Чтобы занять двухлетнего сына, ожидающего со мной приема врача в женской консультации, я взяла с собой магнитную рамку для рисования. Сначала мы рисовали домики и деревья, затем животных и машинки, а потом переключились на буквы.

– Сколько вашему ребенку? – строго спросила меня женщина, сидящая с нами в очереди.

– Два и четыре.

– Зачем вы учите его буквам? Еще слишком рано! – возмутилась она

Честно говоря, мне уже не хотелось оправдываться: за последние полгода мне приходилось делать это с завидной частотой. В действительности я не являюсь фанаткой раннего развития. По крайней мере, в том смысле, который часто вкладывают в этот термин продавцы различных методик. Я – не за преждевременно раннее развитие, я за своевременное развитие в раннем возрасте.

На самом деле, никто в нашей семье и не планировал начинать обучение ребенка азбуке в полуторагодовалом возрасте. Но таковыми оказались потребности нашего сына. Еще не умея разговаривать, он тыкал пальчиком в буквы и требовал назвать их. Было бы глупо игнорировать его просьбы. Мы послушно произносили звуки, соответствующие буквам, по нескольку раз за день. А через некоторое время выяснилось, что Артем не только не путает, но и правильно произносит все звуки.

Так легко и просто он выучил весь алфавит.

Трудно даже представить, как можно заставить двухлетнего человечка запомнить что-то помимо его воли. Наша задача – лишь правильно организовать развивающую среду. А если выразиться еще более конкретно – вместо того, чтобы отмахиваться от ребенка, предоставляя его самому себе (а соблазн довольно велик), – просто играть с малышом в интересующие его игры.

Самая первая игра для малышей – это игра в предметы. Еще будучи в самом нежном возрасте, наши детки стремятся исследовать мир – пощупать, попробовать на вкус, узнать название предмета и его свойства. Помню, как на прогулке у меня уставал весь речевой аппарат от постоянных комментариев, я чувствовала себя экскурсоводом, подрабатывающим на полставки.

– Это, птички, сыночек. Снегири. Посмотри, какие у них розовые грудки. Снегири клюют зернышки...

Стоило мне замолчать, как ребенок находил еще какой-нибудь объект и требовательно тыкал в него пальчиком.

Еще одна страсть моего сына с раннего детства – это книги. Едва научившись ползать, он повсюду таскал их за собой. Как раз в этом возрасте нам подарили детскую энциклопедию "Моя первая книга" издательства "Белый город". Энциклопедия состояла из большого количества рисунков, распределенных по классам: животные, овощи, фрукты, цветы, одежда и т.д. Рисунки были крупные, правильные, на белом фоне, к ним – соответствующие подписи для родителей (я, например, как оказалось, не знаю некоторых птиц и зверей:))) В течение последующего года эта книжка была настоящим хитом. Сейчас она буквально зачитана до дыр.

Еще одна неуемная тяга у нашего малыша – к стихотворениям. В течение многих месяцев периода младенчества я активно пользовалась этой слабостью, например, на приеме у врачей. Стоило только мне прочесть первую строчку знакомого стихотворения, как кроха успокаивался и давал спокойно себя осмотреть или взвесить. Правда, по вечерам мне приходилось заучивать массу новых стишков – но в этом тоже, согласитесь, есть своя польза. Вскоре меня здорово выручили диски и кассеты со стихами и сказками. Сейчас у нас особенно популярны такие авторы, как Пушкин, Маршак, Чуковский, Михалков, а также русские народные сказки – "Маша и медведь", "Коза-дереза", "Гуси-лебеди" и другие.

Неоправданно забытая, на мой взгляд, вещь – диапроектор. Сколько предвкушения и таинства было в этом действе: в полной темноте медленно прокручивать скрипучие пленки. У нас сохранился диапроектор мужа, еще вполне рабочий. А пленки мы заказываем новые: старые за 30 лет уже порядком выцвели. Артемке же просмотр диафильмов доставляет не меньше радости, чем нам самим. К тому же именно в это время вся семья собирается вместе: папа крутит ручку фильмоскопа, мама читает, а ребенок просто наслаждается процессом.

Но прогресс не стоит на месте. Возможности современного компьютера трудно переоценить. Это и разные презентации, и компьютерные игры для всех возрастов, и различные обучающие программы. До многого мы еще, конечно, не доросли, но интернетовские подборки слайдов уже вполне для нас доступны.

Хотя более щадящий способ познания и для детской психики, и для маленьких глазок – это "картонный вариант слайдов" – открытки. Еще с моего детства у меня сохранилось десятка полтора наборов репродукций известных художников. Мы с Темкой периодически перебираем эти наши сокровища. Правда, цели мои далеки от целей Сесиль Лупан – я даже не говорю сыну ни названий картин, ни фамилий художников. Хотя в картинной галерее меня ребенок удивил – узнал несколько портретов.

– Репродуцци! Репродуции!! – кричал он радостно на весь музей, а я краснела перед работниками зала.

