Если вы решили заняться ранним развитием своего ребенка, позволю себе поделиться с вами некоторыми принципами, следуя которым вам и вашему малышу, возможно, удастся избежать разочарований. То, о чем я буду говорить, может показаться совершенно очевидным, но именно несоблюдение нескольких действительно очень простых правил приводит к тому, что и родители, и дети отказываются от занятий, которые могли бы принести им столько пользы и радости.

Итак, во-первых и в главных. Зачем вам все это нужно. Следует сразу запомнить: раннее развитие - это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий. Если вы твердо уверены, что раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком; если вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества; если вы понимаете, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно, -- тогда смело приступайте к делу.

Если ваша задача - получше подготовить вашего кроху к поступлению в престижную школу или (встречаются и такие родители!) обеспечить его успешную карьеру в будущем, не стоит так напрягаться: подготовку к школе спокойно можно начать в 5-6 лет, а раннее развитие вовсе не является гарантией успешной учебы. Скорее наоборот: те качества, которые стремятся воспитать в детях авторы и последователи любых методик раннего развития: самостоятельность мышления, непосредственность восприятия, творческий подход к заданию, -- все это отнюдь не приветствуется учителями младших классов даже самых лучших школ: здесь в почете усидчивость, послушание, исполнительность и аккуратность ("А что вы хотите? - мило улыбнулась завуч в ответ на мое недоумение по поводу успеваемости моей более чем хорошо подготовленной к школе дочери, -- у одаренных детей всегда тройки!").

Ну, а если в глубине вашей родительской души затаился червячок тщеславия, если вы тайно мечтаете воспитать гения или, по крайней мере, вундеркинда, то лучше сразу остановитесь. Подождите хотя бы неделю, прежде чем начать воплощать в жизнь ваш честолюбивый замысел. Возможно, за это время вам удастся противного червячка придушить. Ведь иначе вместо радостного сотрудничества с малышом, вместо бескорыстного восхищения его совершенно неожиданными успехами ваша и его жизнь превратится в унылую дрессировку, бесконечную подготовку к конкурсам, соревнованиям, концертам и выставкам. Замечу, что если ваш ребенок действительно талантлив, ему тем более вредит преждевременное форсирование и публичная демонстрация его способностей: одаренные дети обладают очень хрупкой нервной системой, и неразумное обращение вкупе с родительскими амбициями легко могут превратить малыша в невротика.

Итак, мы определились с целью. Пришло время поговорить о средствах, а точнее, о методиках. Не стоит начинать занятия, например, по кубикам Зайцева только потому, что соседский Петя занимался и начал читать в два года. Ведь через три месяца вы можете узнать, что Катя из второго подъезда училась по Доману и зачитала в год и десять, а там, глядишь, услышите, что гораздо лучше Вальдорфская педагогика: там читать-писать не учат, зато все замечательно рисуют и на флейтах играют! Ребенку подобные перемены в его жизни крайне вредны: малыши консервативны и предпочитают жить по раз и навсегда заведенному распорядку. Поэтому лучше заранее познакомиться с существующими педагогическими системами (сейчас существует масса литературы, курсы для родителей и т.д.) и выбрать то, что оптимально подходит для вас и вашего малыша. Возможно, это будет сочетание элементов разных, но не взаимоисключающих методик, но лучше продумать это заранее. С другой стороны, если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно, не стоит настаивать. Лучше недели на две прекратить заниматься, а потом начать по-новому.

Раннее развитие приемлемо далеко не для всех, поэтому, прежде чем начать экспериментировать, стоит поделиться своими планами с близкими, хотя бы с теми, кто живет вместе с вами. Никакие, даже самые прогрессивные методики не принесут пользы, если над головкой малыша будут постоянно разражаться скандалы. Пусть лучше кроха на год позже научится читать или даже никогда не будет играть на скрипке, чем окажется в эпицентре семейных землетрясений. Если ваши педагогические взгляды очень вам дороги, постарайтесь претворять их в жизнь не слишком стремительно и демонстративно, постоянно обращайте внимание оппонирующей стороны не только на успехи малыша, но и на положительные сдвиги в его характере, здоровье и т.д. Возможно, вы вынуждены целый день работать или учиться, а бабушка, которая сидит с ребенком, наотрез отказывается осваивать кубики Зайцева. Не настаивайте. Лучше будьте благодарны бабушке за то, что она делает, а сами понемногу занимайтесь с малышом вечером или в выходные.

Если вы собираетесь в три-четыре года отдать ребенка в садик, это, конечно, не повод не заниматься с ним до этого дома. Но стоит заранее выбрать детский сад с приемлемой для вас программой и стараться, чтобы домашние занятия не шли с ней вразрез.

И еще раз о тщеславии. Никогда не поддавайтесь соблазну демонстрировать достижения вашего ребенка. Общительный малыш сам с удовольствием покажет, что он умеет, а для застенчивого это будет пыткой. И вообще, почему мы считаем свои правом требовать от ребенка быть этаким аттракционом для родных и знакомых, совершенно не считаясь при этом с его чувствами и желаниями. Представьте себе, что испытали бы вы, потребуй ваша свекровь на званом обеде, чтобы вы встали на стул и пересказали присутствующим текст своего последнего доклада.

Самое главное, не ждать от ребенка немедленных результатов. Плоды ваших занятий могут появиться очень нескоро, особенно, если ребенок еще совсем маленький. Надо научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в туманном будущем, ведь не ждем же мы результата от игры, а занятия должны стать для малыша самой прекрасной самой увлекательной игрой. А результаты обязательно будут.

Ася Штейн, andreios@mtu-net.ru, филолог-классик.