Содержание:

Что такое «диванный синдром»? Большинство читателей интуитивно понимают, что означает это выражение, — особенно если так все чаще проводит время собственный подросток или даже молодой человек старше 18 лет. Для взрослого полежать на диване — это обычно лишь короткая передышка, а вот у молодежи такое ничегонеделание может стать регулярным и даже превратиться в проблему.

Как повысить самооценку и мотивацию и найти работу

К содержанию

Как распознать диванный синдром?

Естественно, у каждого бывает упадок сил. Если юноша или девушка недосыпали несколько ночей кряду, то могут просто валиться с ног от усталости.

Однако апатия и лень могут быть вызваны не только недосыпанием. Если тебя увольняют с работы, ты не поступаешь с первой попытки в выбранный университет либо с тобой порывает твой парень или девушка — кратковременная депрессия неудивительна. Но, как правило, молодые люди восстанавливаются после таких потрясений за считаные дни.

Некоторые пункты из следующего списка (помеченные звездочкой) могут свидетельствовать о начале депрессии, связанной с заниженной самооценкой и отсутствием мотивации. Эти симптомы могут быть вялотекущими, а могут и прогрессировать. Поэтому обращайте внимание на внешний вид и поведение молодого человека. Итак, симптомы могут быть следующими:

  • пренебрегает личной гигиеной, забывает ходить в душ, мыть голову, чистить зубы, причем неряшливость становится все заметнее;
  • игнорирует собственный внешний вид;
  • более четырех часов может пролежать на диване или в кровати и при этом не спать; долго играет в компьютерные игры или сидит с приставкой, часами зависает в Интернете, ни с кем при этом не общаясь;
  • к концу дня около дивана или кровати скапливается больше трех чашек или тарелок;
  • проводит вечера и выходные дома, ни с кем не общаясь, не звонит друзьям;
  • отвергает приглашения друзей зайти в гости;
  • не отвечает на телефонные звонки или обращения по Интернету;
  • ходит молчаливый и потерянный, как вариант — угрюмый и агрессивный;
  • не выражает никакого сочувствия окружающим, другие люди ему не интересны;
  • обостряются вредные привычки: начинает больше курить, выпивать, есть вредную пищу, гонит от себя сон, злоупотребляет лекарствами и успокоительными;
  • специально наносит себе травмы: например, порезы или синяки;
  • выражает неудовлетворенность собой или своей жизнью;
  • рассуждает о самоубийстве, пусть и не применительно к себе, увлекается темой смерти*;
  • непоколебимо верит в то, что что-то может в корне изменить его (ее) жизнь: например, речь может идти о пластической операции или липосакции, о том, чтобы накачать пресс, купить машину, завести пассию;
  • маниакально одержим чем-то одним, по сравнению с чем все остальное утрачивает всякое значение: например, подсчетом калорий, какой-либо игрой, спортом или командой, собственным внешним видом*.

К содержанию

Как преодолеть диванный синдром

Никому не нравится ощущать себя беспомощным. Но если человек самоустраняется от жизни и просто ничего не делает, то попадает в порочный круг, выхода из которого не видно.

Большинству людей кажется, что желанные изменения, которые могли бы наладить жизнь, вполне конкретны: например, нужна новая работа, лишние деньги, новые друзья. Но, хотя и создается впечатление, что «тогда-то уже точно все будет хорошо», многим людям недостает ни навыков, ни мотивации, чтобы встать на путь изменений. Молодой человек также может лелеять нереалистичные или недостижимые планы на будущее, не замечая подготовительных шагов, которые могли бы привести его к этой цели. Если человек не стремится к обучению — академическому или практическому, — то все его мечты так и останутся мечтами.

В такой ситуации от родителя требуется терпение, понимание плюс умение промолчать, когда следует. Если вы будете постоянно наставлять ребенка, учить его жизни, а сами тем временем жить совершенно иначе, вряд ли вам удастся вдохновить сына или дочь на изменения. Даже если молодой человек ищет помощи, он вряд ли станет обращаться со своими проблемами к взрослым, которые только и делают, что судят и критикуют его.

Что такое диванный синдром

К содержанию

История Джо, 17 лет

Джо бросил школу в 16 лет, почти ничего не умея. Он надеялся найти физическую работу, желательно на свежем воздухе. По натуре Джо не студент, учеба ему не нравится, зато он талантливый футболист и вообще очень спортивный парень. Джо был постоянным членом школьной футбольной команды, активно участвовал во многих внеклассных клубах и кружках. Бросив школу, он стал гораздо менее активен, поскольку почти все его спортивные занятия проходили именно там, и он никогда не входил в другие команды или группы.

