Содержание:

При выборе игрушек главное — научиться противостоять соблазнительному магазинному разнообразию и не совершать хаотичных покупок. Для того чтобы детская комната не превратилась в склад ненужных вещей, к приобретению "детских радостей" стоит отнестись со всей возможной серьезностью.

К содержанию

Зачем?

Итак, вы пришли за подарком в детский магазин: глаза разбегаются, руки непроизвольно тянутся к кошельку, и вот уже навороченный говорящий шар с ножками переезжает с полки в вашу сумку. Все утро одаренный отпрыск обнимается с этим уродцем и таскает его за собой по квартире. К вечеру, правда, восторг проходит, и шар отправляется пылиться в дальний угол детской. Знакомая история? Уверены, что малыш быстро теряет интерес к новым вещам, потому что невероятно избалован игрушками? Если вы и правы, то лишь отчасти. Главная причина в том, что родители сами регулярно совершают системную ошибку, покупая малышам новые "развлекалки" под действием того или иного импульса: "Прикольно", "Мне очень нравится" и так далее. На самом деле выбирать игрушку нужно точно так же, как, скажем, сапоги или куртку. В какую погоду вы будете их носить? С чем? Куда? Попробуйте задать себе похожие вопросы, стоя перед прилавком, заполненным мишками-машинками-куклами.

Развивающий, а стало быть, и пользовательский эффект игрушки напрямую связан с ее игровыми и обучающими возможностями. "Как ребенок будет играть с этим грузовиком?" и "Можно ли сделать так, чтобы его интереса хватило надолго?" — ответы на эти нехитрые вопросы позволят вам избежать не только лишних трат, но и завалов ненужных игрушек в детской комнате.

К содержанию

Соблюдение баланса

Детскую активную деятельность психологи очень условно разделяют на две части — "освоение смыслов и законов человеческих отношений" и "взаимодействие с предметами". Точно так же — на две группы — делятся и игрушки. К первой группе относятся мишки, куклы, тематические наборы, карнавальные костюмы и разнообразные крупногабаритные машины, на которых можно перевозить кубики из пункта А в пункт Б. То есть в эту "игровую зону" попадают предметы, которые так или иначе могут способствовать личностному и эмоциональному развитию малыша. Во вторую группу входят игрушки, отвечающие за реализацию интеллектуальных способностей ребенка: конструкторы, пирамидки, кубики, лото, детское домино и всевозможные пазлы с мозаиками.

Есть и третья группа, отвечающая за физическое развитие ребенка, но прыгалки, хула-хупы и мячи, входящие в нее, на языке психологов называются "тренажерами", поэтому к настоящим игрушкам имеют опосредованное отношение.

Надо знать
Самые серьезные претензии специалисты из "Общества по защите прав потребителей" предъявляют к китайской продукции. Токсичные красители, неровные, царапающие края, несимметричное расположение деталей и низкая износостойкость — вот далеко не полный перечень недостатков, обнаруженных у продукции с маркировкой "Made in China". Некачественная игрушка грозит ребенку отравлениями и травмами. Особенно опасны предметы с повышенным содержанием формальдегида — вещества, которое может вызвать у ребенка чудовищный аллергический приступ. Перед покупкой электрических игрушек обязательно проверяйте, соблюдены ли нормы электрического напряжения — китайские товары частенько грешат их нарушением.

Укомплектовывая детскую комнату, постарайтесь сделать так, чтобы в ней в равных долях поместились представители каждой группы. То есть, если ваш ребенок больше всего на свете любит машинки, не идите слепо у него на поводу. Вместо очередного коллекционного шедевра на колесах лучше купите ему авто-конструктор: сначала он соберет тягач, а потом будет катать его в свое удовольствие.

Безусловно, главным условием успешного и долгого общения малыша с игрушкой является ее удобство. Если винты закручиваются с трудом, машина не едет вперед, а заколка не держится на кукольных волосах, то ребенок просто не может выполнять требуемые этим конкретным предметом действия.

Кстати
Огромные плюшевые медведи, собаки и зайцы, которых так любят дарить нашим деткам бабушки, никакой пользы не приносят. Как играть с тем, что крайне затруднительно удержать в руках? Правильно, никак. Поэтому обычно они спокойно сидят в углу и добросовестно собирают пыль.

К содержанию

Только вместе

Обязательно прислушивайтесь к детским просьбам: далеко не всегда они — прихоть. У наших малышей тоже есть свои продуманные, а иногда и выстраданные решения. Пусть кажется, что выбранная ребенком игрушка — дурацкая, но вы ведь не для себя ее покупаете и не вам потом в нее играть. Кроме того, у детей существуют не только родительские, но и свои собственные приоритеты: "Хочу солдата, как у Пети" или "Ой, я так люблю Золушку, мама, купи мне эту карету" — вполне веский аргумент в пользу покупки.

Отследить и понять все мотивации своих юных наследников взрослые, конечно, могут далеко не всегда. Собственно, поэтому иногда желание ребенка стоит просто принять на веру: пусть он получит именно тот подарок, который хочет. Главное, не попрекайте его потом стоимостью игрушки и не следите за ее сохранностью: собственник имеет полное право делать с ней все что хочет — рисовать другие глаза и брови, стричь хвосты и гривы и менять колеса. Вмешиваться стоит только в том случае, если игра переходит этические нормы, — жестокость и членовредительство нужно незамедлительно пресекать.

