собой годовалую дочурку? А?

Нам скучать было некогда. На весь отпуск у нас было всего 20 дней. Пять из них мы отдыхали в семейном лагере, набираясь сил перед дальней поездкой.

Цель нашего путешествия была достичь самой северной точки Европы - Нордкаппа и обязательно посетить ущелье Хелветинярви и аметистовый рудник в Луосто, а также сфоткаться у водопада с перепадом воды, как обещает путеводитель, аж 13,5 метров.

Итак:

14.07. Хельсинки - Валкеакоски. 150 км до лагеря. Жара, купанье, волейбол и 6-тиразовое питание.

19.07. Стартовали из Сяяксмяки, посетив местные достопримечательности - церковь и Linnavuori - первобытный крепостной вал, обильно поросший черникой. Далее наш путь лежал на дорогу № 66, богатую на достопримечательности.

Коркеакоски - действительно приятный водопадик с прогулочной тропой вокруг, которая заканчивается в музее обуви и магазине кожаной одежды местного производства.

Руовеси - музей под открытым небом, содержащий 23 постройки с утварью. Как мы потом поняли, подобный музей есть в каждом уважающем себя городке.

Напились радоновой водички из источника Рунеберга. (Надо сразу заметить, что каждые 100 км, если не чаще нас поджидало очередное памятное место или Рунеберга (местного поэта) или Леннрота (собирателя Калевалы)).

Дальше нас ждет Чертово ущелье и одноименное озеро в одноименном парке Helvetinjarvi. Неприятность в том, что от парковки до места надо топать пешком чрез горы и болота, наслаждаясь, видимо, пейзажем. Туда мы шагали бодро, на месте почувствовали некоторую усталость, обратный путь был для меня легче, потому что дитя теперь ехало на папе. Короче, тут не говорить надо, а на фотки смотреть. Пожалели мы только, что не взяли с собой купальники - самое то было бы после дороги (и не важно, что только половина пройдена) искупаться в Чертовом озере.

Ночевали в кемпинге Лакари, недалеко от города Виррат. Покормили местных овечек. Забыли там в холодильнике детское питание. Ну и фиг с ним! Вопрос - сколько оно там будет гнить... :-)

20.07. Вс. С утреца по дороге в Виррат полюбовались на "овраговые" озера (Torisevan rotkojarvet). В самом городе заехали в Perinnekyla - "Традиционная деревня" с домашними животными, там же музей канала, но весьма убогий, одно приятно - хоть бесплатный.

Затем пообедав махнули в зоопарк, дабы доставить радость детенышу. Зоопарк в Эхтяри раскинулся на очень большой площади. Мы гуляли там часа 3, глядя на животин и поедая чернику, в изобилии растущую на территории. Попали на процесс кормления медвежьей семьи. Веселые они ребята и ленивые... если кусок падает далеко, то мама с папой с места не дернутся, нехай молодежь подбирает.

Под вечер с трудом успели в Kivikaudenkyla в Саариярви - деревню каменного века. На осмотр был всего час, глядели все бегом. Но на следующий день отложить было нельзя, потому что понедельник там - выходной. Мы погрелись там у костра, посидели вместе с шаманом, напугавшим дочуру, и ознакомились с древними способами охоты на животных.

Ночевали в Саариярви, в чудесном кемпинге с холодильником и микроволновкой на берегу озера в сосновом лесу.

21.07. Пн. До открытия парка Vesielainpuisto завернули насладиться еще одним озерцом в небольшом ущелье Julmalammit и, конечно, к нему вела очередная тропа Рунеберга. Название парка мы перевели как "Парк водных животных", и наше воображение чего только нам не рисовало, а оказалось, что это, скорее, водный парк и некоторые животные. К водным животным можно было отнести только бобра, милостиво вылезшего поближе к ограде, и гусей, жадно щипавших подсовываемые нами одуванчики. Вообще, посетив два зоопарка, мы пришли к выводу, что дитю нашему животные безумно интересны, но вот выделить она может только движущиеся объекты. Сову и орла, смирно нахохлившихся на ветках обнаружить она не смогла. На вопрос "Где птичка?" она тыкала пальцем в клетку и, вздыхая, разводила руками - мол, нету! А вот неугомонные попугаи (из зоопарка в Эхтяри) вызвали огромный восторг. Мало того, что яркие - легко видно, так еще и по клетке перед носом ползают, а некоторые даже разговаривают. На наше "Paiva!" ("Добрый день!") всегда был ответ "Terve!" ("Привет!") и наоборот. Попытка научить сказать "Привет!" по-русски пока успехом не увенчалась. Но мы еще туда приедем! Нам там понравилось. В том же Vesielainpuisto для детишек постарше есть тарзанки разных видов, можно покататься на пони, а также на четырехколесном мотоцикле. Класс! Моя попытка воспользоваться тарзанкой потерпела фиаско - мои габариты не вместились в страховку. :-) На мотоцикл и пони - тоже не прошла по весовой категории. :-(. Ну почему нет таких парков для взрослых, а может есть, только мы еще не нашли... бум надеяться, надежда умирает последней...