За время, прошедшее после школы, Джо удалось поработать только в одном месте — в небольшом супермаркете недалеко от дома. Парень терпеть не мог эту тупую и бездумную работу, сводившуюся к раскладыванию товара по полкам, погрузке и разгрузке. Коллектив в супермаркете был небольшой, все старше Джо. Он чувствовал себя одиноким и покинутым. Шло время, Джо все больше бездельничал, пока его, наконец, не уволили после неоднократных требований относиться к работе ответственнее.

Поскольку Джо вылетел с работы даже без намека на хорошую рекомендацию, он никак не мог устроиться куда-либо еще и постепенно все сильнее впадал в уныние. Парень, который еще недавно был отзывчивым, открытым и дружелюбным, стал отстраненным, язвительным. Раньше у Джо было множество друзей, но постепенно он растерял большинство из них, а в конце концов даже выбросил мобильный телефон!

Дни Джо проходили так: к полудню он выбирался из постели, брал на кухне миску хлопьев и чашку чая, съедал это прямо в кровати и просиживал в нижнем белье большую часть дня, пока Николь не возвращалась с работы, а его младшая сестра Пэтси — из школы. Джо по несколько дней не менял одежду, не мылся без напоминания и не менял постель.

Отец Джо, который давно уже жил отдельно от семьи, переживал за душевное здоровье сына, регулярно названивал, засыпал Джо вопросами и постоянно указывал парню, что тому следует делать. После отцовских звонков Джо часто закрывался в своей комнате на несколько часов.

Мама пыталась уговорить сына поискать работу, но он не видел в этом смысла. Ему уже несколько раз отказали, и Джо начал все чаще со злобой отзываться о своем бывшем начальнике. Также парень искренне ненавидел весь мир за то, что не получил не только желаемого, но и самого необходимого. Николь пыталась объяснить сыну, что сложившиеся обстоятельства возникли не только по вине парня, но сам Джо в силах все изменить. В ответ она получала лишь вспышки гнева, а как-то раз Джо даже исчез куда-то на три дня.

Внимательно изучив ситуацию и подробно обсудив ее с Николь, мы разработали план поддержки ее сына, состоявший из трех этапов:

  1. Добиться, чтобы парень вновь начал работать, заниматься спортом, проводить время с другими.
  2. Повысить его самооценку, напомнив о его сильных сторонах и достижениях.
  3. Помочь Джо разобраться, чего он хочет в жизни, реалистично взглянуть в будущее и понять, какие шаги нужно предпринять для достижения желаемого.

Николь начала давать сыну простые поручения, за которые немного ему платила: например, помыть машину, убраться в саду. Потом она попросила друзей и знакомых, чтобы и те находили для Джо какую-либо работу: например, посидеть с ребенком, ободрать старые обои, помочь положить фундамент для нового гаража, погулять с собакой, разбросать по почтовым ящикам рекламные листовки.

Ни одна из этих «работ» серьезно не оплачивалась, но у Джо завелись хотя бы небольшие деньги. Он возобновил некоторые дружеские контакты, снова стал бывать в компании по вечерам. Николь помогла сыну составить список услуг, которые он мог оказывать, парень бросал такие предложения в почтовые ящики. Постепенно у него стали появляться приработки. Любая работа, даже самая незначительная, помогала Джо чувствовать себя востребованным. Мать не забывала обсуждать с ним, насколько удачно он справился с той или иной задачей.

Николь также нашла список местных спортивных групп, клубов и команд, в которых можно было участвовать бесплатно или за чисто символические взносы. Джо стал ходить в легкоатлетический клуб и играть за футбольную команду. Еженедельно устраивали тренировку, а в выходные — матч.

Через полгода Джо снова стал самим собой, активно участвовал в жизни семьи, в свободное время помогал по дому, справлялся со своими приработками и находил время общаться с людьми.

Затем Николь предложила Джо обсудить все те виды работы, которыми ему доводилось заниматься, и подумать, что ему больше всего нравилось в каждом из этих занятий и какой работой он хотел бы заниматься в будущем. К собственному удивлению Джо осознал, что ему нравится работа, требующая умений художника и декоратора. Поэтому он поступил на такой курс в ближайший колледж, чтобы освоить основные приемы и навыки. Один из приятелей-спортсменов предложил ему неполную занятость в оформительской художественной фирме. Там Джо стал трудиться добросовестно и профессионально, сохранив также кое-какой дополнительный приработок.