Неплохая подборка репродукций в книге Лены Даниловой "Моя первая книга об искусстве", только, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Если хотите, чтобы на ребенка что-то произвело впечатление – лучше разориться на дорогой полноцветный альбом.

Еще мне очень хочется приобщить ребенка к театру. Пока, правда, я так и не рискнула сводить его на какой-нибудь детский спектакль. Сомневаюсь я больше не в усидчивости своего малыша, а скорее опасаюсь неадекватной реакции на какой-нибудь раздражитель – яркий свет, громкую музыку. Домашние же мини-представления пользуются у нас большим успехом. В последнее время мы увлечены книгой Олеси Жуковой "Игры со сказками". В пособии предлагается вырезать и склеить картонные фигурки персонажей и разыгрывать вместе с ребенком известные сказки. Также в книжке присутствуют и другие задания по сказкам – на логическое мышление, сообразительность и внимательность.

Эти задания Артем выполняет тоже с большим удовольствием. Вообще, у нас неплохо идут различные рамки и вкладыши а-ля Мария Монтессори, "Колумбово яйцо", картонные пазлы. Последний хит – "Собери квадрат" Никитина, уровень первый. С подобными играми ребенок может проявлять просто чудеса терпения и целеустремленности.

Чего не скажешь, к сожалению, про творческие занятия. Рисовать мы любим, и кисточкой, и пальцами – только вот хватает нас минут на пять, не больше. Чуть больше времени занимает лепка из пластилина – "колбаска + лепешка = грибок" – любимый сюжет. Но для данного возраста и это неплохо. Интересная методика лепки из пластилина представлена в пособии "Пластилиновый снежок. 1-2 года" из серии "Школа семи гномов". В книге предлагается прилеплять лепешки из пластилина на бумагу. Например, нужно покормить нарисованных курочек горохом. Ребенок отщипывает кусочки зеленого и желтого пластилина и расплющивает его на рисунке. Более продвинутый уровень в пособии "Пластилиновые картинки. 2-3 года". Там уже нужно не просто прицепить пластилин к листу, но и размазать его, например, в виде лучиков у солнышка.

В серии "Школа семи гномов" есть и другие пособия, направленные на различные виды детского творчества. Мне понравилась книга "Умная вырезалочка. 2-3 года". По заданию ребенок вместе с мамой должен вырезать нужную деталь (например, нос снеговика практически произвольной формы) и приклеить ее на картинку. С приклеиванием Артем справляется хорошо. Но, к моему стыду, вдруг выяснилось, что он совершенно не умеет держать в руках ножницы, в то время как дочка подруги гораздо младшего возраста вовсю крошит журналы. Еще бы, ведь я всегда усиленно оберегала сына от всего острого и потенциально опасного. Нужно срочно исправляться.

Самое любимое творческое занятие для Темы – создание объемных картинок. Для этого нужна бархатная бумага, мелкая крупа (лучше манка) и клей. На бархатной бумаге мама рисует при помощи клея (удобнее всего роликовый) какое-нибудь изображение. Затем ребенок высыпает на лист крупу из тарелки. Через пару секунд стряхиваем обратно – и рисунок готов. Очень красиво получаются белые звезды на черном фоне или снежинки на голубом.

А вот создавать картинки из мозаики нам пока не очень интересно. Единственное исключение – магнитный конструктор. При помощи различных геометрических форм (крупных и мелких квадратов, колец, полукругов, дуг и т.д.) Темка складывает различные варианты одного-единственного предмета – автомобиля.

– А это какая машина? – настойчиво выясняет ребенок.

– Ну, Волга...

– Нет. Жук. "Фальсаген жук"!

К магнитам у нас, вообще, особая любовь. Чуть ли не первым словом сына было слово "магнитик". Мы активно играли с магнитными держателями, буквами, карточками. Сейчас мы активно практикуем игру с карточками "Магазин".

Я создаю несколько отделов "магазина на холодильнике" – продуктовый (из карточек с изображением сыра, колбасы, хлеба и т.д.), мебельный (диван, кровать, стол...), обувной, отдел одежды, посуды, игрушек. Затем мы с ребенком уходим в детскую, я даю ему деньги и посылаю в магазин, например, за хлебом. Он бежит, кладет монетку в чашечку и возвращается с нужной карточкой. По мере игры задания усложняются – нужно совершить не одну, а несколько покупок из разных отделов магазина. При этом ничего не забыть и не перепутать. Эта игра хорошо стимулирует внимание, память и помогает ребенку классифицировать предметы.

В этом плане интересны и картонные игры издательства Дрофа "Чей малыш?", "Мама, папа, я", "Домовенок", "Ассоциации" и другие.

Что и говорить, у нас, в отличие от наших бабушек, гораздо шире возможности для проведения интересного досуга с нашими детьми. Давайте же будем этим пользоваться и делать жизнь наших малышей более яркой и насыщенной.

Лариса Балан, la792005@yandex.ru.