Упомянуть хочу о Васкикелло, куда мы завернули залить бензинчику. Классная такая бензоколоночка, вся в колокольчиках больших и маленьких, внутри и снаружи. Во все можно звонить. И пока мы фоткались у клумбы, в центре которой возвышалась башенка с колокольчиками, она вдруг как начала звонить сама! Обойдя ее вокруг мы прочитали по-фински, что музыку, оказывается, можно заказать с мобильного телефона. В арсенале, кажется, 5 мелодий, и стоит это удовольствие меньше 1 евро.

Далее на карте мы узрели звездочку, обозначающую географический центр Финляндии. Ну не могли мы не заехать. А там еще и документ можно получить, свидетельствующий о том, что такой-то товарищ в такой-то день побывал в том славном месте.

Ночевать мы решили в кемпинге в Оулу. Могу сказать, что нам там не понравилось сразу: народу, как грязи, в основном, правда, немцы. Нет ни холодильника, ни микроволновки (почему мы об этом так печемся - потому что дитя по утрам и вечерам пьет молоко и лопает кашу, растворимую в горячем молоке, а посуды, чтоб греть молоко на плите, мы с собой как-то не предусмотрели). До пляжа далеко и купаться мы даже не пошли.

22.07. Вт.Сегодня по плану у нас много водопадов - ну больная я до них, ну что ж со мной поделаешь. Но сначала - Кеми, музей драгоценных камней. Ну очень интересно. Бродила я там часа два, изучая различные булыжники. Мне даже дали путеводитель, где часть информации переведена на русский язык. Многое, правда, пришлось узнавать из англоязычных и финских надписей. Но ничего, зато мой словарный запас обоих языков пополнился названиями камней. (На фотографии: гигантский конгломерат аметистов, обнаруженный в Бразилии среди вулканической лавы, остывшей, ясное дело. То что он не маленький можно поверить, сравнив со ступеньками на заднем плане). Там же на втором этаже есть интересная экспозиция, посвященная знаменитым алмазам мира - с их копиями и историями.

Заехали на еще одну местную достопримечательность - ледокол Sampo, зимой возящий народ отдыхать во льдах, а летом функционирующий как ресторан и музей. Кормежка там, надо сказать средней паршивости, но дитя пюре с фрикадельками уминало за обе щеки, не забывая заплевывать все вокруг себя.

Торнио - пограничный город со Швецией.

Ура, вот он, долгожданный мой водопад!!!! :-) Оказывается, что вышеупомянутый обалденный перепад высот в 13,5 метров тщательно размазан природой аж на 3,5 километра. Вот такой облом! Все увиденные нами в этот день водопады - Kukkolankoski, Matkakoski, Katilakoski, Aijakoski, я бы, скорее, назвала просто порогами. Примечательно только, что все они находятся на одной реке, протекающей вдоль финско-шведской границы. И над деревушками по обе стороны реки в обязательном порядке гордо реют государственные флаги! : А речка приятная, вот по ней бы сплавиться на плотах или байдарках!

Йоуксенки - вот мы и на полярном круге, о чем мы не забыли, ясное дело, получить сертификат :-) Дальше мелькали за окном мало примечательные Pello, Kolari, Muonio. Ну вот, теперь быстрей вперед к норвежской границе. Ночуем в последнем кемпинге на финской территории. Это оказался небольшой, обозначенный не на всех картах, кемпинг в Энонтекиё. Вот теперь-то мы познакомились с лапландским rakka-сезоном (это время года, когда жалящих насекомых максимальное количество). Мама дорогая! Из машины не выйти, вокруг тучами летают. Наш папа по быстрому сгонял в ресепшн и прибарахлился там антикомариным средством, на которое мошкара благополучно чхать хотела. Нам пришлось вентиляционные отверстия в палатке закрыть ребенкиными марлевыми подгузниками, прикрепив их прищепками. Вот оно, инженерно-техническое образование :-(, а также моя предусмотрительность и находчивость (сам себя не похвалишь - а кто еще это сделает?)! Но зато нас почти не зажрали, обошлись только несколькими укусами папы, пока он, пританцовывая, ставил палатку.