Содержание:

С какими трудностями сталкиваются родители и учителя в первые школьные годы детей?

К содержанию

1. Хроническая неуспешность

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации первоклассника связаны с отношением родителей к школьной жизни и успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что их чаду будет там плохо. Достаточно часто можно услышать: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах". С другой стороны, это ожидание от ребенка только достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет. Когда дети идут в школу, в отношении взрослых к ним происходит изменение. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие их родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к дезорганизации учебной деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует деятельность малыша. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей. И так чем дальше, тем больше: разорвать этот порочный круг все труднее и труднее. Неуспешность становится хронической.

Как помочь

  • Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
  • Искренне интересуйтесь школьной жизнью малыша, сместите фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
  • Подчеркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогая ему, тем самым, обрести веру в себя.
  • Все это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря подобной девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат — неприятие школы, которое в подростковом возрасте иногда перерастает в асоциальное поведение.

К содержанию

2. Уход от деятельности

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Такое поведение не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Подобное бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых. Игры в уме становятся основным средством удовлетворения потребности в общении и во внимании со стороны взрослых. При своевременной коррекции прогноз развития благоприятный: ребенок редко попадает в отстающие. В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимания на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует реализации возможностей и способностей школьника и приводит к пробелам в знаниях.

Как помочь

  • Будьте внимательны к ребенку: больше наблюдайте, меньше воспитывайте.
  • Дайте малышу возможность развивать воображение, занимаясь творческой деятельностью (рисунок, конструирование, лепка).
  • В этой деятельности сразу подчеркните его успехи, окажите эмоциональную поддержку.

К содержанию

3. Негативистская демонстративность

Она характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка: он часто нарушает общие нормы дисциплины. Родители его наказывают, но парадоксальным образом: то, что взрослые используют для порицания, оказывается для ребенка поощрением. Истинное наказание — лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры), только провоцируют демонстративное поведение.

Как помочь?

Самое важное — восстановите у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок — родители — учителя). В этом помогают в том числе:

  • рассказы родителей о своих любимых учителях;
  • фотографии, грамоты, связанные со школьными годами мам и пап;
  • совместный просмотр "школьных" фильмов, телепередач с последующим обсуждением;
  • организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей;
  • участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре "Школа" и т.п.

К содержанию

4. Вербализм

Дети, которым он свойствен, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой развития мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан, прежде всего, с особенностями познавательных процессов. Многие родители считают, что речь — важный показатель развития, и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т.д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в развитие мышления (ролевые игры, рисование, конструирование), оказываются на заднем плане.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что у малыша любая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители впадают в две крайности:

  • винят учителя;
  • винят ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство, что в свою очередь вызывает у бедолаги неуверенность, тревожность).

Как помочь

  • Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления (рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика). Придерживайте детский речевой поток и стимулируйте продуктивную деятельность малыша.

К содержанию

4. Психофизический инфантилизм

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника. "Психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает; оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не особо травмируют. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме — не сформирована.

Как помочь

  • Признавайте право ребенка на ошибку.
  • Научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому состоянию, когда учишься (не ошибается только тот, кто ничего не делает!).
  • Учите ребенка находить ошибки, проверять и контролировать себя.
  • Научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать.
  • Научите ребенка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их.

Это очень частая жалоба и учителей, и родителей. За нею может стоять все что угодно:

  • заниженность познавательных мотивов;
  • стремление избежать неудачи: "не буду делать — у меня не получится, я не умею", т.е. ребенок отказывается что-либо делать, т.к. не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности;
  • общая замедленность темпа деятельности, свяанная с особенностями темперамента: ребенок трудится добросовестно, но медленно, а родителям кажется, что ему "лень шевелиться", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, и, как следствие — малыш дезорганизован и расстроен;
  • высокая тревожность как признак глобальной неуверенности в себе, которая тоже иногда расценивается родителями как лень: ребенок не делает чего-то, потому что точно не знает, как надо, и потому увиливает от любого действия.
  • Реже бывает лень в чистом виде, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Впрочем, здесь правильнее говорить об избалованности.

Как помочь

  • Что же делать, если ребенок так или иначе ленивый и не хочет делать домашние задания? Решать проблему поэтапно.

1 этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребенком. При этом внимательно наблюдайте за ним. Ваша задача — понять, каких именно знаний и умений у вашего чада нет и помочь ему овладеть ими.

2 этап. Ребенок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждая удача должна вами отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребенка, а разберитесь вместе, что ему помешало все хорошо сделать. Ваша задача — научить ребенка чувствовать радость от первых успехов.

3 этап. Постепенно увеличивайте объемы самостоятельной работы — вплоть до того, что ребенок сам делает все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

4 этап. Ребенок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.

Ирина Солейг, детский психолог

Статья предоставлена журналом "Первоклассные родители"