Необходимые показатели
На бирке игрушки, которую вы приобретаете, в обязательном порядке должны быть указаны следующие нормы: возрастные ограничения (к примеру — от 3 до 5 лет)
страна-производитель
фирма-изготовитель
ГОСТ 25779-90
предупредительные надписи
инструкция по уходу за игрушкой
значок Госстандарта, а под ним две цифры и две буквы — свидетельствующие о том, что товар был протестирован в специальных лабораториях.

К содержанию

Анкетные данные

Родители и прочие родственники обычно покупают игрушки, ориентируясь на возрастную маркировку, но иногда этот указатель стоит проигнорировать. Набор кубиков, на котором написано "для детей от 3 лет", порой может вызвать интерес только у годовалого малыша. Так что, покупая ребенку "радость", подумайте о том, удовлетворит ли она растущие с каждым днем интеллектуальные потребности вашего чада? При этом совсем игнорировать маркировку, безусловно, не стоит.

Мелкие предметы, конечно же, не стоит давать в руки малышам до 3 лет: они могут их проглотить, затолкать в нос или в ухо, иными словами — использовать строго не по назначению. Кстати, с точки зрения безопасности обращать внимание нужно не только на возрастные показатели, но и в обязательном порядке на технические характеристики: игрушки могут напугать малыша резкими звуками (звуковой диапазон не должен превышать 65 децибел) или травмировать излишне сильной вибрацией.

Иногда желание ребенка нужно просто принять: купить ему игрушку, которую выбрал он, а не вы!

К содержанию

Будь проще

Примитивные пазлы — "засунь круглый предмет в круглое отверстие", — которые, собственно, и требуются детям для постепенного познания предметного мира, почему-то не устраивают производителей игрушек. Они упорно пытаются создать некую универсальную модель, в которой есть множество полезных, на их взгляд, опций. Ребенок, естественно, хочет использовать их все и сразу, а в результате не может сосредоточиться ни на одном конкретном задании. Простота и монофункциональность — главное требование к игрушкам для любого возраста. Когда в очередной раз вас заинтересует мячик, умеющий превращаться в куклу, вспомните, что встроенная в мобильный телефон фотокамера никогда не заменит настоящий фотоаппарат. Тут работает простое правило: копаться в песочнице лучше обычной лопаткой, а не агрегатом, который может при необходимости превратиться в пушку, пускающую мыльные пузыри.

Кстати
Простые игрушки в несколько раз вариативнее навороченных электронных агрегатов. Кубики и куклы благодаря своей примитивности позволяют ребенку помещать их в разные условия и ситуации — они открыты для самых невероятных действий и потому отлично выполняют свою развивающую функцию. А что, скажите на милость, нового можно придумать с говорящим роботом? Направо-налево, сесть-встать — вот и весь спектр действий. Ни изменить, ни усложнить алгоритм игры в этом случае невозможно, а значит, вскоре она гарантированно наскучит ребенку.

К содержанию

Как себе

Все детство вы мечтали о фарфоровой кукле (большой железной дороге с кучей прибамбасов). Вот сейчас вы ее купите своему ангелочку, и жизнь его немедленно станет ярче и прекраснее. Идея, конечно, отличная, но при чем тут наши дети? Купили? Себе купили? Ну и играйте. А то ведь ребенок может "мечту детства" сломать, не оценить, или — что уж совсем ужасно — утащить в детский сад и поменяться с Мишей на какую-нибудь машинку. Если вы подарили малышу то, что сами страстно желали в детстве, имейте мужество отойти в сторону и спокойно наблюдать за тем, как безжалостно он с этим "счастьем" расправляется. Либо действуйте честно и бесхитростно: покупайте вещь себе и играйте в нее вместе с ребенком, пока не надоест. Но малыш должен знать, что эта игрушка мамина или папина, и не возмущаться, когда родители убирают ее высоко-высоко на шкаф.

К содержанию

Вместе

Чем старше становится ребенок, тем меньше времени мы тратим на совместные игры с ним. Поэтому когда вы с удивлением и ужасом обнаруживаете, что ничто, кроме бесконечных стрелялок и бродилок, вашего наследника уже не увлекает, самое время пересмотреть свою точку зрения на детские забавы. Помните — игрушки мы покупаем, чтобы развить в любимых детях самостоятельность и помочь им освоить разные социальные роли, а вовсе не для того, чтобы заменить плюшево -жужжащим разнообразием недостаток общения с родителями. Играйте вместе, вам понравится.

Комментарий психолога
Вред ребенку может принести не только плохо сделанная игрушка, но и неправильно подобранная. По возможности не покупайте своим детям ярко-красные или черные "прибамбасы" — такие цвета крайне негативно воздействуют на психику дошкольников. Где-то до 5 лет малышам не стоит дарить разнообразных мутантов — розовых слонов или непятнистых жирафов: в этом возрасте у детей еще не сформировано впечатление об окружающем мире и подобные игрушки помешают выработать им правильный стереотип. Большинство родителей стремятся всеми силами предотвратить появление дома детских музыкальных инструментов. Понять их, конечно, можно, но таким образом они лишают своего ребенка возможности громко выразить свое эмоциональное состояние, которая ему так необходима. В результате расстроенный малыш изо всех сил колотит кулачками по столу, и это, поверьте, раздражает в разы больше, чем звонкий барабанный стук или монотонное дуденье в трубу. Кстати, игрушечные пистолеты, вызывающие опасения у некоторых мам, тоже отличный способ снять напряжение. А агрессию у ребенка может развить и обыкновенный плюшевый мишка, который в минуты раздражения будет заменять малышу боксерскую грушу.
Наталья Воронцова, детский психолог

Наталья Филатова